Posted 20 октября 2017,, 13:20

Published 20 октября 2017,, 13:20

Modified 15 сентября 2022,, 20:20

Updated 15 сентября 2022,, 20:20

Американские сланцевики и события на Ближнем Востоке – главная угроза рынку

20 октября 2017, 13:20
Последний рост цены на нефть и укрепление выше январских максимумов были вызваны курдским референдумом о независимости
Сюжет
ОПЕК

Страны ОПЕК пока успешно регулируют добычу внутри картеля, привлекая другие страны к договоренностям о сокращении. Цены на корзину энергоресурсов ОПЕК превышают $50. Главной угрозой стабильного роста цен на нефть остаются американские сланцевики и события на Ближнем Востоке.

Как отмечают аналитики, сделка ОПЕК действительно поддерживает цены на нефть и достигает определенных результатов. Саудовская Аравия вместе с Россией использует свое влияние, чтобы привлечь другие страны к соглашению о сокращении добычи нефти. Страны ОПЕК были успешны в достижении своей цели: цены на нефть не подвергались обвалу, а восходящий тренд не изменил направления.

«Однако США пользуются моментом, увеличивая экспорт нефти до рекордных 1,98 млн баррелей в сутки. Это главный риск договора о сокращении добычи для России, так как неудовлетворенный рынок заключает договоры о поставке на несколько лет вперед», – говорит Ярослав Бирченко, эксперт компании «АНАЛИТИКА Онлайн».

По его мнению, последний рост цены на нефть и укрепление выше январских максимумов были вызваны курдским референдумом о независимости. Регион, в котором образовалась новая республика Курдистана, экспортирует нефть через Турцию, и большая часть этой нефти продается в Израиль.

«Турция угрожала перекрыть нефтепровод, но до сих пор этого не сделала, так как доходы от экспорта нефти оседают в банках страны. Любые военные и политические конфликты на Ближнем Востоке вызывают рост котировок на нефть, поскольку предложение нефти на рынке сокращается», – отмечает Бирченко.

В настоящее время цена марки Brent демонстрирует двухлетнюю динамику роста. Максимально низкое значение в 2017 году было в июне – $44 за баррель против $43 в ноябре 2016 года.

«Сейчас цена находится в ценовом коридоре $55-58 и в новогодний период может достичь $63. В 2018 году на цену может повлиять множество факторов, но в целом усилия стран ОПЕК нормализуют любое колебание в нижний диапазон. Страны ОПЕК отвечают за добычу 81,5% всей нефти на планете, и колебание в 20% от текущей цены будет приемлемо и заложено в государственный бюджет Российской Федерации», – убежден эксперт.

Вместе с тем в первом полугодии 2017 года нефтегазовые доходы федерального бюджета России увеличились до 7,4% ВВП.

«Это произошло как раз благодаря тому факту, что странам ОПЕК+ удалось заключить историческое соглашение по сокращению объемов добычи. Пока мы знаем, что принято решение о пролонгации этого соглашения до конца марта 2018 года. До этого срока сильных потрясений на рынке нефти ждать не стоит, хотя локальные коррекции не исключены. Пока тренд по нефти, начатый в январе 2016 года, остается восходящим, а нижняя граница этого канала проходит через уровень $50 за баррель. Откат до этого значения, на мой взгляд, не изменит долгосрочных тенденций», – комментирует Анастасия Игнатенко, ведущий аналитик ГК TeleTrade.

Как известно, министр финансов России Антон Силуанов заявил, что в бюджет России будет заложена цена на нефть в размере $40 на ближайшие три года.

По мнению экспертов, такой прогноз был установлен для того, чтобы бюджет был готов к колебанию цены на нефть в диапазоне $30-50. При этом средняя цена на нефть за последние два года составляла $47. Таким образом, бюджет России рассчитан на низкие цены на нефть с целью минимизации рисков и надрывов в бюджете, а экономические показатели, в свою очередь, указывают на верность такого пути и стабильность в стране.

Между тем, пережив непростые 2014-2015 годы, Россия осознала созависимость с рынком нефти. С 2016 года в стране на государственном уровне начались реформы по снижению доли нефтяных доходов в бюджет с упором на другие отрасли экономики.

К 2020 году государство обещает сократить долю нефтегазовых доходов федерального бюджета до исторического минимума. Согласно официальным цифрам, нефтегазовые доходы (которые включают в себя НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ), по прогнозу Минфина, в 2017 году составят 39,4% от общих поступлений в госбюджет. В 2018 году эта доля снизится до 35,9%, в 2019 и 2020 году составит 33,7% и 33,4% соответственно.

«В реализацию этих мер также включены и увеличенные до 50% дивиденды прибыли госкомпаний по МСФО. Однако корпорации изыскивают поводы для получения послаблений. Поэтому не стоит слепо ориентироваться только на заявленные цифры. Реальность может существенно отличаться от прогнозов, да и озвученные цифры всегда могут быть пересмотрены в ту или иную сторону», – говорит Игнатенко.

"