Европейская нефтепереработка: свет в конце туннеля?

Европейская нефтепереработка: свет в конце туннеля?

Европейская нефтепереработка: свет в конце туннеля?
Аналитика

21 октября, 12:33
Ольга Белоглазова, руководитель Энергетического центра EY, Центральная, Восточная, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия
Если еще летом ситуация с доходностью европейской переработки была хуже докризисной, то уже в сентябре–октябре она кардинально изменилась

Конец следующей недели привлекает к себе внимание началом сезона отчетности нефтегазовой отрасли за 3 кв. 2021 г., традиционно открываемого международными нефтегазовыми «мейджорами». Определенно, ралли цен на углеводороды (более чем в 8 раз по газу и на 62% по нефти с начала года) скажутся на их финансовых показателях — по оценкам Bloomberg, пять крупнейших игроков*, уже по результатам первого полугодия отбившие потери 2020 г., могут в совокупности увеличить чистую прибыль более чем на 20% кв-к-кв. И если с добывающим сегментом это более чем очевидно, то как обстоят дела в нефтепереработке?

Восстановление спроса на моторные топлива в Европе продолжается благодаря стабилизации эпидемиологической ситуации в регионе, и это находит отражение в их ценовых дифференциалах к нефтяным котировкам, которые достигли $85/барр. Октябрьские спреды по автомобильному бензину уже превысили средний уровень за аналогичный период четырех докризисных лет более чем на 20% и в среднем за текущий месяц достигли почти $190/т. Дефицит сырья для нефтехимии (сбой поставок СУГ и рост цен до многолетних максимумов) привел к нетипичному сезонному опережающему росту цен на нафту: дифференциал по ней остается выше исторических значений за октябрь 2016–2019 гг. почти на 130% на уровне $160/т.

Если ранее положительные эффекты для доходности НПЗ сдерживались спредами по средним дистиллятам, то уже в сентябре–октябре наметилось сглаживание ситуации, и разрыв между октябрьскими дифференциалами 2016–2019 гг. и 2021 г. существенно сократился. Так, «дисконт» сезонного спреда к аналогичному среднему значению за четыре «доковидных» года по авиакеросину и дизелю сократился с 32-32,5% в августе до менее чем 7-8% в октябре. Если авиационному топливу поддержку оказывает постепенное восстановление международного авиасообщения (согласно FlightRadar24 количество всех мировых перелетов всего на 2% ниже аналогичного уровня октября 2021 г.), то дизельному топливу — сложившийся энергетический кризис, подталкивающий генерирующие компании использовать его и мазут в качестве сырья. К слову, дисконт по мазуту относительно нефти на 6% ниже показателя за октябрь в 2016–2019 гг.

Таким образом, если еще летом ситуация с доходностью европейской переработки была хуже докризисной, то уже в сентябре–октябре она кардинально изменилась. Маржа переработки в Европе уже в верхней части диапазоне 5-10 долл. США за баррель.

Таким образом, помимо «апстрима» нефтегазовые компании получают поддержку и со стороны перерабатывающего сегмента (особенно те игроки, что обладают большими мощностями). На этом фоне возникает вопрос, как будет распределяться операционный денежный поток, и какая доля инвестиций будет отнесена на декарбонизацию и альтернативные топлива при столь высокой привлекательности традиционного бизнеса в нынешних реалиях (при том, что жители разных стран начали осознавать, что переход в чистое будущее им придется оплачивать из своего кармана).

* компании ExxonMobil, BP, Shell, TotalEnergies и Chevron

Сюжеты:
EY Oil & Gas
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter