Posted 20 сентября 2019, 19:01

Published 20 сентября 2019, 19:01

Modified 16 августа 2022, 21:51

Updated 16 августа 2022, 21:51

Тема недели: «Турецкий поток» продолжится «Балканским»

20 сентября 2019, 19:01
С началом эксплуатации «Турецкого потока» к двум крупнейшим покупателям российского газа будут проведены прямые газопроводы из России

К первой после долгого перерыва трехсторонней встрече России, Украины и ЕС по газу было приурочено еще одно важное, но не столь яркое событие, которое тем не менее может оказаться весьма значимым для продолжения транзита российского газа в ЕС после 2019 г.

Речь идет о снятии судебных споров, тормозивших строительство продолжения газопровода «Турецкий поток» в Болгарии.

Напомним, что первая нитка «Турецкого потока» должна начать подавать газ на турецкий рынок уже в конце 2019 г. С вводом этой газотранспортной артерии Анкара начнет получать все объемы сырья напрямую из России, минуя транзитные страны. Это важное событие, поскольку рынок Турции по объему потребления уступает только Германии. Берлин получает газ по уже действующему «Северному потоку». Таким образом, с началом эксплуатации «Турецкого потока» к двум крупнейшим покупателям российского газа будут проведены прямые газопроводы из России.

Для расширения поставок российского сырья необходимы дополнительные нитки этих газопроводов, поэтому строится «Северный поток — 2», а также вторая нитка «Турецкого потока», которая пройдет из Турции через Болгарию в Сербию и будет называться «Балканский поток».

На днях Верховный административный суд (ВАС) Болгарии объявил о прекращении производства по делу, связанному со спором о выборе подрядчика для строительства участка газопровода «Турецкий поток» на территории страны. Суд оставил без рассмотрения поданную консорциумом «Газовое развитие и расширение в Болгарии» жалобу на решение Комиссии о защите конкуренции, в соответствии с которым подрядчиком должен стать итало-саудовский консорциум Arkad. В определении ВАС указано, что жалоба была оставлена без рассмотрения в связи с отсутствием у ее подателя «воли к обжалованию». Этим решением ВАС разрешил строительство «Турецкого потока» через территорию страны.

Тем не менее еще в августе Болгария завершила первый отрезок 403-километрового участка газопровода, сообщалось и о начале строительства второго участка от населенного пункта Чуприя до Дуная. Всего предстоит построить 4 участка.

В Сербии, как заявляли в правительстве этой страны, строительство участка газопровода «Турецкий поток» идет по семи направлениям одновременно и будет завершено до 18 декабря 2019 г. Реализацией проекта занимается СП «Газпрома» и «Сербиягаз» Gastrans d.o.o. Novi Sad.

Сербский участок «Турецкого потока» начнет поставлять газ не позже конца апреля 2020 г.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров 17 сентября 2019 г. сообщал, что Болгария рассчитывает завершить строительство «Балканского потока» до начала 2020 г.

«Рассчитываем на те сроки, которые обозначила болгарская сторона, чтобы до 1 января обеспечить завершение строительства газопровода, чтобы запустить поток газа, который идет по «Турецкому потоку», — заявил российский министр.

Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в интервью «НиК» отметил, что судебные разбирательства в Болгарии касались правил соблюдения конкуренции на внутреннем рынке этой страны в связи с оказанием услуг по строительству газопровода.

«Это было сугубо внутриболгарское дело. Чем бы оно ни завершилось, это бы не повлияло на строительство газопровода. Никаких проблем для реализации продолжения „Турецкого потока“ на территории Болгарии, Сербии и Венгрии нет. Этот газопровод не претендовал на исключение из Третьего энергопакета, поскольку он полностью подпадает под нормы европейского законодательства. „Газпром“ сделал заявки на использование мощностей этих национальных газотранспортных систем в соответствии с нормами Третьего энергопакета. Еврокомиссия сделать ничего не может. Поэтому пока никаких серьезных проблем в реализации этого проекта я не вижу», — заявил эксперт.

Он пояснил, что в 2020 г. «Турецкий поток» обеспечит газом Турцию, а ближе к концу следующего года могут начаться поставки через Болгарию в Сербию.

«Считается, что в 2022 г. газ по этому направлению дойдет до Венгрии. Небольшая его часть может быть направлена дальше в Австрию. Однако Венгрия настаивает, чтобы присутствовали и альтернативные поставки — через Украину или еще по какому-то маршруту»,

— рассказал Белогорьев.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, напротив, считает, что вся эта ситуация напоминает историю с «Южным потоком», который не состоялся по причине резко негативной позиции Еврокомиссии.

«Для того чтобы этот проект реализовался полностью, мало построить трубу по территории Болгарии, необходимо, чтобы проект был одобрен Еврокомиссией», — уверен эксперт.

Стоит также отметить, что на прошедшей неделе стало известно о высокой степени реализации Трансадриатического газопровода (TAP).

Его планируют запустить в 2020 г. для поставок азербайджанского газа в Европу. Проект является частью «Южного газового коридора», который станет альтернативным источником поставок газа в Турцию, Болгарию, Грецию, Италию, а его ресурсной базой в перспективе могут стать месторождения Туркмении. Но до прокладки газопровода через акваторию Каспия еще далеко, а Баку обладает очень ограниченными свободными объемами сырья. В 2020 г. ЕС рассчитывает получить по этому газопроводу 10 млрд куб. м газа. Расширение ТАР планируется только на 10 млрд куб. м, и пока не совсем понятно, за счет каких источников. В связи с этим в экспертной среде высказывалось предположение, что «Газпром» в соответствии с условиями европейского рынка может претендовать и на часть мощностей Трансадриатического газопровода. Однако не все согласны с этой точкой зрения.

Алексей Белогорьев заметил, что он пока не видит там российского газа, хотя такие разговоры были.

«Этот газопровод идет на юг Италии, а в этом регионе газ не нужен в больших объемах», — пояснил эксперт.

Вместе с тем стоит напомнить, что в ноябре 2017 г. «Газпром экспорт» и азербайджанская SOCAR подписали контракт по поставке российского газа в Азербайджан в объеме 1,6 млрд куб. м в год из-за того, что добыча на азербайджанском месторождении Шах-Дениз падает. Ряд экспертов предполагает, что страна может не справиться со взятыми на себя экспортными обязательствами, поэтому сотрудничество TAP с «Газпромом» может быть весьма продуктивным.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь