Posted 23 января 2020,, 11:19

Published 23 января 2020,, 11:19

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Большая распродажа большого нефтесервиса

23 января 2020, 11:19
Нефтесервисные компании несут убытки, столкнувшись с падением спроса американских сланцевых добытчиков

Уже два игрока «большой тройки», контролирующей примерно 26% мирового рынка нефтесервиса, — компании Schlumberger и Halliburton объявили о крупных убытках по итогам 2019 года. Столкнувшись с падением спроса американских сланцевых добытчиков на их услуги, нефтесервисные компании пытаются поправить свое финансовое положение путем сокращения персонала и распродажи активов. По данным Reuters, «большая тройка» в ближайшие месяцы может выручить на реализации малоприбыльных бизнесов порядка 800 млн долларов.

Schlumberger: стремительный Ле Пеш

Первой из компаний «большой тройки» финансовые результаты 2019 года обнародовала Schlumberger, получившая чистый убыток в $10,137 млрд против прибыли в $2,138 млрд годом ранее при почти неизменном объеме выручки ($32,9 млрд). Такой результат прогнозировался еще в третьем квартале, когда убыток Schlumberger составил около $11 млрд в результате списания гудвилла из-за продажи двух своих североамериканских структур — Smith International Inc. и Cameron International Corp.

Необходимость избавляться от менее доходных активов была одним из первых решений, принятых новым руководителем Schlumberger Оливье Ле Пешем, который заступил на этот пост минувшим летом, до этого проработав в компании более трех десятилетий.

После этого курс ее акций, упавший с апреля по август с $47,4 до $31,2, снова стал расти, хотя полного восстановления не произошло.

За 2019 год акции Schlumberger потеряли в цене около 10%, хотя в целом индекс крупнейших американских компаний S&P500 вырос на 29%. При этом чистый доход на одну акцию Schlumberger за год снизился с $0,39 до $0,24.

По итогам четвертого квартала компания объявила о чистой прибыли в размере $333 млн (годом ранее за тот же период она составляла $538 млн), так что Ле Пеш охарактеризовал результаты 2019 года как в целом положительные, особенно на международных рынках, которые компенсировали ухудшение спроса на нефтесервис в США. Если доходы компании в Северной Америке в четвертом квартале упали на 13%, то на международных рынках, на которые сейчас приходится порядка 70% бизнеса Schlumberger, выручка увеличилась на 8%, до $5,72 млрд. «Мы получили свободный денежный поток в размере 2,7 миллиардов долларов, что является хорошим достижением в текущих рыночных условиях», — заявил Оливье Ле Пеш.

Тем не менее, даже «бумажный» убыток Schlumberger напоминает о тех проблемах, с которыми сталкивается крупнейший мировой игрок нефтесервиса.

Как сообщает Reuters, одновременно с объявлением финансовых результатов за год руководство Schlumberger проинформировало о плане «агрессивного» снижения издержек по своим операциям в Северной Америке в связи с резким замедлением активности в сланцевой добыче.

Начиная с третьего квартала прошлого года компания уже сократила более 1400 рабочих мест.

Еще одним принципиальным направлением работы с приходом Оливье Ле Пеша стало внедрение цифровых технологий нефтесервиса. В сентябре прошлого года Schlumberger, Chevron и Microsoft объявили о сотрудничестве для ускорения процесса цифровизации нефтегазового комплекса. На первом этапе проекта запланировано развертывание ИТ-системы для нефтехимического комплекса в среде Delfi, далее — разработка облачных приложений в Microsoft Azure, после чего должно состояться совместное внедрение результатов в производственно-сбытовую цепочку Chevron.

На 2020 год Schlumberger прогнозирует, что расходы мировых нефтегазовых компаний вырастут примерно на 5%, что позволит международному дивизиону компании увеличивать выручку таким же темпом или даже выше. В то же время Оливье Ле Пеш предупредил, что в России и на Ближнем Востоке инвестиции нефтяников будут замедляться под влиянием сделки ОПЕК+, а бизнес Schlumberger в Ираке будет сокращаться из-за продолжающейся напряженности между США и Ираном. Будет падать в первом квартале и бизнес компании в Северной Америке.

Halliburton: доходы важнее роста

21 января о значительных убытках объявила и компания Halliburton — в четвертом квартале они составили $1,7 млрд, хотя в третьем квартале был получен чистый доход в $295 млн. Совокупный доход Halliburton в четвертом квартале был равен $5,2 млрд — на 6% ниже, чем кварталом ранее, хотя и несколько выше оценок аналитиков Уолл-стрит, которые оценивали этот показатель в $5,1 млрд. Общий же доход компании за 2019 год сократился на 7%, до $22,4 млрд, а чистый убыток Halliburton Inc. был равен $1,129 млрд против прибыли в $1,657 млрд в 2018 году.

Тем не менее, глава Halliburton Джефф Миллер заявил, что доволен тем, как компания завершила четвертый квартал и весь год.

«Мы оптимизировали наш персонал в Северной Америке, поскольку этот рынок сокращался, а наш международный бизнес рос второй год подряд»,

— заявил он. О том, что Halliburton была вынуждена сократить 650 рабочих мест в Колорадо, Вайоминге, Нью-Мексико и Северной Дакоте в связи с замедлением добычи сланцевых углеводородов в этих штатах стало известно еще в октябре одновременно с сообщением компании о падении доходов за третий квартал.

Ситуация с доходами у Halliburton по американскому и неамериканским рынкам практически та же самая, что и у Schlumberger. Доходы Halliburton в Северной Америке в прошлом году сократились на 18%, а в четвертом квартале даже на 21%. Как пояснил Джефф Миллер, произошло это в результате «сокращения активности потребителей услуг нефтесервиса, снижения цен и нашего решения сосредоточиться на доходах, а не на росте». При этом Миллер, как и Оливье Ле Пеш, отметил, что Halliburton в 2019 году сгенерировала значительный свободный денежный поток — более $900 млн.

В 2020 году компания рассчитывает, что ее международное направление, доходы которого увеличились на 10% в прошлом году, продолжит расти.

Напротив, в Северной Америке ожидается очередное снижение спроса на нефтесервис.

Кто быстрее

Как утверждается в одном из недавних материалов Reuters, сейчас ведущие нефтесервисные компании оказались перед лицом ситуации, когда добытчики нефти и газа снижают расходы на их услуги, поскольку инвесторы настаивают на большей доходности своих акций, а не на расширении бурения. Это заставляет игроков «большой тройки» избавляться от менее доходных активов. Кроме того, выходу из таких бизнесов способствует усилившаяся конкуренция в сегменте.

«Мы уверены, это лучший вариант для того, чтобы сосредоточиться на продуктах и услугах, ключевых для жизненного цикла углеводородного бассейна», — заявили Reuters в Halliburton, подтвердив планы по продаже трубопроводов и бизнеса по процессинговому сервису к середине года. Аналогичные планы, как сообщили агентству собственные источники, имеются также у Schlumberger и Baker Hughes.

В общей сложности собеседниками Reuters ожидается распродажа на $800 млн.

Несмотря на то, что объемы реализации активов, о которых сообщают источники, относительно невелики в сравнении с капитализацией «большой тройки» нефтесервиса (у Halliburton она, к примеру, составляет $20,9 млрд), аналитики и инвестиционные банкиры, опрошенные Reuters, уверены, что за этим может последовать и более масштабная распродажа.

В частности, аналитики Scotiabank ожидают от Schlumberger в отчетности за последний квартал прошлого года дальнейших указаний по поводу будущего нескольких направлений ее бизнеса, среди которых упоминается компания OneStim. Это совместное предприятие с Weatherford International Plc. Было создано лишь в марте 2017 года с целью смещения Halliburton с лидирующей позиции в области гидроразрыва пласта (ГРП).

Кроме того, стоит вспомнить, что в прошлом сентябре холдинг General Electric (GE), являющийся контролирующим акционером Baker Hughes, заявлял о намерениях снизить свою долю в этой компании до 38,4%, чтобы привлечь $2,7 млрд. Реализовать этот замысел планировалось в виде вторичного размещения 105 млн обыкновенных акций совместной компании BHGE, которая возникла в 2017 году после слияния нефтегазового подразделения GE с Baker Hughes. Первоначально GE стала владельцем 62,5% акций объединенной компании, но в 2018 году в результате продажи пакета на $4 млрд доля GE снизилась до 50,4%.

Для Baker Hughes результаты 2019 года оказались наиболее удачными из всех игроков «большой тройки» нефтесервиса.

Компания получила чистую прибыль для акционеров в размере $128 млн, хотя она оказалась на 34% меньше, чем годом ранее. Выручка Baker Hughes составила $23,838 млрд, увеличившись за год на 4,2%.

Ведущие игроки нефтесервиса сегодня испытывают воздействие той ситуации, в которой оказались добывающие компании, стремящиеся свести к минимуму свои издержки при максимизации доходов, отмечает аналитик портала Oilprice.com Ирина Слав. «Акцент нефтедобывающих компаний на контроль над издержками привел к всплеску спроса на сервисы, предполагающие автоматизацию и прочие самые современные технологии, — утверждает она в своем недавнем комментарии. — Таким образом, три главных нефтесервисных провайдера сейчас превращаются в высокотехнологичные компании, чтобы удовлетворить этот запрос. Кроме того, они усиливают фокус на динамически конфигурируемых операциях, чтобы продолжать рост даже в условиях снижающейся добычи».

Сергей Танакян