Posted 24 июня 2020, 13:00
Published 24 июня 2020, 13:00
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
Американские, европейские, азиатские и российские СМИ уже неоднократно говорили о том, что добытчики сланцевых углеводородов в США массово банкротятся. Им не хватает кредитов, а поддержка правительства по сути ситуацию не исправила.
Однако мало кто сегодня говорит о том, возможен ли для американского нефтегазового сектора «обратный отскок», который вернет углеводороды США в «игру», заставляя конкурентов на мировом рынке нервничать.
Многие эксперты сходятся во мнении, что добыча сланцевой нефти в США вновь будет рентабельной при цене в $45-50 за баррель. Но если стоимость «черное золота» станет именно такой, то кто на самом деле будет бенефициаром? Могут ли американские углеводороды «подвинуть» в кратко- и среднесрочной перспективе Россию или Саудовскую Аравию?
В агентстве Reuters уверены, что корпорации в США уже к концу июня вернут на рынок около 500 тысяч баррелей нефти в сутки, то есть примерно четверть выпавших из-за пандемии объемов добычи страны.
Некоторые «титаны» среди добытчиков сланцевой нефти уже сегодня анонсируют возобновление своих производственных мощностей.
В компании Continental Resources, к примеру, заявили, что рассчитывают вернуть около 20% своей добычи в июле за счет увеличившейся цены на нефть. Ее оптимизм разделяет еще один гигант — ConocoPhillips. Представители этой корпорации также сообщают, что в следующем месяце они намерены восстановить работы на своих предприятиях на Аляске.
Если два таких гиганта (с богатым опытом по добыче сланцевых углеводородов) намерены восстанавливать производственные мощности даже в условиях, когда цена на «черное золото» не поднимается выше $45-50 за баррель, значит, у американской сланцевой нефти видимо все же есть шансы выжить.
Как рассказала старший аналитик по нефтегазовому сектору Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко, тип извлечения углеводородов, который используют в США, более гибкий, если сравнивать его с традиционными проектами.
«Именно за счет этого сланцевикам намного проще адаптироваться к скачкам цен.
В отличие от стран-нефтеэкспортеров, бюджеты которых сильно зависят от валютной выручки от продажи нефти, в США извлечение «черного золота» не является бюджетообразующей отраслью. Для экономики США более важным является низкая стоимость нефтепродуктов, а значит и дешевой нефти.
Поэтому в случае серьезных скачков цен на рынке вполне возможны меры по поддержке и стимулированию сланцедобытчиков», — уверена эксперт.
Почти сразу после сильного падения стоимости «черного золота» в Вашингтоне заявили, что не бросят на произвол судьбы американских добытчиков сланцевых углеводородов. Однако Белый дом сегодня не может по щелчку пальцев сделать цену нефти по $70 за баррель или выше, о которой мечтают сланцевики.
Как объяснил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, о том, что уровень нефтяных цен $40-50 — это новая реальность, говорили многие, в том числе министр энергетики Российской Федерации Александр Новак.
«Это определенная стабильность, при которой сланцевики в США могли бы начать добычу и наводнить рынок сырьем. Однако добавление новых объемов к имеющемуся профициту никому сейчас не нужно: цены могут отреагировать новым снижением. Также активность сланцевой отрасли США тормозит опасение возникновения новой волны пандемии.
Вторая волна гарантированно сократит потребление, а значит обрушение котировок вполне возможно»,
— считает эксперт.
Артем Деев также подчеркнул, что сегодня имеющийся уровень цен сохраняется за счет негативной статистики по странам, где был снят карантин — там нет резкого роста потребления.
Но при этом американская нефтянка, если ей дать «передышку», может восстановиться. Так считает кандидат экономических наук, замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Игбал Гулиев.
«При благоприятной ценовой конъюнктуре существует вероятность увеличения экспорта американской сланцевой нефти в Китай. Однако, на мой взгляд, больших объемов поставок нефти из США в этом году ожидать не следует. Цены будут варьироваться в пределах нижнего порога рентабельности. При выходе на рынок дополнительных объемов американской сланцевой нефти сработает „правило качелей“, при котором стоимость вновь снизится, и сланцевые проекты окажутся нерентабельными», — считает эксперт.
Впрочем, нерентабельность месторождений в США, где используется технология гидроразрыва, для каждой компании разная. Там, где не справляется мелкая компания, может заработать крупная корпорация. Более подробно об этом рассказал заведующий сектором «Энергетические рынки» Энергетического департамента Института энергетики и финансов Николай Иванов.
«Отрасль в любом случае выживет. Есть технологии, персонал с опытом работы и главное — огромные ресурсы. Поглощение мелких добытчиков крупными компаниями в этом случае неизбежно.
Условия на рынке сланцевой нефти вроде как равные, но у Chevron или у ExxonMobil лучше кредитный рейтинг, есть серьезный портфель диверсифицированных активов», — сообщил эксперт.
Николай Иванов напомнил, как в этом году на заседании Железнодорожной комиссии Техаса (нефтяной регулятор) пришлось 10 часов выслушивать жалобы мелких добытчиков сланца. Оказалось, что таким «игрокам» некуда девать углеводороды, у них нет долгосрочных контрактов. А вот у вертикально интегрированных корпораций ситуация лучше. Именно поэтому регулятор США отказался вмешиваться в происходящее на рынке.
«Американская сланцевая нефть при цене в $40 за баррель восстановит позиции и, скорее всего, на мировом рынке она будет действовать в тандеме с саудовским «черным золотом».
России в этом плане нужно быть настороже, готовясь к серьезной борьбе, в которой противник может оказаться сильнее. Страны, которые не имеют гибкой и адаптивной нефтегазовой отрасли, вообще со временем «выйдут из игры».
Мы видим, как из-за этого некоторые компании уже начинают отказываться от высокотехнологичных проектов. К примеру, сейчас мало кого привлекает шельфовая добыча. Посмотрите на компанию BP, которая вообще декарбонизирует свою деятельность. Бороться на рынке нефти становится все сложнее. В подобных условиях далеко не все смогут отыграть позиции, как американский сланец», — уверен Николай Иванов.
Разумеется, полностью списывать Россию со счетов нельзя. Да и сильный рост стоимости, как считает эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Дмитрий Бабин — это, скорее, негатив для США, ведь он увеличивает внутреннюю цену на бензин, что ударяет по потребительской активности.
«$45-50 — это стоимость „черного золота“, при которой российский бюджет становится бездефицитным и даже появляется возможность вновь увеличивать ФНБ за счет нефтегазовых сверхдоходов, пусть и медленно. У Саудовской Аравии сбалансированность госбюджета наступает при цене на нефть около $80-90.
Поэтому даже возвращение нефтяных котировок выше $50 не для всех стран-нефтепроизводителей будет достаточным условием финансовой стабильности»,
— рассказал эксперт.
Кстати, в информационном поле США царит весьма мрачная атмосфера. В ежемесячном краткосрочном прогнозе Минэнерго Соединенных Штатов понизило прогноз добычи нефти в стране на 2020 год на 130 тысяч баррелей в день.
Судя по отчетам нефтесервисной компании Baker Hughes, операции по геологоразведке в США сокращаются третий месяц подряд. В бассейне Permian (Техас) бурильщики вывели из эксплуатации ряд установок. В итоге в этом районе сейчас самый низкий уровень добычи с апреля 2016 года.
Жертвой обвала нефтяных котировок стал крупнейший сланцевый производитель — Extraction Oil & Gas. А ведь это не единственное «падение гиганта» в США. За последние полгода обанкротились Whiting Petroleum, California Resources и даже пионер сланцевой отрасли — Chesapeake Enеrgy. В итоге, как уверены аналитики из ShaleProfile Analytics, США недосчитаются трети сланцевой отрасли.
«Вероятнее всего, пройдут годы, прежде чем сланцевики вновь достигнут того же уровня, если это вообще когда-нибудь произойдет», — делает печальный вывод The Wall Street Journal. Впрочем, в издании Forbes вообще уверены, что пандемия — это лишь оправдание кризиса, который начался гораздо раньше.
«Если речь идет о кратко- и среднесрочной перспективе по добыче нефти, то США облажались. Это не из-за коронавируса. Количество буровых установок в США начало снижаться за 15 месяцев до того, как кто-либо услышал о Covid-19», — пишет нефтяной эксперт и геолог Арт Берман в журнале Forbes.
Есть еще одна проблема — списание активов, которое может стать ощутимым ударом для нефтяной отрасли. По оценке норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, в первом квартале 2020 года американские производители сланцевой нефти списали активы на $38 млрд.
Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков уверен, что в целом отрасль сланцевой добычи в США не погибнет. Однако проблемы с ценой на нефть нельзя списывать со счетов. Как только она повысится, американские сланцевики будут первыми, кто вернется на рынок, а если стоимость понизится — первыми исчезнут. А вот Россия наоборот уровень добычи наращивает.
«При цене в $40 за баррель падение в нефтегезовом секторе США будет замедляться. Я бы сказал, что если стоимость будет на этой отметке, то Северная Америка сможет удерживать уровень добычи на уровне 9-10 млн баррелей в сутки. Мы уже видели, как при цене в $50 за баррель, которая была в феврале, рост сланцевой добычи в США остановился.
В то же время Россию такая цена, пожалуй, могла бы устроить. Она не позволит американцам хаотично заливать рынок своей нефтью, но при этом Москва сможет нормально формировать свой бездефицитный бюджет. Другой вопрос, что Саудовской Аравии и другим экспортерам «черного золота» это не понравится. Бюджет Эр-Рияда сверстан при расчете $80 за баррель. Монархия уже увеличила в несколько раз свой НДС и сократила некоторые соцвыплаты», — объясняет Игорь Юшков.
Он также считает, что позиция саудитов и договоры Москвы с ОПЕК не позволяют России держать наиболее комфортную для нее цену. И именно поэтому американские сланцевики так надеются на новое соглашение ОПЕК+, целью которого может стать повышение цены на нефть.
«Работать «в плюс» при цене в примерно $40 за баррель могут позволить себе только самые крупные игроки. Мелкие компании США разоряются, а серьезные корпорации их поглощают.
Именно поэтому списание активов американских добытчиков сланцевой нефти на $38 млрд — это головная боль для владельцев обанкротившихся компаний, а не для всей отрасли страны.
Проблема лишь в том, что когда месторождение поменяет хозяина, кредит для работы на нем будет сложнее получить, ведь проект считается более рискованным. В итоге каждая такая волна банкротств в отрасли будет делать добычу сланца в США чуть дороже», — заключил эксперт.
В итоге как бы сами американские СМИ и специалисты не жаловались на проблемы в нефтегазовом секторе Соединенных Штатов, отрасль все-таки способна выдержать проблемы, вызванные переизбытком предложения и низкой стоимостью на «черное золото». Сланцевая добыча действительно может обновиться. Мелкие компании уйдут в небытие, инициативу возьмут «гиганты».
Но даже они без политической поддержки Вашингтона не смогут полностью вытолкнуть саудовскую или российскую нефть из их традиционных рынков сбыта.
Саудовская Аравия и Россия — это не Иран и не Венесуэла, против которых ввели санкции. Москву и Эр-Рияд нельзя просто так «выбросить из системы» без серьезных последствий для мировой экономики. Американская сланцевая нефть — это серьезный конкурент, к которому ни в коем случае нельзя относиться легкомысленно. Но и переоценивать его не стоит. Ситуация, в которой сейчас находится мировая экономика, объективно не позволит компаниям США затопить мир своими углеводородами.
Илья Круглей