Posted 20 ноября 2018,, 07:53

Published 20 ноября 2018,, 07:53

Modified 15 сентября 2022,, 20:21

Updated 15 сентября 2022,, 20:21

Нефтяники компенсируют потери за счет корпоративного сектора

20 ноября 2018, 07:53
Стоимость моторного топлива на известных сетевых АЗС по топливным картам стала дороже на 1-5%
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Сегодня крупнейшими операторами безналичных расчетов по топливным картам выступают «ЕКА процессинг», «Юникарт Ойл», НТПК, ЦПК, «Инфорком» и «Е100». До недавнего времени по этим топливным картам можно было получить приличную скидку. Сейчас, согласно опросу агентства «НААНС-МЕДИА», стоимость моторного топлива на известных сетевых АЗС по топливным картам стала дороже на 1-5%.

Пользователями топливных карт являются не только коммерческие организации, но и крупные государственные заказчики, заключающие контракты на конкурсной основе, в некоторых случаях и на долгосрочный период. Эксперты отмечают, что изменения правил игры с топливными картами связаны с ситуацией на рынке нефтепродуктов, утверждением индикативных цен на нефтепродукты на фоне высоких цен на нефть в октябре 2018 г.

Однако ноябрь характеризуется резким снижением мировых нефтяных цен, растет маржинальность российской нефтепереработки, что может позволить компаниям привести нормы дисконтов по топливным картам к первоначальным условиям. Впрочем, время покажет.

«Система скидок для корпоративных клиентов двигалась вслед за волатильностью цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, являющейся реакцией на ценовой всплеск на мировом нефтяном рынке в октябре 2018 г.»,

– говорит Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.

По ее словам, средневзвешенное значение индекса экспортной альтернативы – цена внешнего рынка – составило по бензину АИ-95 63 тыс. руб. за тонну при индикативных ценах:

  • на оптовые партии – 56 тыс. рублей;
  • на мелкооптовые партии – от 54,1 тыс. руб. в Сибири до 61,6 тыс. руб. на Дальнем Востоке.

Средневзвешенное значение индекса экспортной альтернативы составило по дизельному топливу 58 тыс. руб. за тонну при индикативных ценах:

  • на оптовые партии – 50 тыс. руб.;
  • на мелкооптовые партии – от 49,8 тыс. руб. в Поволжье до 56,5 тыс. руб. на Дальнем Востоке.

«Ограничения по мелкооптовым ценам внесены в ноябре по регионам. Но в любом случае, если бы нормы действовали в октябре, компании бы получили компенсацию из бюджета на фоне превышения индекса экспортной альтернативы над установленным уровнем, являющимся ориентиром для реализации на внутреннем рынке», – поясняет Сафонова.

Динамика цен на бензин и дизельное топливо, руб. за тонну

Бензин 92

Бензин 95

Дизельное топливо зимнее

Дизельное топливо летнее

Дизельное топливо межсезонное

31.01.2018

39300

40000

44000

28.02.2018

40600

41500

42800

31.03.2018

43600

45500

44000

28.04.2018

48400

49200

47000

31.05.2018

54800

55800

50400

29.06.2018

49400

51200

46400

31.07.2018

44200

45500

45600

31.08.2018

46900

51600

48500

28.09.2018

48900

53900

49400

31.10.2018

49500

53300

60000

52500

13.11.2018

49300

52700

56900

49800

По ее мнению, в 2019 г. в РФ продолжится передел рынка нефтепродуктов и сфер влияния. Топлива для приобретения независимыми операторами будет недостаточно, поскольку уже сейчас складывается тенденция, когда основной объем продукции НПЗ распределяют по своим сетям АЗС.

«Вероятно, к концу следующего года будет увеличено число сетей АЗС олигополий за счет сокращения независимых АЗС, сокращение числа действующих мощностей мини-НПЗ, рост производства тех видов нефтепродуктов, на которые не установлены индикативные расценки», – полагает Сафонова.

Алексей Сергеев, директор департамента оценки и консультационных услуг российского офиса швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal, отмечает, что сейчас российские торговые сети и компании, специализирующиеся на грузоперевозках, вынуждены столкнуться с повышением топливных расходов.

«Ретейлеры отмечают, что условия ухудшаются уже несколько месяцев. Скидки по топливным картам уменьшились или исчезли вовсе, тогда как ранее цены по топливным картам в среднем были на 5% ниже розничных цен на АЗС. Кроме того, вводятся проценты за отсрочку платежей»,

– говорит Сергеев.

По словам Дмитрия Константинова, генерального директора компании «АвтоСпецЦентр KIA Столица», сетевые АЗС решили компенсировать убытки за счет корпоративного сектора, стоимость горючего по топливным картам резко увеличилась. Все крупные сети изменили условия сотрудничества с корпоративными клиентами. Так, «Газпром-нефть» увеличила стоимость дизельного топлива по картам на 5%, для бензина этот показатель вырос на 1%. В ЛУКОЙЛе ухудшились условия обслуживания, а «Роснефть» отменила скидки. При этом раньше держатели карт платили на 3-7% меньше обычной цены.

«Вводятся и новые условия обслуживания топливных карт. С 1 декабря «Газпром нефть» вводит плату за сервисные услуги. Компания аргументирует это необходимостью оплаты платежных сервисов.

Новые клиенты уже будут платить розничную цену, а также дополнительно 1%, в который заложена стоимость обслуживания карт. Все это не может не отразиться на компаниях, деятельность которых связана с логистикой – грузоперевозками и ретейлом», – говорит Константинов.

Эксперт отмечает, что начиная с весны 2018 г. использовать топливные карты стало менее выгодно, в целом бензин подорожал на 9,4%, что значительно превышает общий рост цен на рынке. В дополнение к этому идет рост акцизов и тарифов системы «Платон», увеличивается число платных дорог.

«Бизнес транспортных компаний становится низкомаржинальным, все дополнительные платежи в конечном итоге будут заложены в цену товара на полке, а это ведет к инфляции. В дополнение к повышению НДС в 2019 г. это не замедлит сказаться на доходах бизнеса и кошельке обычного покупателя»,

– убежден Константинов.

Напомним, 31 октября правительство и нефтяные компании договорились о мерах по стабилизации топливного рынка. Нефтяники обязались заморозить оптовые цены на бензин и дизельное топливо с 1 ноября по 31 декабря на уровне июня 2018 г., а с января по 31 марта 2019 г. удерживать их рост на уровне прогнозируемой в стране инфляции. При этом цены, которые зафиксированы в соглашении, являются максимальными. Если нетбэк будет складываться ниже, то, согласно планам правительства, компании будут продавать ниже.

Кроме того, компании обязались увеличить производство и поставки на внутренний рынок светлых нефтепродуктов на 3%. Предельные уровни оптовых цен на бензин и дизель для каждого региона зафиксированы в приложении к протоколу совещания. Среди участников соглашения такие компании, как «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг», ЛУКОЙЛ, «ТАИФ-НК» и «Татнефть».

"