Posted 26 февраля 2019,, 08:00

Published 26 февраля 2019,, 08:00

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Транснефть: успешная компания — успешна во всем

26 февраля 2019, 08:00
Крупнейшая российская газотранспортная компания превзошла по энергоэффективности и снижению операционных расходов зарубежные компании-аналоги
Сюжет
ВСТО

В 2018 г. Транснефть отметила 25-летний юбилей. Становление Транснефти, крупнейшей в мире компании по транспортировке нефти, прошло в сложные 1990-е годы. От советского периода Транснефти досталась система транспортировки нефти, включавшая 44,5 тыс. км магистральных нефтепроводов. На сегодняшний день протяженность трубопроводов Транснефти составляет более 68 тыс. км, нефть на экспорт идет по восточному, западному и южному направлениям.

За четверть века грузооборот нефти по системе Транснефти вырос на 40%, и на сегодня он в 8,4 раза больше, чем у ближайшего зарубежного конкурента.

Работа в приоритетной для страны отрасли требовала полной самоотдачи, и в начале 2000-х гг. Транснефть приступила к мегапроекту – строительству нефтепровода ВСТО. Пожалуй, именно ВСТО завершил формирование единой системы нефтепроводов современной России.

При этом Транснефти удалось, несмотря на существенную географическую распределенность объектов, добиться высокой энергоэффективности: удельное потребление электроэнергии составило по итогам 2017 г. 11,34 кВт-ч/1000 ткм.

Для сравнения: средняя энергоэффективность крупных международных компаний сектора составляет 13,36 кВт-ч/1000 ткм. Рост энергоэффективности Транснефти впечатляет: за последние 8 лет удельное потребление электроэнергии снизилось на 16%. А полное снижение удельных затрат на 100 ткм только за 2015-2017 гг. составило 6,5%.

Рост энергоэффективности и прочие мероприятия, проводимые Президентом компании Николаем Токаревым и председателем Совета директоров Транснефти, Министром энергетики Российской Федерации Александром Новаком, позволили Транснефти стать одной из самых эффективных компаний в отрасли трубопроводного транспорта нефти. По итогам 2017 г. величина удельных операционных расходов на транспортировку нефти ПАО «Транснефть» ($0,32/100 ткм) в 3,9 раза ниже медианного значения по компаниям-аналогам ($1,24/100 ткм), а также ниже аналогичного показателя Enbridge, крупнейшей по грузообороту среди 57 зарубежных компаний-аналогов ($0,38/100 ткм).

Другим направлением работы г-на Новака и Токарева стало повышение эффективности капитальных затрат компании. Недавно Транснефть улучшила прогноз оптимизации программы капвложений: в отчете об устойчивом развитии за 2017 г. компания сообщала о планах по оптимизации капвложений на 2017-2022 г. на 24,3 млрд руб., а уже в октябре 2018 г. на вебинаре для инвесторов Транснефти менеджмент озвучил возможность оптимизации капвложений за 2018-2022 гг. на 94 млрд руб. (фактическое снижение программы капвложений за 2017 г. составило 5,1 млрд руб.).

Требования к операционной эффективности Транснефти были продиктованы исторически низким уровнем тарифов на транспортировку и их индексацией ниже уровня инфляции в последние годы.

Это привело к тому, что средний уровень тарифа Транснефти существенно ниже, чем у компаний-аналогов ($0,89 против $2,12/100 ткм соответственно за 2017 г.). Однако высочайшая производительность труда в натуральном выражении (17,3 млн ткм/чел. против медианного значения у компаний-аналогов 7,8 млн ткм/чел.) позволяет удерживать рентабельность компании по EBITDA на уровне 40-50%.

Важно, что экономия на затратах происходит не за счет окружающей среды или безопасности. Транснефть в лидерах и по этим показателям.

Удельная аварийность при транспортировке по магистральным трубопроводам Транснефти составляет 0,06 аварий на 1000 км, в то время как среднее значение аварий у международных компаний-аналогов — 1,39.

Также в разы отличается удельный объем разливов на 1000 км трубопроводов: у Транснефти — 0,13 куб. м против 2,78 куб. м у компаний-аналогов.

Успешна Транснефть и на международных рынках. Предприятие Транснефть-Диаскан стало признанным в мире инновационным центром внутритрубной диагностики, выпускающим уникальную продукцию. Транснефть-Диаскан располагает целой линейкой диагностических приборов для трубопроводов всех диаметров.

Специалисты компании создали комбинированный дефектоскоп и ультразвуковой прибор по выявлению произвольно ориентированных дефектов, который стал новой вехой в конструировании внутритрубных приборов. Не имеющие аналогов в мире технологии позволяют компании выходить на зарубежные рынки.

Успехи в операционной деятельности отражаются и на финансовых результатах компании. Чистая прибыль по МСФО с 2008 по 2017 г. выросла с 73 до 192 млрд руб., дивиденды — с 1,2 до 82,5 млрд руб. (с 2% до 43% чистой прибыли).

Ожидается, что дивиденды за 2018 г. составят около 100 млрд руб. (50% от чистой прибыли 2018 г.).

В последующие годы Транснефть сможет продолжить выплату дивидендов в размере более 50% чистой прибыли благодаря оптимизации программы капитальных затрат, дальнейшему росту внутренней эффективности и росту свободного денежного потока.

Очевидно, что при выполнении заявленной дивидендной программы и сохранении положительной динамики по операционной деятельности, Транснефть является привлекательной инвестицией для инвесторов, в том числе зарубежных. В 2017-2018 гг. доли в Транснефти приобрели международные суверенные фонды, такие как суверенный фонд королевства Саудовской Аравии, Китайская инвестиционная корпорация, Японский банк международного сотрудничества, а также РФПИ. В условиях ограниченного доступа к международному капиталу, инвестиции со стороны иностранных фондов являются большим успехом.

Возможно, такие инвестиции — лучшее подтверждение эффективной работы менеджмента и Совета директоров Транснефти.

"