Posted 23 сентября 2020, 08:41
Published 23 сентября 2020, 08:41
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
Тема «зеленой» энергетики возвращается в повестку предстоящих в ноябре президентских выборов в США. Несмотря на то, что продвигавший программу «Зеленого нового курса» Берни Сандерс не смог выдвинуться кандидатом в президенты от Демократической партии, победителю демократических праймериз Джо Байдену пришлось пойти на компромисс с радикальным крылом своей партии и взять на вооружение основные тезисы стратегии Сандерса. Несколько дней назад на официальном сайте Байдена были опубликованы девять ключевых пунктов его плана в области «революции чистой энергии», предполагающего декарбонизацию энергетического сектора США уже в 2035 году. Детальному разбору этой программы посвящена недавняя статья обозревателя журнала Forbes Роберта Рэпьера.
Несмотря на то, что на портале Байдена представлен ряд пунктов «большой программы», там отсутствуют многие ее подробности, которые кандидат от демократов, впрочем, уже затрагивал в своих выступлениях в ходе президентской кампании.
В своей июльской речи в штате Делавэр Байден обратился к теме декарбонизации транспортного сектора. По его словам, в случае победы демократов американские власти «построят и внедрят сеть из 500 тысяч электрозарядных станций вдоль существующих и новых шоссе», и в результате на смену бензиновым двигателям придут электрические. Кроме того, Байден упомянул о планах предложить программу скидок при продаже подержанных электромобилей по схеме «трейд-ин».
Это важно, поскольку такая мера действительно повысит спрос в энергетическом секторе, что сделает вызовы его декарбонизации еще более существенными.
Кроме того, Байден говорил о дооборудовании уличного освещения светодиодными системами для экономии энергии и об энергоэффективности:
«Мы собираемся предложить скидки и дешевое финансирование для усовершенствования энергонеэффективных электроприборов и витрин — эти усовершенствования позволят снизить ежемесячные счета за электричество, а со временем и сэкономить тысячи долларов в год. Мы собираемся предпринять крупные инвестиции в строительство полутора миллионов новых энергоэффективных домов».
В будущем энергоэффективность — дело полезное, но в 2019 году США получали 63% электроэнергии из ископаемых источников, так что стране явно потребуется много новой неуглеродной энергогенерации. Однако в своем выступлении Байден не упомянул, каким образом это будет достигнуто, сказав лишь, что нужно браться за работу прямо сейчас, что «мы должны улучшать и разрабатывать новые технологии и что мы знаем, как это сделать».
В речи Байдена не говорилось о ядерной энергии или улавливании углерода, однако все это упоминается на его сайте в рамках четырех отдельных задач, выработанных для декарбонизации энергетического сектора. Вот к чему призывает план Байдена:
Насколько достижима задача полной декарбонизации энергетического сектора США к 2035 году? В недавнем отчете компании Wood Mackenzie говорится, что движение в направлении обеспечения 87% чистой энергии в американском электроэнергетическом комплексе уже идет. Как отмечается в релизе Wood Mackenzie, «победа Байдена будет означать приход капиталовложений в возобновляемую энергетику и инфраструктуру накопления энергии в объеме более $2,2 трлн до 2035 года. Спрос на солнечные элементы для коммунального сектора превысит 100 ГВт в год, а емкость аккумуляторных батарей превысит 400 ГВт — речь идет о примерно 40% совокупной установленной мощности энергогенерации США в 2020 году. Угольная генерация полностью уйдет с рынка».
В отчете Wood Mackenzie подчеркивается масштаб вызовов, которые подразумевают поставленные цели. На сегодняшний день емкость солнечных энергетических модулей в США составляет 4,7 ГВт, однако в соответствии с планом Байдена спрос на них должен увеличиться настолько, чтобы достигнуть 100 ГВт в год. Потенциальный спрос на аккумуляторные батареи должен вырасти с нынешних 46 ГВт·ч до 600 ГВт·ч в год. Иными словами, речь идет о колоссальных начинаниях.
Однако стоит отметить, что от достижения этих целей нас отделяет 15 лет, а за последние 15 лет сектор чистой энергии демонстрировал гигантский рост. Начиная с 2005 года, ветряная и солнечная энергогенерация в общей сложности выросли в 22 раза, до 411 тераватт-час, а стоимость вырабатываемой ими электроэнергии резко снизилась. За это же время стремительно упали цены на аккумуляторные батареи.
Объемы электроэнергии, полученной из угля и природного газа, в прошлом году составили, соответственно, 1054 ТВт·час и 1700 ТВт·час.
Таким образом, солнечной и ветряной энергетике нужно вырасти еще на 156%, чтобы сравняться с объемом угольной генерации в 2019 году, и на 570%, чтобы соответствовать совокупным объемам угольной и газовой генерации.
Второй из этих показателей почти равен тем темпам роста, которые ветряная и солнечная генерация в совокупности показывали в последние 11 лет.
Сохранение такой динамики в следующие 15 лет действительно представляет собой масштабную задачу, для решения которой требуется продолжение значительных инвестиций в сектор солнечной и ветряной энергетики. Как демонстрирует недавняя история, это крайне амбициозная, но не совершенно нереалистичная задача.
Уже прозвучали утверждения, что стопроцентная декарбонизация — это неверная цель. План Байдена подвергла критике Мередит Фоули из Энергетического института Калифорнийского университета в Беркли, придя к выводу, что реалистичной задачей будет 90-процентное сокращение эмиссии углерода.
Фоули полагает, что «достижение 90-процентного уровня неуглеродной генерации к 2035 году не только осуществимо, но и окажется эффективным с точки зрения издержек при цене углерода в $50 за тонну».
Однако для оставшихся 10% предельные издержки по сведению к нулю эмиссий парниковых газов энергетическим сектором вырастут более чем вдвое.
Автор статьи в Forbes соглашается с этой позицией. Декарбонизация производства электроэнергии в США к 2035 году действительно возможна: учитывая снижающиеся технологические издержки и повышение температуры воздуха, необходимо стремиться к принципиальному сокращению выбросов парниковых газов. Но в условиях высоких дополнительных затрат и сложностей следует с осторожностью относиться к планам сведения выбросов энергетического сектора к нулю.
Подготовил Николай Проценко