Posted 25 апреля 2017,, 15:07

Published 25 апреля 2017,, 15:07

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Нефть между экономикой и геополитикой

25 апреля 2017, 15:07
25 мая истекает срок договора стран–членов ОПЕК с независимыми производителями нефти о сокращении добычи. Он был заключен 30 ноября 2016 года и принес значительное облегчение всем добывающим углеводородное сырье странам, в том числе и сланцевым компаниям США, из-за повышения стоимости нефти.
Сюжет
ОПЕК

25 мая истекает срок договора стран – членов ОПЕК с независимыми производителями нефти о сокращении добычи. Он был заключен 30 ноября 2016 года и принес значительное облегчение всем добывающим углеводородное сырье странам, в том числе и сланцевым компаниям США, из-за повышения стоимости нефти. Катившийся под ценовой откос нефтяной рынок был остановлен, цены в районе $50 за баррель спасли отрасль от глубочайшего кризиса.

Кроме радости от временной передышки, соглашение наглядно продемонстрировало и тот факт, что окончательно стабилизировать ситуацию со стоимостью сырья до сих пор не удалось и вряд ли удастся в ближайшее время. Более того, стало очевидно, что ОПЕК и примкнувшие к договору страны, конечно, способны влиять на котировки нефтяных фьючерсов, но не в той степени, в которой им хотелось бы. «Медвежьи» настроения на сырьевых биржах оказались весьма устойчивыми.

Ближний Восток в поисках решения

Именно поэтому еще в начале марта пролонгация соглашения о сокращении добычи не вызывала особого энтузиазма у стран Персидского залива. Однако уже в конце апреля большинство стран – производителей нефти достигли предварительной договоренности о продлении данного соглашения.

«Есть предварительная договоренность, но не со всеми государствами, о продолжении действия соглашения о сокращении нефтедобычи», – заявил 20 апреля в ходе нефтяного медиафорума в столице ОАЭ министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалих.

По словам его словам, период, на который будет продлено действие соглашения, неважен, потому что остается главная цель – «достигнуть баланса на рынке».

«Будет ли это еще 6, 9 или 12 месяцев, это неважно, цель остается прежней – добиться баланса на рынке», – сказал он.

Министр пояснил, что «приверженность выполнению соглашения в первые три месяца была очень хорошей, но не удалось достигнуть намеченной цели и впереди еще важный этап». Халед аль-Фалих также отметил, что все страны Персидского залива разделяют обеспокоенность по поводу будущего нефтяной отрасли, если наблюдаемое в последние два года сокращение инвестиций в нее продолжится.

Отрадно, что схожую позицию занимает Иран. В частности, иранский министр нефти Бижан Зангане заявил, что большинство стран – участников соглашения о сокращении добычи нефти хотят его продлить.

«Иран также поддерживает такое решение (о продлении соглашения о добыче нефти – прим. «НиК»). Если другие страны его поддержат, так поступит и Иран», – цитирует Зангане агентство ISNA.

Единственной страной региона, которая просит предоставить ей исключительное право увеличить добычу, является Ирак. Но его можно понять: по словам лидера Иракского национального альянса, правящей шиитской коалиции страны, Аммара аль-Хакима, Багдад очень нуждается в доходах от нефтяной промышленности для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ).

«Учитывая подобные обстоятельства, Ирак вправе надеяться, что другие члены ОПЕК сделают для него исключение и у страны будет возможность увеличить добычу, – пояснил аль-Хаким в интервью агентству Reuters. – Но мы поддерживаем идею общего снижения предложения (на рынке нефти – прим. «НиК») со стороны ОПЕК с целью роста цен (на нефть – прим. «НиК»)».

Напомним, что Ирак является вторым по величине производителем нефти в ОПЕК. Согласно апрельскому докладу организации, по данным вторичных источников, страна сократила свою добычу в марте на 159 тыс. баррелей в день с октябрьского уровня – до 4,402 млн баррелей в сутки. По условиям венского соглашения Ирак должен снизить добычу на 210 тысяч баррелей в сутки от уровня октября – до 4,351 млн баррелей в сутки.

Тем не менее общей картины позиция Ирака испортить не должна, поскольку уверенность в том, что продлять договор нужно, есть у всех поставщиков черного золота. Поэтому проблема Ирака, власти которого и так не могут контролировать всю территорию страны, скорее всего, будет решена, если другие участники договора останутся верны идее соглашения.

России нужен стабильный нефтяной рынок

Для ОПЕК гораздо важнее, чтобы из договора не выходила Россия, поскольку две страны – РФ и Саудовская Аравия – попеременно становятся мировыми лидерами по импорту нефти. Однако, судя по официальным заявлениям главы Минэнерго РФ Александра Новака, Россия пока не выработала окончательную позицию по этому вопросу.

«Пока преждевременно говорить о целесообразности продления соглашения. Такая возможность есть, но для принятия решения нам требуются дополнительное время и дополнительный анализ – в первую очередь ситуации, которая будет складываться на рынках», – заявлял министр в интервью каналу Russia Today.

Вместе с тем чуть позже председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе визита в Саудовскую Аравию сделала важное заявление о том, что ОПЕК, Россия и другие страны продолжат сотрудничество в сфере регулирования цен на нефть.

«Надо отдать должное, Саудовская Аравия в полном объеме выполнила свои обязательства, так же как и Россия, по сокращению добычи нефти. И я уверена, что это сотрудничество продолжится и дальше, потому что никто не заинтересован в том, чтобы было хаотичное развитие событий», – отметила Матвиенко. Таким образом, Россия продемонстрировала свою солидарность с ОПЕК.

Россия «склоняется в сторону целесообразности продления» соглашения с ОПЕК о сокращении добычи нефти, сообщил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак 4 мая.

«Сейчас мы финализируем нашу оценку ситуации на нефтяном рынке и эффективность действующей инициативы по добровольному ограничению добычи на рынке. Наш анализ показывает, что сокращение переизбытка коммерческих запасов на рынке идет достаточно хорошими темпами, при этом запасы в плавучих хранилищах, в танкерах снизились уже примерно наполовину. Это происходит на фоне высокой дисциплины по сокращению добычи странами – участницами соглашения, а также хороших темпов роста спроса», – заявил министр.

Видимо, поэтому большинство аналитиков, опрошенных Bloomberg, высказали предположение, что Россия, вероятно, поддержит продление соглашения между ОПЕК и не входящими в картель странами о сокращении добычи нефти. Российские отраслевые эксперты также склонны считать, что нашей стране ничего другого не остается, кроме как присоединиться к картелю в случае, если внутри организации экспортеров будет принято решение о продлении соглашения.

Надо было еще потерпеть

Старший аналитик по нефти и газу компании «Открытие Капитал» Артем Кончин считает, что этот договор был ошибкой для всех нефтедобывающих стран и продлевать его нет смысла.

«Но если ОПЕК решит продлить, то лучше всем нефтедобывающим странам продемонстрировать консолидированную позицию», – указал аналитик в интервью «НиК».

При этом он сомневается, что продление договора приведет к сильным изменениям того ценового коридора, что есть сейчас.

«Поддержка снизу. Пока об этом рано говорить, поскольку именно сейчас мы начинаем видеть результаты сокращения добычи прошлого ноября. Задержка по балансировке рынка – от месяца до двух. Поэтому если мы в течение следующих двух месяцев не увидим существенного отбора запасов по всему миру, то, возможно, договор и не будет иметь смысла», – заявил Артем Кончин.

ОПЕК выгодно транслировать на рынок позитив

Ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский считает, что вероятность продления соглашения о сокращении добычи повысилась, поскольку большие трения вызывали позиции Ирана.

«Улучшилась ситуация с Ираном, у которого появилось представление о своей выгоде от поддержания консолидированной позиции ОПЕК. Удалось даже уговорить Венесуэлу не наращивать добычу. Кроме того, были сложности по сохранению квот со стороны Ирака и Ливии, на территории которых идет гражданская война. В Ливии стало меньше нападений на нефтеналивные порты, и они (ливийские власти – прим. «НиК») стали лучше контролировать добычу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что шансы на продление договоренностей в рамках тех квот, которые определены, выглядят более убедительными, чем перед предыдущим заседанием организации», – заявил экономист в интервью «НиК».

«Сейчас многие говорят, что позитивная динамика в ценах на нефть уже заложена из-за возможного продления договора, я с этим не согласен», – отметил Рожанковский. По его мнению, цены в последнее время росли сугубо по техническим причинам и из-за скрытого интереса на биржах.

«Я не видел никакой добавки, никакого бонуса сверху, который бы свидетельствовал о том, что во фьючерсах присутствуют некие надежды, которые закладываются в цены. Поэтому я думаю, что если договорятся, то движение будет вверх, если не договорятся – то вниз», – заметил аналитик.

Что касается конкретных цифр, он считает, что сейчас по Brent уровень сопротивления составляет$56,5 за баррель, в случае позитивного решения (продления договора по сокращению добычи – прим. «НиК») нефть очень быстро упрется в этот уровень и дальше все будет зависеть от игроков.

«Следующий уровень сопротивления – $57,2, а если соглашение останется в силе, нефть быстро выйдет на уровень в $56-57 за баррель. При негативном сценарии мы можем уйти к уровню поддержки нефти в $52,8», – пояснил экономист.

Однако, по его мнению, негативный сценарий сейчас маловероятен.

«Для экспортеров нефти сейчас очень важно сохранение позитивных трендов, так как низкие цены мешали экономике этих стран, той же Саудовской Аравии. Поэтому пока, я думаю, скорее, стоит рассчитывать на позитивный исход и продление договора. ОПЕК сейчас выгодно транслировать на рынок позитив, и даже если они не договорятся, то вряд ли будут озвучивать отсутствие договоренностей. ОПЕК приложила очень много сил для стабилизации рынка, и обрушивать его сейчас нет никакого резона», – считает Владимир Рожанковский.

Отвечая на вопрос о том, сможет ли помешать планам ОПЕК сланцевая добыча в США, эксперт указал на то, что пока никакого «сланцевого ренессанса» не просматривается.

«Идет разрыв по линии Североамериканского соглашения о свободной торговле, пересмотр многих соглашений, в том числе и прокладки нефтепровода Keystone XL. Многие штаты против него, например Небраска. В США нет направления для увеличения нефтяных потоков. А для сланцевых производителей, и это уже давно сказано, цена, при которой добыча станет рентабельной, – это $60. При $55 они не смогут увеличивать добычу, так как их рентабельность сейчас сильно упала из-за укрепления доллара».

Экономист пояснил, что сланцевые производители начали свой «забег» в 2014 г., тогда доллар был дешевле.

«Поэтому, когда говорят о $50 как о нижнем пороге для производителей сланцевой нефти, забывают, что это было в ноябре 2014 г. С тех пор операционная рентабельность упала ввиду укрепления доллара. В 2017 году этот порог уже не $50, а $60 за баррель, и говорить о возрождении «сланцевой революции» можно только при установлении стабильной нефти в районе $60», – указал Владимир Рожанковский.

США нужна нефть не ниже $50

Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев считает, что сейчас по вопросу о продлении договора по сокращению добычи нефти в России идет столкновение двух групп с противоположными интересами.

«С одной стороны находятся российские нефтяные компании, которым невыгодно ограничение добычи, так последние годы они ведут активную работу по расширению своей доли на мировом сырьевом рынке. Причем это не их узкокорпоративные интересы: для страны важны не только цены на сырье, но и то, какую долю в торговле нефтью и нефтепродуктами она контролирует. Согласно данной позиции, продолжать действие договора об ограничении добычи не следует. Вторую группу интересов представляет правительство России. Интересы тоже государственные, но иные. Наличие такого договора стабилизирует нефтяной рынок и поднимает нефтяные цены, соответственно, повышаются дополнительные поступления в бюджет страны. Сейчас эти две противоположные позиции борются между собой», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

По его словам, кроме этого внутреннего противоборства, есть еще масса внешних факторов, которые могут влиять на данное соглашение.

«Позиция наших партнеров по этому соглашению постоянно меняется. Например, еще два месяца назад Саудовская Аравия делала заявления о том, что она против продления договора, сейчас уже таких однозначных высказываний нет. Ситуация поменялась после того, как определилась позиция новой администрации США по отношению к Ближнему Востоку. Вашингтон решил пойти по пути эскалации конфликта на Ближнем Востоке, а не его прекращения. В этой ситуации Эр-Рияд поменял свое отношение к договору, поскольку соглашение ОПЕК и независимых производителей нефти создает коалицию, демонстрирующую единую позицию крупнейших экспортеров углеводородов против доминирующей и недружественной силы – США и их союзников. С политической точки зрения эта позиция правильная, и Саудовская Аравия может ее поддержать, а вслед за ней и многие другие», – считает Рустам Танкаев.

Вместе с тем он утверждает, что и Вашингтону не нужна нефть дешевле $50 за баррель.

«США жизненно важно, чтобы цены на нефть ни при каких обстоятельствах не упали ниже $50 за баррель. Желательно, чтобы они держались на уровне $60. Только при такой стоимости сырья добыча сланцевой нефти остается прибыльной и энергонезависимость США повышается. При более низких ценах, несмотря на весь прогресс в сланцевых технологиях, добыча этой нефти начинает сокращаться, а вместе с этим и энергонезависимость всей страны», – говорит генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал».

Эксперт пояснил, что на сегодняшний день США остаются главными импортерами нефти и нефтепродуктов в мире.

«Их импорт нефти остается на уровне 7 млн баррелей в сутки. Газом они себя обеспечили и теперь энергонезависимы, но без импорта нефти обойтись не смогут», – указал Рустам Танкаев. При этом он отметил, что в США и в других странах прекрасно понимают, что нефть – это не навсегда, поэтому вкладывают огромные деньги, чтобы разработать новые технологии, способные потеснить черное золото с энергетического рынка.

Рынок нефти – это рынок ожидания изменения цены на нефть

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уверен, что, конечно же, продление договора о сокращении добычи ОПЕК и независимых поставщиков нефти возможно, но это зависит не от стран ОПЕК и не от России, а от позиции США.

«У нас рынок нефти – это рынок ожидания изменения цены на нефть. И цены меняются только от информации об изменениях запасов нефти в США», – отметил эксперт в интервью «НиК».

Он пояснил, что США как добытчику нужна дорогая нефть, а как потребителю – дешевая.

«Пока непонятно, какой из предвыборных лозунгов Трампа победит. Если они захотят увеличить рабочие места в перерабатывающей промышленности, им будет нужна дешевая нефть, а если обеспечить занятость в нефтяной промышленности – тогда дорогая», – добавляет он.

Среди политических рисков договора о сокращении добычи можно отметить и ситуацию в Венесуэле, указал Дмитрий Журавлев. По его словам, если Николас Мадуро проиграет выборы в 2018 году, США спокойно могут получить под свой контроль эту страну со всеми ее нефтяными месторождениями. Такой политический ход позволит США отказаться от импорта ближневосточной нефти.

«В случае изменения политической ситуации в Венесуэле договор о сокращении добычи потеряет свой первоначальный смысл», – заявил Дмитрий Журавлев.

Примкнет ли США к ОПЕК?

Стоит отметить, что, судя по последним событиям, США действительно хотят приступить к активным действиям по достижению своей энергетической безопасности. Согласно информации американской газеты «Политико», президент США Дональд Трамп готовит указ о развитии добычи нефти и газа в прибрежных районах США. К тому же в Венесуэле вновь вспыхнули сильнейшие политические волнения. Президент страны Николас Мадуро 19 апреля обвинил США в попытках дестабилизировать страну, что вполне может отвечать интересам Вашингтона, желающего уйти от зависимости от импорта ближневосточной нефти. Кроме того, по прогнозу Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США, сланцевые компании в следующем месяце поднимут ежесуточную добычу на 124 тыс. баррелей.

Все это говорит о том, что американское «импортозамещение» в нефтяной отрасли, несмотря на все финансовые сложности, продолжает наращиваться. Хотя, учитывая огромные долги сланцевых компаний, вероятно, Вашингтону было бы выгоднее на данном этапе подыграть ОПЕК для удержания нефтяных цен на необходимом уровне. Что предпочтет сделать администрация Трампа, пока неизвестно.

Не стоит забывать и о том, что неизменные позиции по отношению к нефтяному рынку остаются у потребителей Юго-Восточной Азии. Этот стремительно развивающийся регион требует все больше углеводородного сырья и предпочтительно по низким ценам. Именно за долю этого рынка разворачивается главная схватка крупнейших производителей нефти и газа в мире. Поэтому можно предположить, что секрет стабильность нефтяного рынка лежит именно там.

Екатерина Дейнего

"