Posted 22 января 2021,, 09:07

Published 22 января 2021,, 09:07

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Бензин опять и неожиданно подрос

22 января 2021, 09:07
Участники и аналитики топливного рынка считают, что регулятору пора вмешаться в ситуацию с диспаритетом цен в опте и рознице

В стране опять началась свистопляска цен на топливо: оптовая стоимость топлива на бирже подскочила до максимальных для января значений. Розница скрипит, но держится, хотя кое-где начали ходить неутешительные слухи о неизбежном росте цен. На этом фоне, как всегда, возникают два вечных вопроса: почему в России бензин либо дорожает, либо исчезает и, собственно, можно ли эту ситуацию хоть как-то исправить?

Новые рекорды: 20 января на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) биржевая цена автомобильного бензина АИ-95 поднялась на 1,22% — до 53,62 тыс. руб. за тонну, стоимость бензина АИ-92 — чуть более чем на 2%, до 52,92 тыс. руб. за тонну. Всего с начала года оптовая цена бензина АИ-92 выросла на 6,6%, АИ-95 — почти на 6%. Оптовые цены на бензин в январе 2021 года являются максимальными для данного месяца с 2018 года. Напомним, что на бирже реализуется около 20% всего ГСМ в стране, поэтому такие ценовые скачки весьма показательны для всего топливного рынка.

Ожидание роста: Розничные цены пока не выходят из-под контроля, поэтому стоимость бензина на АЗС растет не скачкообразно. Но в ряде регионов уже готовятся к худшему. По информации интернет издания «Тайга.инфо», резко выросли цены на бензин в Новосибирске и Красноярске. На одной из сетей АЗС в Новосибирске говорят об увеличении стоимости почти на 20% за полтора месяца.

Заместитель коммерческого директора «Красноярскнефтепродукта» Максим Шульгин сообщил, что за последние полтора месяца цены на бензин выросли в среднем на 18%: «Кроме того, в Красноярском крае присутствуют проблемы с поставками топлива. Наблюдается дефицит бензинов на бирже. Эти факторы напрямую влияют на ценообразование в розничном сегменте».

Спокойствие — это праздники: В ФАС России считают, что ситуация достаточно рядовая, просто после выхода из «длинных выходных» в начале торговых сессий возникает естественный повышенный спрос на нефтепродукты в связи необходимостью восполнения запасов, растраченных в период праздников. Что же касается розницы, то вице-премьер РФ Александр Новак в очередной раз исключил вероятность роста цен на бензин в 2021 года выше уровня инфляции, объяснив это особенностями устройства налоговой системы в России.

Участники рынка и отраслевые эксперты пока не сомневаются в том, что в розничном сегменте цены действительно будут расти в пределах инфляции. Однако они указывают, что такой ажиотажный спрос на бирже — это не просто «длинные выходные», а отсутствие необходимого товарного объема топлива, и это опасная ситуация, в которую срочно должен вмешаться регулятор.

Минэнерго рекомендует: Добавим, что Минэнерго РФ уже разослало нефтяным компаниям рекомендации по наращиванию объема запасов автомобильного бензина до уровня 1,8 млн тонн к маю 2021 года за счет увеличения загрузки НПЗ. Цель данной меры, говорится в релизе министерства, — сохранение стабильной ситуации с топливообеспечением субъектов РФ в период ремонтов технологического оборудования на НПЗ и высокого спроса на моторное топливо в весенний период 2021 года.

А что же ждать весной?!

Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза: ситуация на топливном рынке России близка к кризисной. Это связано, в первую очередь, с тем, что на заводах сокращаются объемы переработки нефти и выпуск моторных топлив, уменьшаются поставки на внутренний рынок, в основном это касается бензинов. «В настоящее время для российских НПЗ убыточна переработка нефти, производство и поставка топлив на внутренний рынок. Такая ситуация сложилась в связи с рядом факторов, в том числе из-за параметров налогового маневра, демпфирующего механизма, которые заложены в бюджете. В связи со снижением объемов производства и поставок топлив сокращается и предложение на бирже, нарушается баланс спроса и предложения. Естественно, в этой ситуации растут и оптовые цены. При этом розничные цены — хотя и говорится, что они не регулируются, — но есть четкие показания, что они не могут расти выше показателей инфляции. В этой ситуации возникает диспаритет со всеми негативными последствиями для розничных продавцов. Но гораздо важнее, что сейчас мы видим на НПЗ и у нефтяных компаний критически низкий уровень товарных остатков. Это характеризует состояние рынка», — заявил эксперт.

По словам Аркуши, всегда в январе уровень товарных остатков составлял порядка 1,6 млн тонн: «Январь традиционно на топливном рынке характеризуется периодом низкого спроса, накоплением запасов в связи с подготовкой к плановым весенним ремонтным работам на НПЗ и к периоду повышенного спроса во время посевной.

Нынешний рост биржевых цен на топливо — это нетрадиционно и вызывает большую тревогу, так как если сейчас плохо, то чего ждать весной.

Поэтому данная ситуация может быть уже предкризисной или даже кризисной. Мы считаем, что необходимо принять экономические и административные меры на уровне правительства, чтобы обязать или стимулировать нефтяников увеличить объем переработки нефти и производства топлив. Я не берусь советовать, как это сделать (скорректировать демпфер или увеличить экспортные пошлины), но это точно нужно сделать в самое ближайшее время», — резюмировал Аркуша.

Европейский рынок привлекательнее

Максим Дьяченко, управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг»: в России были длинные праздники, а в ЕС из-за холодной зимы резко повысился спрос на нефтепродукты, кроме того, большое влияние оказала фискальная политика российского правительства. «В январе увеличились акцизы на нефтепродукты, выросли цены для расчета обратного демпфирующего механизма, и понизилась таможенная пошлина на нефть в рамках налогового маневра. Все это привело к тому, что экспорт стал еще более интересным по сравнению с внутренним рынком. Сейчас экспортные поставки выгоднее на 2-3 тыс. рублей за тонну. Кроме того, был неправильно сформирован прогноз потребления топлива. Все ожидали падения спроса, а вместо этого, как показывают банковские данные, траты на топливо россиян выросли на 10%. В результате запасы ГСМ сейчас находятся на минимальных за пять лет значениях. Это не свойственно для данного времени года. Причем резко нарастить предложение не получится — просто нет технической возможности. Даже если заводы закроют (для экспорта — „НиК“), топливо попадет на рынок спустя три-четыре недели», — заявил эксперт.

Он отметил, что при нынешних оптовых ценах независимые АЗС, которых порядка 60% в стране, дают отрицательную рентабельность продаж, поэтому они будут вынуждены поднять цены.

Отвечая на вопрос о том, как исправить данную ситуацию, Дьяченко заметил, что главная проблема российского топливного рынка связана с ценообразованием:

«Мощности для насыщения рынка есть, но вопрос в фискальной политике государства.

С одной стороны, ограничение на рост розничных цен, а с другой — повышающийся налог на нефтепереработку. Необходимо, чтобы государство снижало налоговую нагрузку на отрасль. В частности, для привлекательности внутреннего рынка акциз надо не повышать, а снижать. Но Алексей Сазанов (заместитель министра финансов — „НиК“) уже сказал, что оснований для этого нет, ожидается дефицит бюджета, поэтому если снижать акцизы, нужно брать деньги в другом месте, то есть выпускать дополнительные облигации. Получается, занять деньги на рынки и отдать нефтяным компаниям для правительства неприемлемо. Поэтому если позиция Минфина не поменяется, то придется заключать новое соглашение в духе того, которое было подписано при Козаке (соглашение между правительством и нефтяными компаниями, заключенное в 2018 году для контроля над ростом цен — „НиК“), либо регулятор другим образом заставит нефтяные компании увеличивать объемы переработки и объемы продаж на внутреннем рынке. Ситуация не простая, все это понимают, но я думаю, что в течение одного месяца будут выработаны какие-либо механизмы насыщения внутреннего рынка топливом», — рассказал эксперт.

Необходимо срочное вмешательство регуляторов

Екатерина Савкина, совладелец саратовской сети АЗС GP Vympel: в регионе дефицита топлива не наблюдается, но, вероятно, отсутствие необходимого объема продукции сказывается на той оптовой цене, по который АЗС приобретает товар.

«Необходимо срочное вмешательство регуляторов для увеличения товарного запаса.

Если регулятор грамотно отыграет эту ситуацию, то цены снизятся, а если нет, то все говорит о дальнейшем росте цен», — указала эксперт. По ее словам, вмешательство регулятора должно любыми доступными способами увеличить количество товара в стране. Кроме того, оно должно способствовать созданию условий, при которых нефтяным компаниям станет выгодно работать на внутреннем рынке.

Касаясь розничных цен, Савкина отметила, что в ее регионе в розничном сегменте нефтяные компании прибавили 30 копеек на литр, в то время как оптовые цены повысились на 4-5 рублей за литр. По ее мнению, в рознице цены будут расти на уровне инфляции.

Екатерина Вадимова

"