Posted 22 марта 2019,, 19:02

Published 22 марта 2019,, 19:02

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Тема недели: Росгеологии дали вице-премьера

22 марта 2019, 19:02
Алексею Гордееву досталась отрасль, практически разоренная его предшественником Романом Пановым

Прошедшая неделя принесла ожидаемую отставку главы Росгеологии Романа Панова. Его уход был предсказуем, поскольку после крупного скандала с его первым заместителем Русланом Горрингом, который случился в январе 2019 г., карьера Панова в данном ведомстве вряд ли могла продолжиться. Позже стало известно, что главой совета директоров АО «Росгеология» стал вице-премьер России Алексей Гордеев — совет директоров компании был единодушен в поддержке его кандидатуры.

Об отставке Панова сообщила в четверг заместитель министра экономического развития Оксана Тарасенко. Напомним, что в январе Росгеология расторгла контракт с первым заместителем генерального директора Русланом Горрингом. А ранее в соцсетях появилась скандальная видеозапись с Горрингом, где он во время компьютерной игры употреблял нецензурные выражения, рассказывал об интимных взаимоотношениях с подчиненными и прочих вещах, касающихся исполнения им своих рабочих обязанностей. После этого глава Минприроды Дмитрий Кобылкин распорядился провести в Росгеологии проверку финансово-хозяйственной деятельности, а также топ-менеджмента.

Позже Руслан Горринг был задержан в аэропорту Москвы при попытке вылететь в Сочи и отправлен в СИЗО. В отношении него возобновлено дело о посредничестве в получении взятки, переквалифицированное в мошенничество в крупном размере. 22 марта министр природных ресурсов сообщил журналистам, что проверка Росгеологии продлена до середины апреля.

Отраслевые эксперты считают, что Росгеология с момента своего создания оказывала лишь дестабилизирующее действие на всю отечественную геологию, о чем было хорошо известно и до скандального видео с Горрингом.

Более того, деятельность этого ведомства уже начала оказывать негативное влияние на всю нефтегазовую отрасль России, которая, как известно, является бюджетообразующей.

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев заявил в интервью «НиК», что Росгеология — это какое-то «черное пятно», за 3 года ей почти удалось ликвидировать последние геологические предприятия страны — по крайней мере, в сфере нефти и газа.

«Геологическая отрасль в постсоветской России работала в десять раз эффективнее, чем в советское время. Шло воспроизводство и накопление запасов. Ежегодно открывали нефтяных залежей больше, чем добывали. Разница была существенная, до 275 млн т извлекаемых запасов высших категорий. Но в феврале 2016 г. в Росгеологию вошли 20 геологоразведочных предприятий, занятых поисками и разведкой месторождений нефти и газа на всей территории суши и шельфа России, после чего прирост запасов сразу же начал снижаться. Уже в 2016 г. чистый прирост запасов нефти и конденсата снизился почти в 6 раз, до 48,7 млн т. За 2017 г. он составил 59,8 млн т. В 2018 г. за всю постсоветскую историю не было воспроизводства запасов. Их открыли меньше, чем добыли нефти. То есть деятельность Росгеологии была потрясающе разрушительной. Кстати, по другим полезным ископаемым картина аналогичная», — рассказал эксперт.

Он уточнил, что сталкивался с людьми из Росгеологии и с их работой: «Фактически внутри Росгеологии шла продажа должностей генеральных директоров подразделений.

Потом на них накладывали оброк, то есть они должны были отдавать часть чистой прибыли наличными Горрингу.

Те, кто работал на шельфе, платили 50% прибыли, на суше — отдавали от 25%. Даже остатки прибыли у предприятий пановская Росгеология изымала в виде займов. Обирала их начисто».

Танкаев напомнил, что ранее крупные геологоразведочные структуры значительную часть работы передавали подрядчикам, то есть более мелким компаниям, которых было несколько сотен.

«После того как Росгеология ввела новые договоры, небольшие производственные предприятия начали исчезать. Мало того, что после сдачи работ срок оплаты составлял 3 месяца, они и по завершении этого срока не платили. Они просто никому не платили. Видимо, рассчитывали, что украдут и разбегутся. В результате значительная часть предприятий, в частности занимающаяся исследованием скважин, разорилась.

Деятельность господина Панова нанесла колоссальный удар по отечественной геологии, и я даже не знаю, сможет ли отрасль прийти в себя через 5 лет»,

— пояснил он.

По его словам, сейчас крупные компании, такие как «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», вынуждены заново создавать свои собственные геологоразведочные предприятия.

«Вначале они вывели эти предприятия из своей юрисдикции, потом их передали Росгеологии, которая эти структуры фактически уничтожила, после чего компаниям пришлось заново создавать свою геологоразведку. Слава богу, что кадровый потенциал высвобождался, так как ведомство Панова не платило геологам, и они побежали назад, в компании», — отметил эксперт.

Отвечая на вопрос о целесообразности сохранения данной структуры, он высказал мнение, что она по большому счету не нужна, так как не может быть заинтересована в конечном результате. В нем могут быть заинтересованы только добывающие компании.

«У компаний были подрядчики или собственные подразделения, занимающиеся геологоразведкой. Эта структура прекрасно сложилась и работала до того момента, пока не была создана Росгеология.

Сейчас надо вернуть к жизни геологические предприятия в компании, такие как «Самаранефтегеофизика». Данное предприятие в составе Росгеологии практически перестало работать», — напомнил Танкаев.

Екатерина Вадимова

Материалы по теме
"