Posted 25 февраля 2019,, 12:13

Published 25 февраля 2019,, 12:13

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Развитие рынка газомоторного топлива невозможно без господдержки

25 февраля 2019, 12:13
Итоги круглого стола по вопросам законодательного обеспечения использования ГМТ

Развитие российского рынка газомоторного топлива (ГМТ) сдерживается отсутствием объектов инфраструктуры, ограниченным производством газомоторных автотранспортных средств, недостаточным развитием сети сервисных центров и нормативными ограничениями, считает председатель Комитета по энергетике Государственной Думы Павел Завальный.

Выступая на круглом столе «Законодательное обеспечение расширения использования газомоторного топлива, в том числе в виде сжиженного природного газа», Завальный отметил, что работа по поддержке рынка ГМТ на государственном уровне началась еще в 2013 г. утверждением соответствующих нормативных документов. В последние годы Россия демонстрирует динамику роста в сфере применения ГМТ.

Прирост объектов газозаправочной инфраструктуры в 2017 г. в России составил 12%; в стране действует 420 АГНКС (из них 296 принадлежит компаниям Группы «Газпром»). По итогам 2018 г. через заправки реализовано 624 млн куб. м газа против 82 млн куб. м в 2000 г. Растет также количество автотехники, работающей на ГМТ, на сегодня оно превышает 100 тыс.

«Однако эти цифры существенно отстают от закладывавшихся 5 лет назад целевых показателей. Если темпы останутся на этом же уровне, амбициозные ориентиры 2030 г. – рост объема потребления газа на транспорте с сегодняшних 624 млн куб. м до 11 млрд куб. м, количества заправок – с 380 до 2300, количества транспортных средств на ГМТ и СПГ – со 100 тыс. до 700 тыс. – могут так и остаться лишь на бумаге»,

– пояснил Завальный.

По его мнению, снятие этих проблем невозможно без активной господдержки и стимулирования, что подтверждает международный и российский опыт. РФ стоит на пороге нового этапа развития сферы ГМТ, в том числе и в части нормативной базы. Важно подготовить качественные и конкретные рекомендации, которые можно будет внести в готовящиеся нормативные документы.

В свою очередь Анастасия Бондаренко, статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ, озвучила свежие решения в области поддержки ГМТ. В декабре 2018 г. одобрена концепция подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая будет внесена в правительство весной 2019 г. Подготовлен и внесен в правительство проект дорожной карты развития рынка ГМТ в 2019-2024 гг. Документы основываются на реализации ключевых направлений – обязательных элементов создания рынка газомоторного топлива именно как рынка, предусматривая механизмы финансирования в 2019 г. первоочередных мероприятий по созданию инфраструктуры и оборудования.

Юрий Хмелевский, начальник управления «Газпрома», сообщил, что в 2019 г. в 28 субъектах Федерации концерн планирует приступить к строительству 81 объекта газозаправочной инфраструктуры. Строительство и ввод в эксплуатацию АГНКС будут синхронизированы с расширением парка техники, работающей на метане.

«Основным фактором прироста транспортного парка на ГМТ является переоборудование автомобилей, а не приобретение новых.

Это делает необходимым упрощение процедур, которые часто сложны и непонятны потенциальным потребителям, что поможет также наладить более точный учет количества автотранспорта на ГМТ. Аналогично с процедурами, связанными с созданием инфраструктуры ГМТ: они сложны и нуждаются в упрощении. Важно не потерять контроль над обеспечением безопасности», – обратила внимание участников круглого стола Виктория Гимади, начальник управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ.

Денис Воробьев, заместитель генерального директора компании «Газпром газомоторное топливо», предложил распространить на газомоторные автомобили преференции, существующие и принимающиеся в пользу электромобилей.

Компания совместно с Российским газовым обществом разработала поправки в законодательство об автомобильных дорогах, касающиеся освобождения транспорта на ГМТ от платы за передвижение по платным дорогам и в рамках системы «Платон».

По его мнению, нуждается в скорейшем законодательном урегулировании проблема выделения земельных участков для размещения объектов газозаправочной инфраструктуры. Для развития сельхозтехники на ГМТ нужно внесение изменений в технические регламенты ЕАЭС.

По словам Евгения Пронина, директора по газомоторной технике КАМАЗа, несовершенство нормативной базы в сфере эксплуатации автотехники делает программы перевода транспорта на газ экономически неэффективными даже для крупных компаний. Необходима актуализация всех документов с учетом международного опыта.

Константин Белоусов, генеральный директор ООО «Газпром СПГ технологии», озвучил проблемы, связанные с расширением применения СПГ на транспорте. Речь идет о недостаточности нормативно-технического регулирования, не дающей строить комплексы малотоннажного производства и выдачи СПГ эффективно и удобно для потребителей. Требуется актуализация научно-технической документации в сфере малотоннажного СПГ, совершенствование ГОСТов и требований по безопасности.

Участники круглого стола отметили, что расширение применения ГМТ – одно из важнейших направлений развития мировой газовой индустрии. За последние 10 лет потребление газа в мире выросло на 20%. По экспертным оценкам, к 2040 г. газ будет единственным ископаемым топливом, доля которого среди первичных энергоносителей вырастет, достигнув уровня 5,4 трлн куб. м. Наибольшее влияние на объемы потребления газа окажут энергетика и транспорт. Потребление газа на транспорте к 2040 г. может вырасти на 160%, достигнув 360 млрд куб. м. Эти перспективы обусловлены экономическими и экологическими преимуществами газа в сравнении с бензином и дизельным топливом.

Мария Ромашкина

"