Posted 24 мая 2019, 14:15
Published 24 мая 2019, 14:15
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
Инаугурация нового президента Украины Владимира Зеленского, прошедшая 20 мая, привнесла очередную интригу в развитие транзитных маршрутов для транспортировки российского газа в ЕС. США дежурно пригрозили санкциями «Северному потоку — 2», а потом настоятельно рекомендовали Брюсселю и Киеву срочно начинать переговоры с Москвой по заключению нового транзитного договора для транспортировки газа через украинскую ГТС. Кроме того, стало известно, что правительство Украины, видимо под давлением команды нового президента, утвердило выделение газотранспортной системы из «Нафтогаза», что может существенно поменять перспективу заключения новых транзитных соглашений.
По данным пресс-службы компании «Магистральные газопроводы Украины», выделение ГТС предполагается провести по модели OU (ownership unbundling).
Оно предусматривает выведение за пределы группы «Нафтогаз» как оператора, так и газотранспортных активов.
Закономерно, что исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко считает, что это ослабит переговорные позиции украинской компании и повлечет проигрыш в Стокгольмском арбитраже. Главный козырь «Нафтогаза» — это ГТС, а без ГТС ее претензии на несколько миллиардов к «Газпрому» вряд ли кого-то заинтересуют.
В то же время, как отметил советник президента Украины Владимира Зеленского Александр Данилюк, выделение газотранспортного консорциума в интересах Украины и команда главы государства поддерживает его создание.
«Естественно, этот вопрос поднимался, естественно, консорциум в интересах Украины. Потому что первая причина — газотранспортную систему необходимо модернизировать, это требует очень больших финансовых ресурсов. Лучше, чтобы эти ресурсы вкладывали наши партнеры», — заявил он в эфире телеканала Newsone.
Российские отраслевые эксперты пока не видят возможности для быстрого решения вопроса по заключению нового транзитного соглашения с Киевом.
Политолог Марк Калмыков считает, что положительные изменения в переговорах будут не в ближайшем будущем, а позднее.
«В ближайшее время Украину в любом случае не будут рассматривать в качестве полноценного партнера. Но новая власть в этой стране борется за расположение Москвы, поэтому переговоры будут, но не принесут ощутимого результата»,
— заметил эксперт в интервью «НиК».
Он добавил, что новый президент Украины Владимир Зеленский договороспособен, но он не будет менять нынешний политический вектор страны. Что же касается Игоря Коломойского, то этот человек уже несколько лет назад потерял все возможности «по-хорошему» договориться с Россией. Вернулась ли к нему эта возможность или нет — неизвестно.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов напомнил, что в выделении ГТС нет ничего неожиданного.
«Украину в течение как минимум последних 5 лет информировали, что она получит инвестиции исключительно при разделении единой ГТС на части — распределительную, ПХГ и непосредственно трубу. Очевидно, что такое разделение «Нафтогаза» на части закрывает возможность для дальнейших разбирательств в судах.
Новая компания фактически будет начинать взаимодействие с «Газпромом» с чистого листа. С одной стороны, это расширяет переговорный процесс, а с другой — делает ничтожными те претензии, которые будут в дальнейшем предъявляться «Нафтогазу».
Все долги будут на нем и на медленно умирающей распределительной сети страны. Для украинского потребителя этот процесс приведет к росту тарифов», — заявил эксперт «НиК».
Он отметил, что при Петре Порошенко переговоры с «Газпромом» зашли в тупик; ни о каких долгосрочных контактах речь уже не шла, оставались только ситуационные.
«Газпром» в прошлом озвучивал крамольную мысль: если вам, товарищи европейцы, российский газ нужен, покупайте его на восточной границе Украины, а дальше несите на себе все риски разбирательств с Киевом, куда попал газ и по каким ценам», — пояснил Анпилогов.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов указал, что прогресс в переговорах по вопросу новых контрактов на поставки и транзит газа наблюдается ближе к началу пикового сезона спроса на энергоресурс; ждать быстрых результатов в связи со сменой власти на Украине не приходится.
«На сегодня, с учетом пиковых потребностей, украинский транзит незаменим. Интрига в том, какие по нему пойдут объемы газа. В отличие от ПХГ, трубопроводы покрыть пиковую потребность не в состоянии.
Они рассчитаны на эксплуатацию только на определенной нагрузке. Меньше эксплуатировать можно, но тогда сильно возрастают затраты. Когда проектировалась советская ГТС, очень удачно использовали карстовые пещеры западной Украины для создания подземных хранилищ газа. Трубопроводные проекты «Северный поток» и «Северный поток — 2» такую возможность хранения газа не имеют, поэтому в любом случае какой-то транзит через Украину придется сохранять. Мне кажется, переговоры затянутся и пик «шоу» придется на декабрь 2019 г.», — рассказал эксперт в интервью «НиК».
Стоит отметить, что наряду с давлением на Киев по вопросу выделения ГТС страны в отдельную компанию представители США в очередной раз пригрозили санкциями проекту газопровода «Северный поток — 2». Напомним, министр энергетики США Рик Перри, посетивший Украину в связи с церемонией инаугурации Зеленского, заявил, что Штаты планируют ввести ограничения для компаний, участвующих в проекте Nord Stream 2. Пикантность ситуации в том, что на данном этапе реализации проекта возможные экономические ограничения со стороны Вашингтона бьют прицельно именно по европейскому бизнесу.
Согласно экспертной оценке, главная интрига дальнейшей реализации «Северного потока — 2» как раз и будет заключаться в том, как отнесутся в Европе к столь агрессивным намерениям Вашингтона следовать политике торгового протекционизма.
«Мы приняли к сведению эти заявления, не комментируем их. Мы принципиально отвергаем экстратерриториальные санкции», — цитирует представителя Минэкономики ФРГ РИА Новости.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, пояснил, что в Кремле есть уверенность в завершении строительства «Северного потока — 2», несмотря на возможные санкции.
«Во многом проект уже реализован, и есть определенная уверенность в том, что проект будет финализирован и будет запущен в интересах европейских потребителей голубого топлива», — заявил он журналистам.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в интервью «НиК» указал, что слова Перри о санкциях скорее нужно рассматривать в качестве политического заявления для инаугурации Зеленского.
«Документ о санкциях против «Северного потока — 2» существует и уже был принят в августе 2017 г., поэтому, если бы у них было желание ввести эти санкции, они бы уже давно это сделали (это документ не прямого действия, а вводится решением президента США). Но Трамп неоднократно заявлял, что не будет этого делать», — напомнил эксперт.
По его мнению, «Северный поток — 2» уже ничто не остановит.
«Даже если будут введены прямые санкции против подрядчиков по строительству проекта, есть масса вариантов, как эти ограничения обойти», — пояснил Пикин.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что единственная проблема данного проекта — это отсутствие разрешения Дании на его прокладку в своих территориальных водах.
«Очевидно, что рано или поздно она его даст, поскольку ранее страна разрешила строительство «Северного потока — 1». Единственная проблема, которая может задержать «Северный поток — 2», — отказ подрядчика доводить дело до конца. Мы не знаем, будут ли приняты эти санкции. Если они будут введены быстро и подрядчик откажется от работ, а потом новый подрядчик будит судиться со старым, это займет какое-то время», — рассказал эксперт в интервью «НиК».
Он подчеркнул, что возможные санкции направлены исключительно против европейских компаний.
«Какой будет ответ Европы, этот вопрос задают себе все. Но сейчас никто не знает ответ на него», — заметил Правосудов.
При этом он уверен, что транзит по ГТС Украины обязательно останется.
«Если точно будет построена морская часть «Северного потока — 2», не будет завершена в полном объеме европейская часть продолжения этого газопровода и европейское продолжение «Турецкого потока». Поэтому, так или иначе, без Украины не обойтись, транзит через украинскую ГТС останется. Вопрос в объемах и сроках.
Европа должна надавить на Украину. Стороны вынуждены будут найти какой-либо компромисс и подписать транзитное соглашение, поскольку без этого транзита цены на газ в Европе взметнутся до небес»,
— заявил эксперт.
Марк Калмыков в этой связи заметил, что в планы Германии входит получение газа по интересующей цене.
«Все будет зависеть от погоды и темпов строительства «Северного потока — 2». В любом случае полностью обойтись без украинской ГТС сложно, но возможно временное соглашение или сокращение объемов прокачки газа», — считает эксперт.
Екатерина Дейнего