Posted 20 ноября 2020, 13:55
Published 20 ноября 2020, 13:55
Modified 16 августа 2022, 21:46
Updated 16 августа 2022, 21:46
ОПЕК+ решил повременить: Участники заседания министерского мониторингового комитета ОПЕК+ не дали рекомендаций о параметрах сделки в 2021 году.
«Все страны-участницы соглашения должны быть бдительными, инициативными и готовыми действовать при необходимости, чтобы соответствовать ситуации на рынке. Рекомендация комитета будет представлена к 12-му министерскому заседанию стран ОПЕК и не ОПЕК, которое запланировано в формате видеоконференции на 1 декабря 2020 года», — говорится в коммюнике по итогам прошедшей во вторник JMMC.
Глава Минэнерго Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман по итогам заседания сообщил, что ситуация на рынке слишком нестабильна, чтобы сейчас выносить рекомендацию по дальнейшей судьбе сделке.
По оценке мониторингового комитета, альянс ОПЕК+ в октябре выполнил свои обязательства на 101%, а с начала сделки — на 99,5%. Россия выполнила соглашение о сокращении добычи нефти стран ОПЕК+ на 96%.
Новые разногласия: Агентство Bloomberg сообщило, что ОАЭ обострили напряженность с нефтяными союзниками — Саудовской Аравией и Россией, — поскольку чиновники из страны Персидского залива в частном порядке высказали идею о выходе из альянса ОПЕК+. По информации агентства Reuters, на закрытом заседании ОПЕК+ во вторник министр энергетики ОАЭ заявил, что сначала все участники сделки должны выполнить свои обязательства по полному сокращению добычи нефти, прежде чем соглашаться на изменения или продление действующего пакта.
Ливия угрожает: The Wall Street Journal сообщает, что ОПЕК задумались над тем, чтобы ввести ограничения на добычу углеводородов для Ливии и Нигерии, которые в последнее время стали наращивать производство ОПЕК, и неофициально запросила у этих стран данные по объемам добычи углеводородов, которые они смогли бы поддерживать. Отмечается, что Ливия впервые за четыре года вышла на уровень добычи более 1 млн б/с.
Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций»: среди событий, которые находятся в фокусе внимания рынка, главным остается грядущая встреча ОПЕК+, запланированная на 30 ноября — 1 декабря. «Участники сделки обсудят уровень сокращения добычи после 1 декабря 2020 г. В настоящий момент страны сокращают 7,7 млн б/с и по действующему соглашению должны смягчить его до 5,7 млн б/с с января 2021 г. Однако технический комитет, встреча которого прошла в понедельник, рекомендовал отложить увеличение добычи на 3–6 месяцев 2021 г., ссылаясь на вторую волну COVID-19 и рост добычи в Ливии. Подобное решение может быть позитивно встречено рынками, но официальных заявлений на эту тему пока не поступало», — считает эксперт.
Он подчеркнул, что Ливия, которая не связана ограничениями по сделке, активно наращивает добычу. «Темпы восстановления более чем в два раза превзошли ожидания аналитиков, что создает риски для рыночного баланса. Ливия заявила, что не будет присоединяться к сделке ОПЕК+ до тех пор, пока объем производства не достигнет 1,7 млн б/с. По оценкам Reuters, такого уровня добычи в стране не было с 2008 г.», — отметил Галактионов.
Тамара Сафонова, гендиректор «НААНС-МЕДИА», доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС: учитывая, что участники сделки ОПЕК+ в основном реализовывали согласованные ограничительные нормы в 2020 году, вероятно, что и 2021 году добыча стран будет снижена на 5,8 млн баррелей в сутки, как это предусмотрено базовым соглашением.
По ее мнению, ключевую опасность для рынка представляет снятие санкций с Ирана, которое будет означать увеличение предложения на мировом рынке нефти, что может оказать нивелирующее воздействие на результаты ограничительных мер по текущей сделке ОПЕК+. «Потенциал для экспортной интервенции иранской нефти на мировые рынки составляет около 2,5 млн баррелей в сутки при ограничениях, действующих во втором полугодии 2020 года как для России, так и для Саудовской Аравии — 2,0 млн баррелей в сутки», — указала эксперт.
Спад ВВП России в третьем квартале 2020 года мог составить 2% в годовом выражении в том случае, если бы страна не пошла на сокращение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, заявил заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев на конференции S& P Global Ratings 2020. Росстат ранее заявлял, что по его оценкам падение ВВП России за июль–сентябрь может составить 3,6% по отношению к этому периоду прошлого года. Отмечается, что вклад сделки ОПЕК+ в ухудшение экономики страны составил 1,6%.
Александр Разуваев, руководитель информационно-аналитического центра «Альпари», предполагает, что соглашения будут заключены скорее всего на 3 месяца, так как ситуация с ковидом очень динамичная: «ФНБ, международные резервы и слабый рубль — все эти факторы позволят российскому бюджету спокойно пережить продление ограничений добычи. Компаниям будет сложнее, особенно тем, у кого большая долговая нагрузка, но как-то все переживут», — заявил эксперт.
Тамара Сафонова: нефтегазовые доходы в 2020 году могут снизиться на 35%, и это связано как с высокой зависимостью основных нефтегазовых налогов от цены на сырье на мировом рынке, так от снижения объема производства и экспорта сырья и нефтепродуктов.
16 ноября на заседании совета директоров «Роснефти» была одобрена сделка по приобретению международным трейдером Trafigura 10% в проекте «Восток Ойл». Сделка была также одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям.
Trafigura — международный нефтетрейдер из Сингапура. В 2017 г. Trafigura заявляла о намерении с апреля 2018 г. вернуть себе статус основного покупателя сорта нефти Urals у «Роснефти».
Подтвержденная ресурсная база проекта «Восток Ойл» по жидким углеводородам составляет 6 млрд тонн. Интерес к проекту ранее также выражали компании из Индии. Напомним, что в мае «Роснефть» уже начала бурение поисково-оценочной скважины на Западно-Иркинском месторождении в рамках «Восток Ойла», который объединяет уже разрабатываемые месторождения Ванкорской группы и новые месторождения на севере Красноярского края.
Рынок позитивно отреагировал на новость ростом котировок на 4%. В результате по итогам 17 ноября «Роснефть» была единственной бумагой нефтегазового сектора России, показавшей рост.
Александр Разуваев: судя по всему, «Роснефть» собирается улучшить свой баланс. «Год не очень хороший, ограничение добычи сделки ОПЕК+, низкие цены на нефть… Чтобы оздоровить финансы была заключена эта сделка. И это правильно. Но вообще надо отметить, что, к сожалению, пока мы работаем с ограниченным кругом инвесторов», — отметил аналитик в интервью «НиК».
При этом он считает, что привлекательность арктический проектов в ближайшее время будет только увеличиваться: «Уже года через два нефть будет продаваться по более привлекательной цене. Поэтому, скорее всего, проекты в Арктике будут достаточно привлекательны. Учитывая еще и тот факт, что Арктика — это единственная оставшаяся не разбуренная нефтяная провинция», — отметил Разуваев.
«Ренессанс Капитал»: «Мы считаем эту сделку положительной, поскольку она подтверждает статус „Восток Ойл“ как основного катализатора для „Роснефти“ и может дать старт продаже аналогичных пакетов в ближайшие месяцы».
«Финам»: Оцениваем продажу первой доли в проекте «Восток Ойл» международному инвестору как положительный катализатор для акций. «Мы ожидаем, что рынок постепенно будет включать NPV проекта „Восток Ойл“ в оценку „Роснефти“, что, на наш взгляд, станет одним из главных факторов инвестиционного кейса компании по мере появления новостей и деталей о проекте, а также привлечения новых партеров. На данном этапе „Роснефть“ не раскрывает размер сделки. На основе наших предварительных оценок NPV проекта (исходя из долгосрочной цены нефти марки Brent $55 за баррель), мы полагаем, что 10-процентную долю можно оценить в пределах $7-8 млрд (11-13% текущей рыночной капитализации „Роснефти“). При этом „Роснефть“ остается одним из наших фаворитов в плане долгосрочных инвестиций на российском нефтяном рынке», — заявило агентство.
Екатерина Вадимова