Posted 19 октября 2018,, 07:27

Published 19 октября 2018,, 07:27

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Газ без монополии

19 октября 2018, 07:27
ЦСР предлагает передать Единую газотранспортную сеть «Газпрома» под контроль Минэнерго РФ

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин предлагает передать Единую газотранспортную сеть (ЕГС) «Газпрома» под контроль Министерства энергетики РФ, т. е. государство будет контролировать все поставки, обеспечив доступ к газовой трубе более мелким производителям.

Как отмечается в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР), реформа даст ощутимую прибавку экономике страны, в том числе за счет развития смежных секторов. По плану ВВП в результате реформы увеличится на 30% в 2035 г., а поступления в федеральный бюджет вырастут более чем на 3 трлн руб. в год.

Кроме того, предлагается выровнять налоговую нагрузку на отрасль – она снизится для «Газпрома» на 20% и вырастет до 30% для независимых производителей. Помимо этого, добывающие компании должны будут гарантировать поставки на внутренний рынок.

Обсуждая «за» и «против» этой идеи, можно рассмотреть несколько важных ее аспектов: передел рынка газа, коррупционную составляющую, получение государством дополнительных денег, неизбежное повышение цен на газ для конечного потребителя и многое другое.

Но Денис Лисицын, трейдер-аналитик компании «ФинИст», в первую очередь обращает внимание на следующую проблему.

«На содержание ЕГС тратятся большие средства. «Газпром» сам осуществляет прокладку ЕГС, в том числе и «Северного», и «Южного потока». В связи с этим у компании возникают сложности как финансового, так и политического характера. Например, на строительство «Южного потока» затраты «Газпрома» составили $17 млрд. Трубопровод должен проходить по дну Черного моря в Болгарию и далее в Европу. Но его строительство пришлось прекратить по политическим причинам, а газ транспортируется все так же через Украину. На основании этого акционеры компании, а именно держатели АDR, планируют подать иск в суд на топ-менеджеров «Газпрома», – рассказывает Лисицын.

Структура акционерного капитала ПАО «Газпром» выглядит следующим образом:

  • Росимущество – 38,37%;
  • АО «Роснефтегаз» – 10,97%;
  • владельцы АDR – 25,2%;
  • прочие владельцы акций – 24,57%.

Согласно проспекту эмиссии ПАО «Газпром» от 1998 г., АDR подтверждает право собственности на акции «Газпрома», депонированные в The Bank Of New York Mellon. Одна АDR соответствует двум акциям. Возможна конвертация обыкновенных акций «Газпрома» в АDR и обратно.

«Владельцами АDR в США являются более тысячи фондов. Если вдуматься, то 25% компании принадлежит США, а это сейчас основной противник России на политической арене, который вводит против нас санкции.

При этом «Газпром» выступает одной из основных отраслевых стратегических компаний, которая наполняет бюджет станы. И миллиардные иски, предъявляемые «Газпрому» владельцами АDR, из-за убытков по содержанию и капиталовложению в ЕГС компании ни к чему», – комментирует Лисицын.

По его мнению, именно из-за этого, скорее всего, и возник вопрос о передаче ЕГС государству, которое будет нести все связанные с этим соответствующие затраты и риски как в финансовом плане, так и в политическом аспекте данной проблемы.

Михаил Грачев, финансовый консультант TeleTrade, считает, что основная идея ЦСР состоит в том, чтобы придать газовой отрасли России стимул инновационного развития, стать локомотивом научных и технологических прорывов.

«Для этого в том числе предлагается глубокая реструктуризация единой системы газоснабжения, которая включает в себя сложнейший комплекс трубопроводов, компрессорных станций, газохранилищ и центров управления всем этим хозяйством от газовых месторождений до конечного потребителя», – говорит Грачев.

По его словам, подобные мероприятия действительно могут привести к заявленной цели. Крупнейшие производители углеводородов, помимо «Газпрома», имеют и научный, и технологический потенциал, не говоря уже о финансовой стороне дела в условиях санкционного давления.

«Безусловно, у проекта, как у любой новаторской идеи, есть плюсы и минусы. К первым можно отнести более гибкую систему управления ЕГС (при сохранении контроля со стороны государства) и вовлечение в процесс пользования трубой более широкого круга участников этого рынка. Минусом может стать снижение прибыли основного пользователя – «Газпрома». Но с учетом потенциала развития всей системы плюс на минус может дать плюс», – полагает Грачев.

Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий, дополняет, что предложенная ЦСР программа развития призвана сделать газовую отрасль России более эффективной.

«В качестве основного инструмента предлагается использовать рост конкуренции за счет увеличения количества компаний – экспортеров газа. При этом естественное в таком случае снижение контроля за экспортными поставками будет нивелироваться за счет передачи государству функций по заключению экспортных контрактов и управлению Единой системой газоснабжения.

Таким образом, государство должно получить модернизацию отрасли за счет ее демонополизации и при этом сохранить за собой высокий уровень контроля над экспортом газа», – комментирует Быков.

По его мнению, теоретически это может помочь развитию отрасли. Но на практике не совсем понятно, почему появление большего количества экспортеров должно привести к научно-техническому развитию. Почему бы компаниям просто не поделить рынок и не тратиться на дорогостоящие исследования... По большому счету «конкурировать» они все равно будут только между собой. А вся ответственность за продажу их продукции и ценообразование будет лежать на государстве.

«Тем не менее увеличение количества российских экспортеров газа, судя по всему, естественный этап развития отрасли. Но это вовсе не означает автоматического роста их эффективности.

Научно-технологическое развитие – это естественная форма конкуренции на зрелом глобальном рынке, но в случае с предложением ЦСР потребуется система жестких и очень продуманных требований к росту эффективности и конкурентоспособности российских экспортеров», – полагает Быков.

Эксперт считает, что без такой системы реализация предложенной ЦСР программы реформирования, вероятно, лишь демонополизирует рынок и нанесет серьезный ущерб позициям «Газпрома», но к достижению главной цели так и не приблизит.

В свою очередь Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum, отмечает, что инициатива забрать монопольное право использования у «Газпрома» ЕГС очень многогранна, так как она затронет очень большое количество лиц.

Для потребителей газа, в том числе для населения, это не очень хороший сценарий. Цены с большой вероятностью вырастут, потому что на внутреннем рынке будут введены квоты по поставке газа от всех компаний, которые будут использовать трубу на экспорт.

«Однако это не было бы неприятностью, если бы параллельно не предлагалось дать налоговые преференции «Газпрому» на 20%, а с остальных собирать на 30% больше. Очевидно, что в среднем цены вырастут, но только если правительство не отрегулирует цены на внутреннем рынке», – говорит Капустянский.

По словам эксперта, есть, конечно, и позитивные моменты этого передела. До трубы будут допущены ряд других компаний, в том числе частных. В свою очередь, это будет означать передачу части заработка частному сектору с мультипликативным, хоть и небольшим, эффектом роста доходов населения. Это произойдет вследствие того, что заработные платы могут повыситься у сотрудников компаний, где вырастет прибыль от экспорта, а не только у работников «Газпрома».

Мария Ромашкина

"