Posted 22 июля 2021,, 10:07

Published 22 июля 2021,, 10:07

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Индия меняет нефтяной курс

22 июля 2021, 10:07
Ужасающая цифрами вспышка индийской версии коронавируса сопровождается рекордными ценами на нефтепродукты на топливном рынке страны.

Сегодня в Индии добывается всего лишь порядка 770 тыс. баррелей в сутки. Страна более чем на 80% зависит от поставок импортной нефти. Высокие нефтяные котировки на нефть на мировых рынках привели к нежизнеспособной ситуации на индийском топливном рынке. На пике кризиса страна решила поменять отраслевого министра на бывшего дипломата, который в разгар лета объезжает ближневосточные страны, пытаясь договориться о снижении цен на нефть, поставляемую на индийские НПЗ.

Системный кризис в нефтяной отрасли из-за пандемии и введенных санитарных ограничений привел к резкому сокращению потребления нефтепродуктов, а также падению импорта. Сегодня Индия является третьим (после Китая и США) в мире потребителем нефти, и вторым после КНР крупнейшим импортером в Азии.

Спад импорта нефти из-за пандемических ограничений заставляет с пристальным вниманием следить за ситуацией в этой стране всех крупнейших поставщиков энергоресурсов в мире.

Структурный сбой в индийской нефтянке уже привел к изменениям в национальном недропользовании. Власти страны сократили до 18 (с 37) количество необходимых разрешений для реализации геологоразведочных проектов, стремясь привлечь зарубежных инвесторов в разведку и добычу. Индийская национальная компания ONGC решила объявить тендеры для ключевых мировых EPC-подрядчиков в рамках пяти новых добывающих проектов на шельфе страны на $1,25 млрд. Ранее руководство главного национального игрока заявило о планах потратить 300 млрд индийских рупий ($4,03 млрд) в течение года с целью увеличения добычи нефти и газа в стране. Несмотря на заинтересованность в привлечении иностранных партнеров, ONGC рассчитывает сохранить доминирующее положение в национальной нефтедобыче, обеспечивая до 65% прогнозируемого производства в ближайшие три года.

По итогам июня Индия импортировала 3,9 млн баррелей в сутки сырой нефти, что на 7% меньше, чем в мае текущего года, но на 22% выше прошлогоднего июньского показателя. Согласно данным Reuters, это самый низкий уровень импорта за последние девять месяцев. На фоне высоких цен на нефть индийские НПЗ сократили закупки из-за роста запасов, низкого потребления нефтепродуктов и возобновления карантинных ограничений. Начало 2021 года привело к всплеску спроса на топливо, в феврале и марте индийские нефтеперерабатывающие предприятия увеличили объемы переработки и импорта нефти. Однако новая (вторая по счету для Индии) волна коронавируса обвалила спрос на топливо в апреле и мае этого года, после того как индийское правительство ввело ограничения для сдерживания распространения пандемии, в результате чего на балансе НПЗ образовались с большие запасы топлива. Однако импорт сырой нефти в Индию в апреле-мае достигал 4,1 млн баррелей, что более чем на 11% превысило показатели прошлого года, отличившегося еще более строгими ограничениями из-за COVID-19.

Ирак остается главным поставщиком нефти в Индию, за ним следуют Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Нигерия поднялась на четвертое место с пятого в мае. Соединенные Штаты оказались на пятом месте, а за ними следует Канада. Доля ближневосточной нефти в индийском импорте выросла примерно до 59% в июне с 53% в мае.

Новым индийским министром нефти в начале июля стал Хардип Сингх Пури. На фоне высоких цен на нефть на мировых рынках, роста стоимости топлива на национальном рынке новый министр начал переговоры с производителями нефти, убеждая их снизить отпускные цены, чтобы сделать сырье и нефтепродукты доступными для потребителей.

Сейчас Индия активно лоббирует отказ от сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+.

По информации министерства, цены на бензин и дизельное топливо на индийском топливном рынке достигли рекордно высокого уровня. Бензин перевалил за отметку 100 рупий за литр более чем в полутора десятках штатов и регионов, в то время как дизельное топливо продается по цене более 100 рупий за литр в Раджастане и Одише. На фоне эпидемии нежизнеспособные для экономики страны цены на нефтепродукты ведут к негативным процессам в социально-экономическом развитии страны. Нужно отметить, что Саудовская Аравия и ОАЭ активно помогали Индии бороться со второй волной коронавируса, наладив поставки лекарств, кислорода и соответствующего медицинского оборудования.

По мнению авторов нового статистического отчета компании ВР, призывы Запада к активному энергопереходу игнорируют азиатские реалии.

На нефть, газ и уголь по-прежнему приходится большая часть потребностей в энергоносителях в Азии. Вместе с тем крупнейшие западные энергетические корпорации BP, Total и Shell, а также азиатские национальные нефтяные компании наращивают инвестиции на рынках возобновляемых источников энергии, а также расширяют реализацию газовых проектов в Индии. Предполагается, что широкое использование природного газа в электроэнергетике и СПГ на транспорте поможет снизить выбросы парниковых газов.

Так, BP стала партнером Reliance Industries в разработке газовых месторождений в бассейне Кришна Годавари у восточного побережья Индии. Затем международная корпорация расширила присутствие в сфере переработки и сбыта газа, инвестировав $1 млрд в приобретение 49% доли в новом совместном предприятии Reliance BP Mobility Limited (RBML), предполагающем бурное развитие электрозаправок. В январе Total объявила о приобретении 20% доли в крупнейшем в мире разработчике солнечной энергии Adani Green Energy Limited у индийской Adani Group за $2,5 млрд. Итальянская Eni также инвестирует в проекты возобновляемых источников энергии в Индии, рынок страны станет ключевым для достижения цели компании – увеличения установленных электроэнергетических мощностей до 55 ГВт во всем мире к 2050 году. ExxonMobil собирается инвестировать в газовый сектор Индии. О заинтересованности в инвестициях в чистую энергетику страны также заявили норвежская Equinor и российская «Роснефть».

Мария Кутузова