Posted 23 октября 2018, 16:14

Published 23 октября 2018, 16:14

Modified 16 августа 2022, 21:48

Updated 16 августа 2022, 21:48

Что будет с ценами на бензин: «НиК» опрашивает экспертов

23 октября 2018, 16:14
Принятый налоговый маневр делает повышение стоимости топлива практически неизбежным

24 октября вице-премьер Дмитрий Козак будет проводить совещание с нефтяниками по вопросам стабилизации топливного рынка России и параметров завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Информационное пространство наполнено большим объемом материалов, лоббирующих интересы как финансового сектора правительства, так и нефтяных компаний. Вместе с тем пока отраслевые эксперты, а также представители нефтяных компаний, опрошенные «НиК», уверены, что принятый налоговый маневр делает повышение стоимости топлива практически неизбежным и принудительное увеличение биржевой торговли нефтепродуктами не улучшит ситуацию. По их мнению, внутреннему рынку нужна реальная конкуренция, которая может появиться при поддержке реального сектора экономики, то есть увеличения мощностей существующих НПЗ, а также строительства заводов.

На днях директор налогового департамента Министерства финансов РФ Алексей Сазанов сообщил, что в правительстве ищут новые способы стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива. Сазанов признает, что применять демпфирующий механизм – то есть компенсировать нефтяникам разницу между продажей их продукции на внутренний рынок и экспортом – уже не имеет смысла.

«Дальнейшее снижение демпфера или акцизов не сработает, товар вымоется и уйдет на экспорт. Налоговые и экономические меры стимулирования мы уже исчерпали»,

– признавал представитель Министерства финансов.

Однако ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил об отсутствии причин для повышения стоимости бензина из-за введения компенсирующих механизмов, которые позволят удержать цены. Министр энергетики Александр Новак, в свою очередь, отметил, что стоимость топлива в 2019 г. может вырасти исключительно в пределах инфляции.

Эти заявления идут вразрез с мнением Счетной палаты, которая в своем заключении на проект бюджета РФ на 2019-2021 гг. сообщала, что именно увеличение акциза на бензин в 1,5 раза с 1 января 2019 г. может привести к резкому росту цен на бензин.

Определенную поддержку Счетная палата получила от Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). В частности, представитель ведомства сообщил, что для снижения давления на розничные цены антимонопольная служба предложила правительству с 1 января 2019 г. сохранить акцизы на бензин и дизельное топливо на текущем уровне.

В то же время, по мнению представителей отрасли, именно ФАС собралась внести дополнительную лепту в разгон цен на бензин, предложив заставлять ВИНКи поставлять топливо на биржу в размере 15%, чтобы удовлетворить потребности независимых АЗС. Регулятор не просчитал, что после введения данной меры ВИНКи начнут испытывать сложности в обеспечении топливом своих собственных сетевых заправок и тоже придут на биржу. Возникший ажиотажный спрос лишь разгонит цену – таковы законы рынка.

Заметим, что, пока в правительстве решают, как быть с внутренним рынком топлива, на местах ситуация накаляется.

Независимые АЗС жалуются на отсутствие рентабельности своего бизнеса. При этом ВИНКи, которые жестко контролируются регуляторами в вопросах обеспечения топливом регионов, несут гораздо большую ответственность перед госбюджетом, а также занимаются развитием нефтепереработки, вынуждены оправдываться.

Хотя они терпят не меньшие убытки.

Эксперты считают, что налоговый маневр привел к тому, что на внутреннем рынке топлива сложилась очень тяжелая ситуация и искусственными мерами по удержанию розничных цен ее исправить нельзя. Россиянам надо быть готовыми к тому, что в ближайшем будущем цены резко устремятся вверх.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин заметил, что комплекс мер, принятых правительством, позволяет сдерживать цены на топливо, чтобы их рост был ниже инфляции.

«Но цены в России с большей или меньшей динамикой растут всегда. Используя простую математическую формулу, легко понять, что при увеличении налоговой нагрузки цены также пропорционально вырастут. Финансовый блок правительства рассчитывает, что обратный акциз сможет серьезно повлиять на доходность нефтеперерабатывающих компаний и позволит сдерживать цены на нефтепродукты. Произойдет ли это, станет понятно уже в следующем году», – заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, в целом обратный акциз может ограничивать динамику роста цен на топливо, но все, как обычно, кроется в деталях.

«Нефтяники запрашивали больший объем компенсаций за сдерживание цен, правительство предложило меньший. При этом цены растут еженедельно, а компенсация – только по окончании налогового периода. Пока есть несостыковка по сумме и времени компенсации»,

– указал Пикин. Эксперт напомнил, что 2018 г. был крайне печальным для независимых АЗС – они продолжили банкротиться, на рынке их становится меньше.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов также заметил, что при повышении налогов на добычу и снижении экспортной пошлины, которые предполагает налоговый маневр, любой здравомыслящий человек сразу может сделать вывод, что цены на внутреннем рынке вырастут.

«Какой логикой руководствовались люди, принимающие это решение, сказать сложно. Но общий подход заключался в том, что их не интересует низкая цена на внутреннем рынке»,

– заявил эксперт в интервью «НиК».

По его словам, в 2019 г. к общему росту налога на добычу и снижению экспортных пошлин добавится повышение акцизов на бензин; никаких шансов на снижение цен нет.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов заметил, что теоретически правительство может сдержать рост цен, но непонятно, насколько это целесообразно.

«Причина роста цен кроется в дисбалансе цен на нефть и курса рубля. Этот дисбаланс делает экспорт топлива гораздо более выгодным, чем продажа на внутреннем рынке. И никакими искусственными мерами его убрать не получится.

Более того, в 2024 г. анонсировано обнуление экспортных пошлин, поэтому есть достаточно оснований полагать, что к 2024 г. стоимость топлива в РФ будет подтягиваться к европейским значениям»,

– указал экономист.

Он уверен, что правительству если и удастся сдерживать цены, то не длительное время, а эта тенденция не будет носить стратегический характер.

Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев также считает, что принятый правительством налоговый маневр сильно ухудшает экономику нефтепереработки.

«Это вынуждает продавцов повышать оптовые цены, и этот процесс продолжится в следующем году. Консервация розничных цен поставила на грань рентабельности большинство независимых АЗС. Очевидным шагом для правительства была бы заморозка акцизов, но пока этой готовности явно нет.

Мое общее впечатление, что в правительстве есть консенсус относительно доведения российских цен на топливо в среднесрочной перспективе до уровня европейских. Но они хотели бы это делать постепенно, чтобы у населения возникло психологическое привыкание»,

– заявил эксперт.

Это не может пройти бесследно для экономики.

«Когда вы говорите, что цены на топливо не будут расти выше инфляции, необходимо понимать, что повышение цен на моторное топливо как раз и разгоняет инфляцию»,

– заметил Белогорьев.

Стоит отметить, что, как подчеркивал ранее Сбербанк России, завершение налогового маневра приведет к дисбалансу на внутреннем рынке бензина и дизельного топлива, а также окажет негативный эффект на экономику многих российских регионов. Перекладывание всех проблем топливного рынка России на плечи ВИНКов не может спасти ситуацию. Нефтяным компаниям приходится гасить кредиты, взятые под проведение модернизаций производственных активов, строительство новых НПЗ и инфраструктуры, вкладываться в геологоразведку новых месторождений.

Также, по мнению сотрудников отрасли, при построении прогнозов развития ситуации не учтена специфика регионов. Например, в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, где наиболее тяжелая ситуация с обеспечением ГСМ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговый маневр фактически ставит крест на развитии всей российской нефтепереработки и надеяться на «чудесное» спасение отрасли не приходится.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь