Posted 22 марта 2019, 07:17

Published 22 марта 2019, 07:17

Modified 15 сентября 2022, 20:21

Updated 15 сентября 2022, 20:21

Топливные цены продлили

22 марта 2019, 07:17
Кабинет министров продлил соглашение с нефтяными компаниями по заморозке цен на топливо на II квартал 2019 года

1 апреля истекает соглашение между правительством и десятью нефтяными компаниями, по которому нефтяники сдерживали цены на АЗС и в мелком опте. Вице-премьер Дмитрий Козак уже обозначил нежелание правительства продолжать управлять стоимостью топлива «в ручном режиме», но принятый налоговый маневр пока не предоставляет других вариантов влияния на внутренний рынок ГСМ. Кабинет министров продлил соглашение с нефтяными компаниями по заморозке цен на топливо на II квартал 2019 г.; как будет развиваться ситуация дальше, никто не знает.

На днях Козак сообщил о желании правительства в ближайшее время изучить необходимость корректировки налогового маневра в нефтяной отрасли и отказа от «ручного управления» ценами.

«Мы еще раз выверим, как работает налоговый маневр в нефтяной отрасли, те механизмы, которые заложены и должны сдерживать уровень цен в мелком опте и в рознице. И постараемся сделать все в том случае, если есть объективная необходимость чуть-чуть что-то скорректировать. Если нет объективной необходимости, то оставим все как есть», — заявил он, отметив, что правительство постарается «отказаться от этого ручного управления ценами через заключение соглашения».

Тем не менее после заседания правительства РФ 21 марта стало известно, что кабинет министров принял решение продлить соглашение с нефтяными компаниями на II квартал 2019 г., скорректировав ряд обязательств.

Козак пояснил, что параметры соглашения могут быть уточнены, в том числе в части обязательств по объемам поставок на биржу и на внутренний рынок летнего дизеля и бензина. Кроме того, правительство сохраняет за собой право введения заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов в случае массового нарушения нефтяниками соглашения о стабилизации цен на топливо. Дальнейшее обсуждение новых механизмов регулирования топливного рынка и корректировка обязательств по соглашению и демпфирующего механизма состоится на следующей неделе, сообщил вице-премьер.

Напомним, что к 2024 г. в отрасли должен завершиться налоговый маневр. Он предусматривает обнуление экспортных пошлин на нефть при одновременном увеличении НДПИ. Вполне естественно, что такой налоговый режим приведет к росту стоимости нефти на внутреннем рынке и увеличению себестоимости производства нефтепродуктов. Для того чтобы сдерживать цены на бензин, были предусмотрены демпфирующие механизмы. В частности, компенсация нефтяным компаниям разницы между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой, обратный акциз на нефть, поступающую на НПЗ, при условии поставки топлива на внутренний рынок.

Однако, как ранее неоднократно сообщали «НиК» представители отрасли, механизм компенсации очень запутан; фактически нефтяные компании не могут им воспользоваться. И пока у отраслевых экспертов нет единого мнения относительно развития ситуации на топливном рынке РФ.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что субсидировать внутренний рынок топлива до бесконечности правительство, скорее всего, не согласится; со временем нужно готовиться к некоторому росту цен.

«Субсидии — это средства из госбюджета. Общая политика использования госбюджета последних лет — его экономия, поэтому бесконечно долго никто субсидировать не будет. Интрига в том, сколько правительство будет поддерживать нынешний режим сдерживания цен. Мне кажется, еще квартал, пока не пройдет эффект от повышения НДС.

Со второй половины года достаточно вероятны отмена субсидий и рост цен. Вряд ли он будет слишком большим, но 10% — вполне вероятный сценарий уже в этом году»,

— заявил эксперт в интервью «НиК».

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напомнил, что договор с нефтяными компаниями изначально заключался как временная мера, которая должна была действовать до того момента, пока не заработает обратный акциз.

«Пока этот акциз не применяется, хотя правильно было бы двигаться в эту сторону. То есть принимать системные меры, а не постоянно договариваться в ручном режиме. Я думаю, что правительство пойдет в эту сторону, хотя, конечно, есть соблазн еще раз договориться и ничего не делать»,

— заметил эксперт.

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев еще более критично относится к попыткам кабинета министров стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов.

«Нынешний состав правительства не умеет управлять рынком топлива. То, что они делают, абсолютно непрофессионально и бессмысленно. С одной стороны, они как бы фиксируют цены, то есть тормозят рынок. С другой — резко увеличивают налогообложение продаж топлива и таким образом разгоняют его. Если одновременно давить на тормоз и на газ, мотор заглохнет. Экономика производства топлива в РФ находится в состоянии, близком к кризису. И этот нарыв должен прорваться.

Правительство, в силу своей некомпетентности, будет пытаться продлить соглашение от 31 октября, хотя оно наносит очень большой вред российскому рынку бензина и дизельного топлива»,

— заявил эксперт в интервью «НиК».

Стоит отметить, что, кроме обсуждения вопросов регулирования рынка и демпфирующего механизма, правительство всерьез взялось за очистку российских АЗС от перекупщиков и суррогата.

«Коммерсантъ» сообщил, что Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту манипулирования рынком крупнейшим биржевым трейдером нефтепродуктов «Солид — товарные рынки». Напомним, что в феврале 2019 г. Федеральная антимонопольная служба обвинила «Солид» в картельном сговоре с трейдером «А-Ойл», которым владеет экс-сотрудник «Солида». Ранее, в ноябре 2018 г., «Роснефть» прекращала торги нефтепродуктами на бирже в знак протеста против перекупщиков. По информации нефтекомпании, «Солид» и аффилированные с ним структуры получают максимальные объемы биржевых продуктов на интересующих их базисах.

Минпромторг России, в свою очередь, предложил ужесточить правила продажи моторного топлива, а именно запретить продажи на АЗС любых видов жидкого топлива, кроме сертифицированного бензина и дизеля класса Евро-5.

«По оценкам Росстандарта, доля фальсифицированного моторного топлива, включая суррогаты, на рынке составляет около 9%. Указанное топливо продается на АЗС, потребителями являются как обычные граждане — в погоне за дешевым топливом, — так и транспортные компании. Использование такого топлива наносит вред государству, добросовестному бизнесу, обществу и окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан», — указали в Минпромторге.

Ведомство ожидает, что проект будет принят в IV квартале 2019 г., а после его вступления в силу начнутся проверки АЗС на наличие суррогата. Под запрет могут попасть продажи 1 млн т бензина и 9 млн т дизеля в год.

Кстати, официально страны Таможенного союза, а именно Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия, перешли на бензин и дизтопливо класса Евро-5 три года назад, в 2016 г. Напомним, что классы топлива отличаются содержанием серы. Так, в литре бензина 5-го класса содержится 10 мг серы, 4-го — 50 мг, 3-го — 150 мг, 2-го — 500 мг. Проект Минпромторга устанавливает, что АЗС могут продавать только бензин Евро-5, причем топливораздаточные колонки должны соответствовать ГОСТу.

Пикин заметил, что это вполне логичное предложение правительства, учитывая работу нефтяных компаний по модернизации своих НПЗ.

«Нефтяники вложили сотни миллиардов рублей в модернизацию НПЗ. Чтобы не конкурировать с менее качественным топливом, АЗС необходимо переходить на продажу топлива класса Евро-5. В городах-миллионниках с точки зрения экологии данная мера очень важна.

Но там, где нет большой плотности населения, особенно в отдаленных населенных пунктах Сибири, нет смысла использовать Евро-5, если Евро-4 дешевле. Надо индивидуально подходить к региональному аспекту и виду транспорта»,

— пояснил эксперт.

По мнению Хестанова, данная мера может привести к дефициту топлива в отдельных регионах на переходный период.

«Перенастройка системы логистики потребует какого-то времени. Это касается удаленных и малонаселенных регионов, так как в крупных городах, как правило, имеются НПЗ, которые в состоянии поставлять топливо Евро-5. Данную проблему можно решить введением какого-то переходного периода», — отметил он.

По его словам, суррогатный бензин можно победить только жестким контролем: «Ни для кого не секрет, что формально все топливо должно проходить проверки и экспертизы. На практике часть АЗС, мягко говоря, договаривается с проверяющими. Это вопрос не столько к отрасли, сколько к системе контроля. Отрасль в состоянии обеспечить качественным топливом рынок».

Танкаев напомнил, что полгода назад были приняты меры по исключению недолива, сейчас стараются исключить фальсификаты и бензин низкого качества.

«И то и другое позволяло компаниям выживать в условиях, когда цена ниже себестоимости. Если в стране производится достаточно бензина и цены соответствуют затратам на производство, можно эффективно бороться с фальсификатом. При административном регулировании цен, которое у нас сейчас, бороться можно, но победить нельзя. С этим эффективно борется только конкуренция», — заявил Танкаев.

По его словам, старания правительства могут, по всей видимости, привести к возникновению дефицита во многих регионах страны.

«Как они будут выходить из этого положения, предугадать очень сложно.

Существуют разного рода дополнительные рычаги воздействия на рынок, такие, например, как сброс топлива с госрезерва. То есть агонию можно затягивать на месяцы.

В конечном итоге все равно нарыв прорвется. Потому что в противном случае надо переходить к социалистической экономике. И вспоминать те времена, когда бензин стоил 20 копеек за литр, а очередь за ним надо было занимать в 6 часов утра. Сейчас подобное творится в Венесуэле», — указал эксперт.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь