Posted 24 ноября 2017,, 13:44

Published 24 ноября 2017,, 13:44

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Рынок устойчивее прогнозов

24 ноября 2017, 13:44
Как относиться к аналитике Международного энергетического агентства?

Нефтяная статистика и прогнозирование давно потеряли связь с объективными процессами, происходящими в мировой энергетике: они превратились в успешный идеологический инструмент давления на нефтяной рынок. Исходя из того, как меняются прогнозы Международного энергетического агентства (МЭА), созданного по инициативе США и отстаивающего интересы стран-импортеров, можно говорить о смене энергетических приоритетов Соединенных Штатов, а также об их намерении в среднесрочной перспективе поддерживать ту или иную цену на черное золото.

МЭА ставит на черное золото

Согласно опубликованному ежегодному прогнозу МЭА World Energy Outlook 2017, рост мирового спроса на нефть к 2040 году был улучшен на 1,4 млн баррелей в сутки, до 104,9 млрд баррелей, оценка роста спроса на нефть к 2025 году также была пересмотрена в строну увеличения на 2,1 млн баррелей в сутки, до 100,3 млн баррелей. Очевидно, что США рассчитывают поддержать свои сланцевые компании и готовят рынок к стабильному росту спроса на сырье.

Поддержка российского нефтегазового сектора в планы Вашингтона никогда не входила, поэтому, согласно прогнозам МЭА, к 2025 году в России добыча нефти и конденсата снизится на 7%, до 10,5 млн баррелей в сутки.

По сравнению с прошлогодним докладом этот показатель, правда, улучшен на 100 тыс. баррелей в сутки. К 2040 году, считают в МЭА, добыча в РФ может снизиться до 8,6 млн баррелей в сутки. Агентство делает вывод, что в долгосрочной перспективе добыча нефти в России будет постепенно снижаться, «поскольку новых добычных проектов в Восточной Сибири и Арктике, а также проектов разработки трудноизвлекаемых запасов не хватит для того, чтобы компенсировать снижение производства на зрелых месторождениях в Западной Сибири и Волго-Уральском регионе».

По мнению российских экспертов, тезис об истощении российских «нефтяных кладовых», мягко говоря, спорный, да и сам прогноз на столь длительный период – до 2040 года – имеет мало общего с научным анализом, поскольку просто не может предусмотреть все тенденции мировой энергетики, которые будут развиваться в этот период и влиять на нефтяной рынок.

Снижение добычи нефти в России прогнозируют давно

Заместитель директора по научной работе ИПНГ РАН, заведующий лабораторией комплексного геолого-геофизического изучения и освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа, член-корреспондент РАН Василий Богоявленский в интервью «НиК» заметил, что о предстоящем снижении добычи нефти в России говорится уже многие годы разными экспертами и тот прогноз, который был сделан МЭА, достаточно мягкий.

«Всем ясно, что рано или поздно снижение добычи произойдет, причем не только в РФ, но и во всех других нефтедобывающих странах. В этом нет ничего удивительного, вопрос лишь в том, когда оно начнется. Были прогнозы, на основании которых в России уже несколько лет назад должно было начаться снижение. Однако пока оно не наблюдается.

Напротив, в нашей стране в последние годы шел рост добычи жидких углеводородов, обусловленный, в частности, вводом новых месторождений в Арктике, таких как Ванкорское, Мессояхская группа и ряд других. Если бы их не ввели, то в России, возможно, уже началось бы снижение, поскольку в главном регионе добычи – Ханты-Мансийском автономном округе – оно происходит. Тем не менее в России вводятся в строй новые месторождения, которые позволяют не только восполнить выпадающие объемы в ХМАО, но и нарастить добычу», – рассказал эксперт.

По его словам, возможное снижение добычи нефти по итогам 2017 года будет обусловлено исключительно исполнением Россией соглашения ОПЕК+, это управляемый процесс.

«Мне известно, что, например, ЛУКОЙЛ значительно снизил добычу нефти от возможных потенциалов своих месторождений. Это продлит срок значительных объемов добычи, то есть чем меньше мы сейчас будем добывать, тем дольше уровень так называемой полки не будет падать. Поэтому некоторое сдерживание – процесс позитивный. Тем более что при этом растет стоимость нефти на мировом рынке и, соответственно, доходы от нефтяного экспорта», – пояснил Богоявленский.

Он отметил, что пока эксперты однозначно не знают и о возможных сюрпризах в будущем развитии мирового нефтегазового сектора.

«Гигантские темпы роста нефтегазодобычи в США не смог предсказать ни один эксперт. За короткий период США практически устранили зависимость от импорта и начали экспортировать нефть и газ. В России сланцевое направление пока находится в зачаточном состоянии. Какой реально объем нефти можно будет добывать из низкопроницаемых коллекторов, пока что неизвестно. Вполне возможно, что эти объемы позволят заместить предстоящее падение добычи нефти из традиционных коллекторов. Поэтому кто кого пересилит – новые технологии, повышение коэффициентов извлечения нефти, одно из важных направлений, которое пока медленно внедряется, или реальное истощение месторождений – прогнозировать достаточно сложно. Я бы воздержался от прогнозов, в каком году в России начнется падение добычи нефти, обусловленное реальным истощением запасов и ресурсов», – считает ученый.

МЭА сознательно искажает информацию

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев уверен, что Международное энергетическое агентство – это политически ангажированная структура, поэтому его прогнозы, как правило, недостоверны.

«Наша компания подробно анализировала достоверность данных, которые публикуют иностранные источники по российским запасам и добыче, а также по другим странам, участвующим в нефтяном рынке. Данные по четырем странам искажаются очень сильно: это Россия, Саудовская Аравия, США и Канада. По РФ показатели занижаются, данные по Саудовской Аравии публикуются верные, но они не соответствуют текущему периоду времени, а соответствуют показателям 20-летней давности, при этом выдаются как современные. Показатели Канады и США завышены. Поэтому прогноз МЭА – это сознательное искажение информации, которое никакого отношения к реальной жизни не имеет», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что у МЭА есть доступ к информации о запасах и добыче нефти и конденсата в России.

«Информационный канал очевиден – это BP. Она имеет доступ ко всей информации о запасах в России, поскольку является крупнейшим инвестором в российскую нефтегазовую отрасль и крупнейшим акционером «Роснефти». BP сама занимается публикацией данных в своих ежегодных бюллетенях, она также искажает информацию по России, но в меньшей степени, чем МЭА»,

– пояснил Танкаев.

Россия могла бы добывать 700 млн тонн нефти в год

Танкаев отметил, что возможности нефтегазового сектора России используются только на 60-65%, по нефти немножко больше, по газу меньше.

«Сейчас Россия могла бы добывать 700 млн тонн нефти в год. Однако мы их не добываем, потому что это, во-первых, обрушит мировой рынок нефти. Во-вторых, у нас недостаточно развита инфраструктура. Часть месторождений в Восточной Сибири пока недоступна для разработки из-за того, что там нет трубы. Кроме того, при больших расстояниях затраты на транспортировку оказываются достаточно велики. В этих условиях низкие цены на нефть создают экономический барьер для ввода в эксплуатацию таких месторождений»,

– рассказал эксперт.

По его словам, в России много новых запасов: «Хочу обратить внимание, что за весь постсоветский период не было ни одного года, чтобы у нас открытие новых запасов не перекрывало добычу нефти. То есть наши запасы ежегодно неуклонно растут. Например, открыты большие новые месторождения на шельфе Северного ледовитого океана: месторождение «Победа» и месторождение, которое пока не получило окончательного названия, на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых».

Объем добычи нефти зависит от потребностей рынка

Рустам Танкаев уверен, что объемы будущей мировой добычи нефти, в том числе и в России, будут полностью соответствовать потребностям рынка.

«Точного сценария развития мировой энергетики на среднесрочную и долгосрочную перспективу нет. Например, непонятно будущее электромобилей, пока этот транспортный сектор развивается очень быстро. И если он сможет в значительной мере потеснить двигатели внутреннего сгорания, то потребление нефти сильно подскочит, так как эффективность цепочки выработки электроэнергии из нефти и передачи ее по электросетям для заправки электромобилей на 20% ниже, чем производство бензина и заправка им двигателей.

Но структура производства очень сильно изменится. Легкие фракции не будут перерабатываться в бензин, а будут уходить в нефтехимию. Эта тенденция уже сейчас заметна в мировой нефтепереработке. Кроме того, поскольку только две страны в мире могут обеспечить себя необходимыми объемами газа, это Россия и США, все остальные страны для выработки электроэнергии в большей мере пользуются мазутом, поэтому он также будет востребован», – предположил эксперт.

США нужна нефть по $50 за баррель

Отвечая на вопрос о том, какая стоимость нефти выгодна США, Танкаев сообщил, что за последние три года сланцевые компании значительно снизили операционные затраты.

«Сейчас добыча сланцевой нефти окупается при стоимости нефти на мировом рынке выше $50 за баррель, но при этом США невыгодна нефть выше $60. Это один из главных контролирующих факторов для мировых цен на черное золото», – считает эксперт.

"