Posted 23 июля 2020,, 09:35

Published 23 июля 2020,, 09:35

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Дайджест сообщений нефтегазового рынка за 20–22 июля

23 июля 2020, 09:35
Обзор мировых нефтегазовых новостей по материалам зарубежных СМИ и официальных сообщений

Иран: добыча растет вместе с эффектом американских санкций

В Иране планируется удвоение добычи нефти на крупном месторождении Азадеган. Соглашение стоимостью $1,3 млрд, подписанное между иранскими Petroleum Engineering and Development Company (PEDEC) и Petropars Group, предполагает завершение обустройства месторождения Южный Азадеган, которое находится в совместной эксплуатации Исламской республики и Ирака.

В 2013 году объем иранской добычи на этом месторождении составлял 45 тысяч б/с, в настоящий момент он достиг 140 тысяч б/с, а в ближайшие два с половиной года ожидается увеличение добычи до 320 тысяч б/с. Кроме того, за этот же период иранские компании намерены построить на Азадегане крупнейшую в стране производственную единицу по нефтегазопереработке.

Ранее в июле аналогичное соглашение об увеличении добычи было подписано с иранскими компаниями по месторождению Яран, которое также находится на границе между Ираном и Ираком. Его запасы оцениваются примерно в 550 млн баррелей нефти.

В то же время иранские власти признают, что американские санкции нанесли по экономике страны очень серьезный удар.

Санкции пугают иностранные компании: они не желают заключать с Ираном никаких соглашений ни в одной отрасли и даже расторгают уже существующие соглашения, заявил в день подписания соглашения по Азадегану иранский министр нефти Бижан Зангане. Одна из крупных компаний, принявших решение выйти из проектов по освоению энергетических ресурсов Ирана — французская Total, которая первой вернулась в страну после снятия предыдущей серии санкций в 2016 году.

По оценке Reuters, с апреля 2018 года, когда в отношении Ирана был введен новый пакет санкций, до настоящего времени иранский экспорт нефти упал с 2,5 млн б/с до примерно 100-200 тысяч баррелей. Теперь, по словам Бижана Зангане, Ирану приходится полагаться на возможности внутреннего рынка, что и стало причиной подписания соглашений по двум месторождениям с местными компаниями. Сейчас в Тегеране рассчитывают, что санкции могут быть ослаблены, если в ноябре президентские выборы в США выиграет Джо Байден, который уже дал понять, что готов к пересмотру иранской ядерной сделки, ставшей причиной возложения на Исламскую республику нынешних санкций.

Евросоюз: полтриллиона евро в «зеленые» стимулы

Лидеры стран Евросоюза пришли к соглашению в ближайшие несколько лет направить более $572 млрд (около €500 млрд) на масштабный пакет стимулирующих мер, направленных на борьбу с климатическими изменениями и «зеленую политику». На эти меры придется порядка половины от общего объема средств, которые до 2027 года будут потрачены на восстановление европейской экономики от последствий коронавирусного кризиса. По итогам пятидневных переговоров было решено, что совокупный пакет помощи составить $1,23 трлн (€1,074 трлн).

Евросоюз рассчитывает, что заявленные инвестиции будут соответствовать целям «климатической нейтральности» до 2050 года и внесут вклад в достижения новых задач климатической политики до 2030 года, которые будут обновлены до конца текущего года. Запланированные расходы будут соответствовать целям, оговоренным в Парижском соглашении по климату.

Однако некоторые эксперты полагают, что расходы Евросоюза должны быть существенно выше для достижения нулевого уровня углеродной эмиссии к 2050 году.

Представители группы Transport & Environment, которых цитирует Reuters, считают, что историческую ценность плана восстановления экономики Евросоюза невозможно отрицать, однако, несмотря на благожелательное отношение к Парижскому соглашению и климатической нейтральности, в плане отсутствуют базовые климатические гарантии, такие как полное исключение ископаемого топлива.

Катар: надежда на новый газовый бум

Нынешний кризис на рынке энергоносителей может оказаться выгодным для крупнейшего мирового производителя СПГ — Катара, утверждается в отчете международной аудиторской группы PwC, который цитирует издание Gulf Times (ОАЭ).

Три года назад Катар уже удивил рынки тем, что снял мораторий на бурение на совместном с Ираном офшорном месторождении Норд Филд, а в 2019 году Катар заявил, что увеличит производство СПГ с текущего уровня в 77 млн тонн в год до 126 млн тонн к 2027 году. Это решение выглядело мотивированным растущим спросом на СПГ и увеличивающейся конкуренцией на этом рынке, в особенности со стороны проектов в США и Австралии. Однако в феврале этого года Катар решил отложить расширение месторождения Норд Филд в связи с падением цен на СПГ, вызванным его глобальным перепроизводством, хотя заявленные планы до 2027 года остаются в силе.

Как утверждают аналитики PwC, сделанное в прошлом ноябре компанией Qatar Petroleum заявление о новых оценках потенциала месторождения Норд Филд следует считать одним из главных событий в газовой отрасли за последние годы.

Согласно этим оценкам, месторождение является крупнейшим в мире (теперь к нему добавилась и сухопутная часть), а его предполагаемые запасы были удвоены до 1,76 трлн кубических футов газа и 70 млрд баррелей газового конденсата.

Между тем многие частные компании, в особенности в США, вынуждены откладывать строительство новых СПГ-мощностей из-за падения цен, причем некоторые проекты вообще могут остаться нереализованными, если цены на газ не восстановятся в скором времени. На этом фоне Катар получит более значительную долю рынка по мере снижения конкуренции, оставаясь производителем наиболее дешевого СПГ. Даже при нынешнем уровне производства, по данным исследований МВФ и рейтинговых агентств, Катару для сведения бюджета требуется минимальная для региона Персидского залива цена нефти, а недавно министр финансов этой страны заявил, что ее значение опустится ниже $40 за баррель после 2022 года, еще до введения в строй новых СПГ-мощностей, отмечают аналитики PwC.

Саудовская Аравия: баррели — в киловатты

Нынешним летом Саудовская Аравия может использовать рекордное количество нефти для производства электроэнергии, сообщает агентство Bloomberg. Это связано с тем, что значительное количество жителей страны не отправятся в заграничные путешествия из-за пандемии коронавируса. Сейчас дневная температура в Саудовской Аравии днем достигает 49 градусов, что требует значительных объемов электроэнергии для работы систем охлаждения воздуха.

В то же время необходимость использовать больше нефти для получения электроэнергии нарушает прежние саудовские планы по сокращению доли этого источника в энергогенерации.

Нынешним летом Саудовская Аравия также использует меньше газа для производства электричества, поскольку необходимость выполнения условий сделки ОПЕК+ привела к снижению добычи газа на нефтяных месторождениях.

В результате, сообщила Bloomberg руководитель лондонской консалтинговой компании Crystol Energy Кэрол Нахле, Саудовская Аравия оказалась перед дилеммой: либо импортировать больше газа, либо сжигать больше собственной нефти. Второй сценарий оказался более вероятным, поскольку подобный способ получения электроэнергии саудиты практиковали десятилетиями, а мировой рынок сейчас переполнен нефтью. Об этой возможности использовать возросшие объемы добычи нефти после ослабления условий сделки ОПЕК+ начиная с 1 августа говорил недавно и министр нефти королевства принц Абдулазиз бин Салман. Объем дополнительного спроса со стороны коммунального хозяйства и других секторов экономики он оценил примерно в 500 тысяч б/с.

Южный Судан: коронавирус разрушает нефтяные амбиции

Пандемия коронавируса и падение цен на нефть нанесли удар по планам развития нефтяной индустрии Южного Судана — самого молодого из официально признанных мировым сообществом государств. Нефть является единственным серьезным экспортным доходом страны, поэтому ее власти собирались значительно нарастить добычу.

В прошлом году Южный Судан объявил о первом найденном на своей территории с момента отделения от Судана месторождении нефти с извлекаемыми запасами 5,3 млн баррелей. Это позволило бы увеличить уровень добычи, которая с момента обретения независимости упала вдвое — с 350 тысяч до 180 тысяч б/с.

Но теперь эти планы фактически рухнули.

«Нынешняя ситуация повлияла на нас гораздо больше, чем на другие страны. Южный Судан — молодое государство, которое только восстанавливается после войны и сталкивается с множеством вызовов», — заявил в интервью Bloomberg подсекретарь министерства нефти страны Авоу Даниэль Чуанг. Один из этих вызовов — необходимость выполнять требования по сокращению добычи со стороны ОПЕК, членом которого является Южный Судан. Кроме того, страна испытывает давление со стороны МВФ, который еще в прошлом году потребовал от Южного Судана прекратить принимать авансовые платежи от покупателей еще не добытой нефти. В дальнейшем расследование ООН показала, что эта практика не была остановлена.

Подготовил Николай Проценко

"