Posted 20 сентября 2018, 13:30

Published 20 сентября 2018, 13:30

Modified 15 сентября 2022, 20:20

Updated 15 сентября 2022, 20:20

Пошлины против ВТО

20 сентября 2018, 13:30
Сюжет
Иран
Торговая война между США и Китаем – стагнация или взлет рынка углеводородов?

Торговая война между Соединенными Штатами и Китаем не на шутку беспокоит инвесторов. Многие аналитики прочат долгий период экономических противоречий между Вашингтоном и Пекином. По их мнению, с завершением президентства Дональда Трампа проблемы во взаимоотношениях двух стран не иссякнут. Более того, они могут оказать давление на все мировые рынки, в том числе и энергетический.

«Око за око»

США первыми объявили о введении новых пошлин на китайские товары, импортируемые в США, стоимостью $200 млрд в год с 24 сентября. КНР в ответ сообщила о симметричном введении повышенных пошлин в размере 10% и 5% на импорт более 5,2 тыс. наименований американских товаров объемом $60 млрд, в том числе и СПГ. Китайский миллиардер, основатель Alibaba Group Джек Ма охарактеризовал сложившуюся ситуацию как борьбу США и Китая за глобальное превосходство, которая может продлиться 20 лет.

«Нам нужны новые правила торговли, нам необходимо обновить ВТО», – передает слова Ма агентство Reuters.

Президент Трамп также ранее высказывался о том, что США необходимо покинуть ВТО.

Кроме того, 17 сентября он написал на своей странице в Twitter, что всем странам необходимо торговать с США на американских условиях: «Если (другие) государства не будут заключать с нами справедливых сделок, они подвергнутся «тарификации».

Нефть понизят до 50

Стоит отметить, что, несмотря на предреволюционную ситуацию, сложившуюся в глобальной мировой торговле, нефть не сдает позиции: Brent остается в районе $79 за баррель, WTI – около $69. Однако в российском правительстве предпочитают перестраховываться. 18 сентября, после известия о введении новых американских пошлин на китайские товары, глава Минэнерго России Александр Новак заявил, что в долгосрочном тренде цена на нефть будет примерно в районе $50 за баррель.

«То есть текущая ситуация с повышением цены до $70-80 носит в том числе конъюнктурный характер»,

– сообщил министр.

С ним солидарен и российский Центробанк. По базовому прогнозу, средняя цена на нефть марки Urals в 2018 г. составит $69 за баррель, в 2019 г. она опустится до $60, в 2020-2021 гг. – до $55.

Эту точку зрения не разделяют в российском нефтегазовом секторе. В частности, на днях глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявил, что в ближайшие несколько лет цены на нефть будут стабильными и высокими. Ранее глава «Роснефти» Игорь Сечин отмечал, что мировые цены на нефть должны значительно вырасти относительно текущих уровней, чтобы полностью покрывать издержки добычи.

«Цены на нефть должны вернуться к уровню компенсации полного цикла производства», – говорил Сечин на конференции, организованной газетой Financial Times в Сингапуре, заметив, что минимальным уровнем цены на нефть является $70 за баррель.

Отраслевые эксперты, опрошенные «НиК», по-разному относятся к возможному влиянию торговой войны на углеводородный рынок. Высказывая предположения, что она может привести не к стагнации, а наоборот, к росту мировой экономики и, соответственно, увеличению потребления энергосырья.

Торговая война поможет мировой экономике

Экономист Саид Гафуров в интервью «НиК» заметил, что ситуация, в которую США собираются загнать Китай, и санкции против Ирана будут оказывать двойственное влияние на нефтяной рынок.

«Санкции против Ирана могут препятствовать нефтяной торговле этой страны и вынуждать иранцев торговать нефтью с дисконтом. Если США вынудят Иран продавать нефть с большим дисконтом, прежде всего Китаю, это станет постоянным фактором, понижающим цены. В данном случае Пекин и Вашингтон будут играть в одну руку. Для США выгодно, чтобы Иран меньше получал от нефтяного экспорта, а КНР выгодно меньше платить. Плюс у КНР есть интересная возможность играть с Саудовской Аравией на фоне обостряющихся противоречий между Тегераном и Эр-Риядом. Поэтому, с одной стороны, иранский дисконт окажет определенное давление вниз на цены бумажной нефти, а с другой – торговая война с США даст рост экономик Китая и Соединенных Штатов, что приведет к увеличению спроса на энергосырье», – рассказал эксперт.

Он пояснил, что, если исходить из того, что США планируют увеличить свое производство за счет ввода пошлин на китайские товары, а Китай, соответственно, будет разворачивать свою экономику на развитие внутреннего рынка, и та и другая ситуация будет вести к увеличению спроса на энергосырье.

«США связались с торговой войной, чтобы обеспечить развитие промышленности и экономики. На последнем съезде Компартии Китая также говорили о том, что китайский рынок далеко не насыщенный. И высвободившиеся от торговых войн средства страна потратит на развитие внутреннего рынка, повышение уровня жизни населения. Рост реального потребления населения КНР приведет к росту спроса на энергоносители»,

– считает Гафуров.

По его мнению, стратегически торговая война США и КНР должна привести к увеличению мирового спроса на нефть или, по крайней мере, приостановить тенденцию к снижению.

«В тактическом смысле из-за того, что Вашингтон и Пекин будут давить на Тегеран, это станет снижающим фактором для торгов на бумажную нефть и в Роттердаме, и в Техасе», – резюмировал Гафуров.

Кстати, экс-министр финансов Алексей Кудрин написал в Twitter, что торговое противостояние США и КНР расшатывает систему ВТО и ударит по Вашингтону: «Торговая война США и Китая не сильно ударит по объемам мировой торговли и экономике Китая даже после третьего раунда повышения тарифов. Но действия Трампа расшатывают систему ВТО и создают неопределенность и недоверие инвесторов. На горизонте 10-15 лет экономика США потеряет».

WTI еще подешевеет

Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский заметил, что пока торговая война между США и Китаем может привести к резкому увеличению разницы стоимости WTI и Brent.

«В США будет переизбыток нефти, которую они захотят продать в Западном полушарии. А спрос там будет ниже, потому что в Латинской Америке спрос на черное золото низкий, кроме того, там есть своя нефть. Китай будет проводить демаркационную линию между Западным и Восточным полушарием, чтобы отомстить США. Не будет закупать американскую нефть, но купит иранскую, а также нефть из других стран. Поэтому основной спрос на черное золото сформируется в Восточном полушарии. Это будет двигать цены на Brent вверх. В Западном полушарии цены на WTI из-за избытка нефти, наоборот, начнут снижаться. Пока рекордная вилка за всю историю отслеживания стоимости всех марок нефти была $13-14. Сейчас хорошо если будет $20 долларов, а то и все $30», – рассказал эксперт в интервью «НиК».

Он напомнил, что пока позиции Китая по вопросам взаимоотношений с США очень жесткие:

«Пока Си Цзиньпин не сдает своих позиций. Трамп очень недоволен, потому что и с Канадой, и с Мексикой он быстро разобрался. Си Цзиньпин отказывает Трампу во встрече».

По его мнению, в настоящее время фактор санкционного давления на иранский нефтяной сектор оказывает положительное влияние на цены.

«Иранский фактор уже отыгрывается, и выше $80 по Brent он остановится. Нефть будет стабильно торговаться на этом уровне, причем в данном ценообразовании фактор Ирана уже учтен», – считает Рожанковский.

США и Китай должны повторить историю

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов предположил, что влияние торговой войны на мировой нефтяной рынок будет зависеть от того, удастся ли США и Китаю прийти к какому-то разумному компромиссу.

«Это не первый торговый конфликт в истории. В начале 1980-х годов был очень похожий по масштабу и значимости конфликт между США и Японией. Он разрешился в 1985 г. подписанием так называемого «Соглашения в отеле Плаза». Тогда в неформальной обстановке министры торговли договорились с одной стороны девальвировать доллар, с другой – ограничить японский экспорт некоторых товаров в США, в частности продукцию автопрома. В 1985 г. Вашингтону и Токио удалось нормализовать отношения без торговых войн и заградительных пошлин. Удастся ли сейчас достичь чего-то похожего, можно будет судить только постфактум», – заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, если убрать с рынка иранскую нефть, это поднимет цены, с другой стороны, торговые пошлины снижают потребности того же Китая в нефти.

«Но ответственно говорить, насколько эти факторы друг друга компенсируют, преждевременно. Кроме того, и в одном и в другом вопросе ситуация может довольно быстро поменяться»,

– уверен Хестанов.

Оценивая прогноз Новака по стоимости нефти на мировых рынках в ближайшие годы, он отметил, что на сегодняшний день к любым долгосрочным прогнозам нужно относиться очень осторожно.

«Ситуация постоянно меняется. Представим, что США и Китаю удастся найти компромисс», – пояснил эксперт.

Гафуров и Рожанковский указали, что данный прогноз занижен.

«Министр говорит то, что ему нужно сказать по политическим причинам. Они договорились в правительстве, что будут считать нефть по $50», – отметил Гафуров.

«Это не прогноз – это бюджетная нефть, она специально закладывается ультранизкой, чтобы не было шанса не исполнить бюджет», – пояснил Рожанковский.

Американский СПГ под вопросом

Пока сложно предположить, как далеко зайдет торговое противостояние Вашингтона и Пекина, однако оно уже коснулось СПГ-проектов США. По данным Reuters, с июня в Китай прибыли только 4 судна с американским СПГ по сравнению с 17 судами за первые 5 месяцев года. Поэтому пошлины могут помешать американским компаниям Cheniere Energy, Sempra и Kinder Morgan строить новые терминалы по сжижению газа.

В то же время этот фактор может улучшить ситуацию со строительством СПГ-заводов в других странах, например в России. Ведь пока Китай демонстрирует уверенный рост экспорта голубого топлива, и этому вряд ли помешают торговые войны с США, так как Поднебесной в любом случае надо переводить свои угольные электростанции на более чистое топливо.

Екатерина Вадимова