Posted 25 августа 2018, 14:51

Published 25 августа 2018, 14:51

Modified 15 сентября 2022, 20:20

Updated 15 сентября 2022, 20:20

Тема недели: Бензин отбивается от ручного управления

25 августа 2018, 14:51
Отраслевые эксперты дают осторожные прогнозы относительно будущего топливного рынка РФ

Ориентировочно 27 августа вступят в силу новые односторонние санкции США в отношении России. Ожидается, что удар будет нанесен прежде всего по банковской системе и национальной валюте. Вместе с тем даже «предчувствие» новых санкционных ограничений повлияло на курс рубля. На этом фоне возобновились и ожидания очередного витка подорожания топлива, которое, как известно, в нашей стране дорожает практически в любой ситуации.

Первым масла в огонь подлил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, который в своем письме предупредил Администрацию президента, что цены на бензин в 2019 году могут резко вырасти из-за одновременного повышения акцизов и НДС (акцизы 1 января 2019 года увеличатся с 8213 руб. до 12314 руб. за 1 тонну бензина 5-го класса, НДС вырастет с 18 до 20%). По его мнению, рост налоговой нагрузки на топливный рынок, увеличение мировых цен на нефть и ослабление курса рубля приведут к тому, что поставки в Европу станут более выгодными, а цены на внутреннем рынке возрастут. Аркуша отметил, что на этот процесс повлияют осенние ремонты на НПЗ и «прекращение административного давления на цены по окончании выборной кампании».

Позже в СМИ были распространены расчеты Независимого топливного союза (НТС). В них делается вывод, что в среднесрочной перспективе государство административными мерами сможет сдержать розничные цены, но если не предпринять срочных мер, то с завершением налогового маневра в нефтяной отрасли на фоне поднятия НДС с начала 2019 года ситуация с высокой долей вероятности выйдет из-под контроля.

«Демпферы, которые заложены правительством РФ для управления ситуацией, – возвратный акциз на сырую нефть для НПЗ, система плавающих акцизов и возможность введения экспортных пошлин на нефть – требуют ручного управления и связаны со значительным временным лагом. Независимые АЗС только начали оправляться от диспаритета цен весны 2018 года, и повторение ситуации осенью может привести к массовому их закрытию, что нанесет ущерб топливной инфраструктуре страны и станет дополнительным фактором к ухудшению на внутреннем рынке»,

– сообщил НТС.

Стоит отметить, что в правительстве не разделили опасений представителей независимых АЗС относительно возможного роста цен. В частности, представитель вице-премьера РФ Дмитрия Козака Илья Джус сообщил, что на совещании у Козака обсуждалась ситуация на рынке моторного топлива.

«По данным докладов ФАС и Минэнерго, маржа независимых АЗС сохраняется на приемлемом уровне. Несмотря на меняющуюся внешнюю макроэкономическую конъюнктуру и выбытие ряда НПЗ на ремонты, угроза давления этих факторов на розничные цены в настоящее время минимальна», – отметил Джус.

Федеральная антимонопольная служба России решила сделать более решительные шаги для успокоения рынка. По словам начальника управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, антимонопольная служба в ближайшее время может выдать предостережение главе Российского топливного союза Евгению Аркуше за заявления о росте цен на бензин в 2019 году.

«Эти действия незаконны, он нарушает закон этими заявлениями, – сказал Махонин. – Будем рассматривать в ближайшее время выдачу предостережения».

Чуть ранее Махонин сообщал агентству «Прайм», что ФАС обсуждает с рядом нефтекомпаний возможность полного прекращения экспорта бензина в связи с осенними ремонтами на НПЗ и «Сургутнефтегаз» уже намерен до конца сентября перенаправить с экспорта на внутренний рынок дополнительные объемы бензина.

Отраслевые эксперты дают осторожные прогнозы относительно будущего топливного рынка РФ, отмечая, что цены на ГСМ в большей степени зависят от изменения налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающую отрасль, чем от курса рубля и стоимости нефти.

В то же время они считают, что правительство всегда может подкорректировать «перекосы» на внутреннем рынке топлива и продолжит контролировать ситуацию на уровне ручного управления. Однако если налоговый маневр будет завершен в том виде, который был задекларирован, и к 2024 году экспортные пошлины будут отменены, то российским автовладельцам стоит готовиться к худшему сценарию.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что в ближайшее время не стоит ожидать большого увеличения цен на ГСМ.

«В стоимости топлива высока доля налогов и акцизов, затрат на переработку и транспортировку. На их фоне вклад стоимости нефти невелик. Если не будет больших катаклизмов, то, скорее всего, именно этот фактор (стоимость нефти и курс рубля – прим. «НиК») окажет не слишком большое влияние на стоимость топлива», – заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, для внутреннего рынка нефтепродуктов гораздо важнее политика в области акцизов, экспортных пошлин.

«У нас декларировано, что в 2024 году экспортная пошлина должна быть отменена. У меня есть большие сомнения, что это произойдет, но пока правительство придерживается данного курса. Это означает, что уровень цен на топливо в РФ должен быть сопоставим с европейским. Соответственно, оцените потенциал роста: €1,2, €1,5 за литр бензина. Но до 2024 года много воды утечет и мнение правительства относительно экспортных пошлин может еще не раз поменяться», – считает Хестанов.

Отвечая на вопрос о том, какие факторы влияют на рост оптовых цен на топливо, эксперт заметил, что важнейшим из них является ожидаемое повышение НДС.

«Повышение еще не произошло, но постепенно этот фактор уже начинают закладывать в цену товаров. Кроме того, все ожидают индексацию цен естественных монополий, рост электроэнергии. Поэтому, хотим мы этого или нет, но обычно все затраты производителей топлива растут быстрее, чем официальная инфляция»,

– пояснил Хестанов.

Он выделил еще один важный фактор, который в последний год сильно влияет на оптовые цены, – курс рубля.

«Сейчас цена нефти примерно $75 за баррель; рубль стоит намного меньше, чем он раньше стоил при такой цене нефти. Для нефтяных компаний при таком курсе экспорт топлива за рубеж становится гораздо выгоднее. И это тоже значимый фактор. Пока правительство с помощью вербальных заявлений препятствует процессу, но возможности кабинета министров сдерживать экспорт словесными интервенциями не безграничны.

Оптовые цены постепенно выравниваются со стоимостью экспортных поставок, без этого продажа бензина за рубеж будет слишком выгодной. Все это свидетельствует, что российским автомобилистам в долгосрочной перспективе нужно морально готовиться к стоимости бензина по 100-120 руб. за литр»,

– резюмировал эксперт.

Генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз в интервью «НиК» согласился, что на российском топливном рынке есть предпосылки для роста цены на ГСМ.

«Продолжается диспаритет между внешним и внутренним рынком. В обозримой перспективе возможна остановка ряда НПЗ на ремонт. Есть подозрения, что нефтяные компании не будут быстро проводить ремонты: они заинтересованы в снижении объема производства нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке. Соответственно, возможный дефицит товара, скорее всего, приведет к тенденции увеличения стоимости. Рынок ждет еще и повышение налоговой нагрузки.

Про отмену акцизов в начале 2019 года никто не говорит, значит, они будут введены и это тоже отразится на ценах.

Замечу, что и принятый налоговый маневр подразумевает рост цен на нефть на внутреннем рынке. Есть все предпосылки к тому, что увеличится стоимость продуктов переработки», – прокомментировал эксперт.

Отметим, что пока нефтяники продолжают соблюдать условия соглашения с правительством по сдерживанию цен. Весной правительство договорилось с крупнейшими нефтекомпаниями о том, что они на время зафиксируют цены на уровне 30 мая. В июне вице-премьер Дмитрий Козак сообщал, что из-за заморозки цен на топливо на российском рынке нефтяники ежедневно недополучают 1 млрд руб.

Тем не менее во второй половине августа цены на топливо в оптовом сегменте не смогли устоять на майском уровне. С 10 по 17 августа на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) цены на АИ-92 выросли на 6,72%, до 46,1 тыс. руб. за тонну, АИ-95 – на 7,4%, до 49,4 тыс. руб. 21 августа цены на бирже продолжили расти и составили 46,252 тыс. руб. за тонну АИ-92 и 50,243 тыс. руб. за тонну АИ-95.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь