Российский рынок полимеров далек от насыщения
Аналитика

Российский рынок полимеров далек от насыщения

26 апреля 2019, 10:23Мария Ромашкина
В 2018 году спрос на полиэтилен превысил уровень докризисного 2013 года

Если сравнивать объемы потребления полимеров на душу населения в РФ со среднемировыми, можно говорить о том, что российский рынок полимеров пока еще далек от насыщения: 13,5 кг полиэтилена против 20 кг среднемировых и 8,6 кг полипропилена против 25 кг. Такие данные «НиК» привела Лола Огрель, руководитель отдела аналитики Группы «Креон».

По ее словам, развитие сегмента полиэтилена продолжалось лишь до 2013 г., а в последние годы особой активности не демонстрировало. В 2018 г. спрос на полиэтилен превысил уровень докризисного 2013 г. на 24 тыс. т и составил 1,918 млн т. Суммарный выпуск в 2018 г. составил 1,783 млн т, что на 78 тыс. т больше, чем годом ранее. Можно надеяться, что рынок полиэтилена выходит из кризиса.

Эксперт также обратила внимание на экспортно-импортные операции, оказывающие заметное влияние на внутренний рынок. Почти 25% этого полимера на рынке — продукция зарубежных компаний, и при этом порядка 20% общего объема производства экспортируется. В 2017 г., несмотря на сокращение производства, экспорт полиэтилена вырос на 21%, в основном за счет поставок полиэтилена низкой плотности (ПЭНП).

В 2018 г. на фоне растущего производства экспорт, наоборот, сократился практически до уровня 2016 г., составив 327 тыс. т. Суммарный импорт за последние 3 года менялся незначительно, его объемы находились в интервале 457–467 тыс. т. Прирост внешних поставок зафиксирован в сегменте полиэтилена высокой плотности, по другим видам полиэтилена в последние годы отмечено снижение объемов импорта.

«Движущей силой рынка полиэтилена до недавнего времени было увеличение спроса на пленку.

Развитие рынка в пленочном сегменте шло за счет сокращения импорта готовой упаковки и пленок и роста внутреннего производства. Однако в 2017 г., впервые за последние годы, производство полиэтиленовой пленки и пакетов сократилось. Такая тенденция может сохраниться, поскольку многие крупные ретейлеры поддержали призыв „Гринписа“ отказаться от одноразовых пакетов», — говорит Огрель.

С другой стороны, отмечает аналитик, после трехлетнего падения увеличился спрос на полиэтиленовые трубы. Растет производство тары, ящиков, флаконов и крупногабаритных емкостей. Несмотря на то, что на долю линейного полиэтилена приходится пока наименьший объем потребления — всего 17% рынка сектора ПЭНП, — он является одним из самых динамично развивающихся на отечественном рынке полимеров. С 2010 г. потребление линейного полиэтилена выросло практически в 2 раза и в 2018 г. составило 312 тыс. т. Производство же за этот период выросло в 3 раза.

Потенциальная мощность пока единственного производителя линейного полиэтилена — «Нижнекамскнефтехима» — составляет до 200 тыс. т в год.

Его производство в 2018 г. достигло 165 тыс. т, все остальное пришлось на импорт. До запуска комплекса «ЗапСибНефтехим» СИБУРа «Нижнекамскнефтехим» будет оставаться единственным производителем данного продукта в России.

Что касается полиэтилена низкой плотности, то, по данным Огрель, в 2018 г. его выпуск незначительно сократился. Объем производства составил 655 тыс. т, на 9 тыс. т меньше, чем годом ранее. Прирост показал Ангарский завод полимеров и «Газпром нефтехим Салават». «Казаньоргсинтез», «Томскнефтехим» и «Уфаоргсинтез» были в небольшом минусе. При отрицательной динамике производства переработка в 2018 г. увеличилась на 3%.

Аналитик обратила внимание, что не востребованный российскими переработчиками полиэтилен поставляется за рубеж. При этом в сегменте ПЭНП доля экспорта традиционно велика — до трети производимого продукта. В 2018 г. для удовлетворения внутреннего рынка объем экспорта пришлось сократить с 212 до 173 тыс. т, доля экспорта снизилась с 32% до 26%.

Основным экспортером ПЭНП остается «Томскнефтехим» — 54% экспорта, на втором месте «Казаньоргсинтез» — 39%.

Продукция отправляется в 25 стран. Приоритетом для российского экспорта стал в последние годы Китай, доля которого достигла 40% общего объема поставок. Но основным рынком сбыта остаются страны СНГ, закупившие в 2018 г. 46% российского полиэтилена низкой плотности.

Говоря об импорте, Огрель отметила, что крупнейшим поставщиком ПЭНП в Россию на протяжении многих лет является белорусский завод «Полимер», поставляющий полиэтилен пленочных марок. В 2018 г. 58% импорта полимера было обеспечено этим производителем. Кроме того, весьма значительно на российском рынке представлена продукция компании Ineos.

Согласно данным, основной областью применения импортного полиэтилена низкой плотности является производство пленок — 70%. Почти 20% ввезенного в 2018 г. полиэтилена предназначалось для производства тары и упаковки. Заметная доля принадлежит полиэтилену, используемому в фармацевтической упаковке и производстве товаров медицинского назначения, а также для изготовления пупырчатых изделий.

В то же время по итогам 2018 г. выпуск полиэтилена высокой плотности низкого давления (ПНД) в РФ составил почти 963 тыс. т, на 7% больше, чем в 2017 г. Нарастили производство два предприятия из четырех: впервые к проектной мощности приблизилось производство полиэтилена ООО «Газпром нефтехим Салават» — плюс 29%, на 25% увеличило выпуск продукции ООО «Ставролен». Наибольшее снижение показал «Нижнекамскнефтехим», в течение нескольких лет планомерно сокращающий наработку ПНД в пользу линейного полиэтилена.

Огрель отметила, что, несмотря на рост производства, объемы экспорта сократились на 13% и поставки зарубежным покупателям составили 150 тыс. т против 170 тыс. т годом ранее. Основные поставки полиэтилена высокой плотности приходятся на страны ближнего зарубежья, главным образом на Казахстан, Республику Беларусь и Украину. Суммарно в эти страны было отправлено 64% общего объема экспорта. В 2018 г. появились такие экзотические потребители, как Конго и Намибия. Основным экспортером полимера остается «Казаньоргсинтез» — 61%, треть поставок приходится на «Ставролен».

В определенный период импорт полиэтилена высокой плотности постепенно снижался. В 2016 г., в сравнении с 2012 г., поставки данного полимера сократились в 3 раза и упали до минимального значения — 134 тыс. т. Казалось, так будет происходить и дальше. Основной причиной столь заметного снижения импортных поставок стало сокращение спроса на трубный полиэтилен. Но неритмичная работа отечественных производителей в 2017 г. привела к необходимости увеличить закупки импортного продукта, даже несмотря на снижение переработки.

В 2018 г. спрос на импортный полиэтилен высокой плотности продолжил рост, главным образом за счет увеличения поставок из Узбекистана. Так, в 2015 г. импорт из этой среднеазиатской республики составлял всего 18,5 тыс. т. После запуска предприятия Uz-Kor Gas Chemical экспансия в Россию заметно возросла — 89 тыс. т в 2017 г. и 122 тыс. т в 2018 г. Таким образом, доля узбекского полиэтилена выросла в 2018 г. до 56%. Вернулся и украинский полиэтилен.

«Конкуренция с полиэтиленом высокой плотности из стран ближнего зарубежья заставляет отечественных производителей регулировать цены в соответствии с импортным паритетом.

Одновременно с этим наши ближайшие соседи нацелены на дальнейшее расширение мощностей и заинтересованы в сбыте продукции, в том числе и на российском рынке», — подчеркнула аналитик.

Основной прирост в 2017–2018 гг. обеспечивали производители пакетов, увеличив закупки в 3 раза. Поставки ПНД трубного значения остаются на одном и том же уровне уже третий год подряд. Почти прекратился импорт полиэтилена для экструзионного покрытия стальных труб большого диаметра, что свидетельствует о постепенном вытеснении импортного ПВП для труб и изоляции отечественным продуктом.

Аналитик резюмировала, что с 2010 г. рынок полиэтилена в России развивался крайне неактивно. Производство выросло на 17%, а потребление — лишь на 16%. Новые мощности не вводились, расширение шло только за счет реконструкции действующих производств. В сопредельных государствах за последние годы были запущены три предприятия по производству полиолефинов, их продукция активно поставляется на российский рынок.

«Положительным моментом в развитии рынка является то, что отечественные производители перестраивают производственную стратегию, расширяя марочную структуру и видовой состав полиэтилена. Это приводит к постепенному вытеснению импортных марок. Но говорить о заметном смещении производителей в сторону выпуска дефицитных марок пока рано», — заключила Огрель.

Мария Ромашкина

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter