Posted 20 июня 2018,, 15:24

Published 20 июня 2018,, 15:24

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Газодобыча и транспортировка нефти – лидеры импортозамещения

20 июня 2018, 15:24
Трубы, катализаторы, но вот транспорта для СПГ пока что нет

Меры господдержки импортозамещения в нефтегазовой отрасли связаны не только с софинансированием проектов, но и, например, со стимулированием спроса, проектно-организационной поддержкой, участием в страховании рисков и пр.

«Инициативы регуляторного характера уже есть. Налоги, развитие конкуренции в нефтегазовом сегменте. В первую очередь напомню нашу инициативу по налогу на дополнительный доход, развитие СПГ-производств. У нас колоссальные ресурсы, которые мы должны и обязаны монетизировать», – заявил Алексей Текслер, первый заместитель министра энергетики РФ, в ходе сессии «Новая энергетическая повестка. Готова ли Россия к глобальному лидерству?», состоявшейся в рамках ПМЭФ-2018.

Действительно, использование отечественных технологий и материалов взамен импортных в нефтегазовых отраслях уже заметно, прежде всего в газодобыче, переработке и транспортировке нефти.

«У «Газпрома» 95% закупок материально-технической продукции производится внутри России, в том числе 100% труб. В данной области реализуются и инвестиции самой компании, и ее сотрудничество с правительственными структурами»,

– говорит Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК Телетрейд.

Так, в 2017 году «Газпром» открыл производство оборудования на Томском электромеханическом заводе с собственными инвестициями 1,25 млрд руб. Совместно с Минпромторгом РФ реализуется масштабный проект выпуска импортозамещающего оборудования для подводной добычи сырья на российских предприятиях.

Примером импортозамещения в нефтепереработке Гойхман называет снижение доли импорта катализаторов с 62,5% 3 года назад до 37% в 2017 году (по данным Министерства энергетики РФ).

«Во многом это связано с запуском отечественных установок регенерации катализаторов. Замещение импортных катализаторов обойдется в целом в 20 млрд руб.», – поясняет эксперт.

В Челябинске и Коврове «Транснефть» наладила производство магистральных и подпорных насосов, шиберных задвижек. В Великих Луках разрабатывается отечественная система по контролю качества нефти.

Гойхман отмечает, что для российских технологий добычи нефти на шельфовых месторождениях выделяется 1,3 млрд руб. в составе госпрограммы развития судостроения и техники на 2013–2030 гг. Средства направляются на разработку оборудования для бурения, средств геологической морской разведки и пр.

«Очень важны перспективы преодоления отставания в собственных технологиях стратегически важного производства среднего и крупнотоннажного СПГ, которых у России пока нет. По планам Минэнерго, они будут созданы к 2020–2022 гг. Это даст возможность организовать выпуск СПГ по отечественным технологиям вне зависимости от внешних условий. Во многом за счет этого Россия предполагает повысить свою долю на мировом рынке СПГ до 8–10% к 2035 году»,

– добавил эксперт.

Выступавший на сессии «Новая энергетическая повестка. Готова ли Россия к глобальному лидерству?» генеральный директор АО «Новомет-Пермь» Максим Перельман отметил, что 2008 год был последним, когда нефтяные компании активно разрабатывали новые технологии вместе с российскими подрядчиками.

«После этого цена на нефть сильно упала и основным приоритетом для нефтяных компаний стало получение оборудования по максимально низкой цене. Несмотря на то, что затем цены выросли, отношения обратно не вернулись. Второй шанс в плане разработки новых технологий появился после введения санкций в 2014 году», – сказал Перельман.

По его мнению, у российских производителей появилась возможность предлагать технологии в сегментах нефтесервисного рынка, подпавших под санкции. Это дало возможность разрабатывать новое оборудование, востребованное на рынке.

«Часть компаний стала создавать научно-технические центры и стараться своими собственными силами разрабатывать новые технологии, которых им не хватает. На мой взгляд, это неверный путь. Такие разработки, как правило, недостаточно эффективны с точки зрения применения на высококонкурентном рынке. В любом случае российская инженерная школа по-прежнему сильна. И благодаря санкциям развитие технологий мы сегодня наблюдаем»,

– отметил глава АО «Новомет-Пермь».

По мнению экспертов, отрасль требует активного внедрения новых технологий, но решение проблемы импортозамещения должно иметь комплексный подход.

Олег Жданов, начальник отдела разработки и производства нефтегазового оборудования ООО «Шлюмберже», считает, что на данный момент ни одна компания в РФ, какой бы крупной она ни была, не способна создать все необходимое оборудование для ТЭК.

«Необходимо взаимодействие между участниками процесса импортозамещения. Когда мы говорим о локализации производства, это должен быть полный, комплексный подход – исследования, инженерные решения и уже серийное производство», – полагает эксперт.

Мария Ромашкина

"