Posted 19 августа 2020, 11:43

Published 19 августа 2020, 11:43

Modified 16 августа 2022, 21:49

Updated 16 августа 2022, 21:49

«Восток Ойл»: караван идет

19 августа 2020, 11:43
Арктический проект «Восток Ойл» реализуется, несмотря на «коронакризис» и ограничения в рамках ОПЕК+, и эксперты ждут от него 2% роста ВВП ежегодно

Похоже, амбициозный проект «Восток Ойл» не только не снижает темпы, но активно развивается. И это несмотря на пандемию, нефтяной кризис и много другое, что могло бы осложнить проект.

18 августа состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. В ходе беседы российскому президенту передан сувенир с первой нефтью, добытой на 31-й скважине Западно-Иркинского месторождения проекта «Восток Ойл». Нефть, по словам главы НК, — уникальная, по своим характеристикам лучше ближневосточной. Содержание серы в ней — 0,02% процента, плотность — 0,826 грамма на куб. см.

«Премия на баррель по Argus, по сегодняшним оценкам, $11 на баррель»,

— отметил Игорь Сечин.

Напомним, что проект «Восток Ойл» объединяет Ванкорский кластер, Пайяхскую группу месторождений, Западно-Иркинский лицензионный участок, а также месторождения Восточно-Таймырского кластера. Потенциал роста добычи «Восток Ойл» в 2024 году составит 25 млн тонн, в 2027 году — 50 млн тонн, 2030 — 115 млн тонн. По сути речь идет о формировании нового крупного района нефтедобычи на севере Красноярского края.

Геологи считают происходящее закономерным. В советское время в центре внимания нефтяников Западной Сибири находилось Широтное Приобье, где основное внимание было сосредоточено на освоении суперпродуктивных нефтяных гигантов. Сегодня с точки зрения воспроизводства минерально-сырьевой базы появилась необходимость идти дальше и выходить в новые, сложные районы Западной Сибири. Фокус внимания переместился в периферийные зоны. Самым перспективным районом здесь считается северо-восток Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции или север Красноярского края.

«Полагаю, что Красноярский край станет тем регионом, где в ближайшие десятилетия разыграется следующий этап развития нефтяной отрасли России»,

— считает академик Алексей Конторович.

Официальные оценки сырьевой базы разрабатываемого компанией ННК проекта «Восток Ойл» более чем высокие. В мае 2019 года «Роснедра» одобрили постановку на госбаланс 1,2 млрд тонн нефти извлекаемых запасов Пайяхской группы месторождений. Многие эксперты тогда комментировали их как предварительные, которые может подтвердить только геологоразведка. В то же время Алексей Конторович рассказал «НиК»: «Я беседовал с некоторыми специалистами, которые экспертировали в ГКЗ… они все говорят, что эти запасы будут подтверждены. Будет это 1,2 млрд т, или это будут 700-800 млн т, или это будут 1,5 млрд т — покажет только геологоразведка. Но то, что здесь будет крупный нефтедобывающий район, — совершенно бесспорно».

Осенью 2019 года «Роснефть» приобрела на конкурсе Западно-Иркинский участок, который расположен рядом с разрабатываемой ННК Пайяхой. Его ресурсы оцениваются более 1 млрд тонн углеводородов. О начале разведочного бурения объявлено 12 мая. Проектная глубина скважины — 4200 метров с отходом от вертикали 1500 м. Оборудование и материалы завозились по Северному морскому пути из порта Архангельск. К началу бурения было доставлено около 10 тыс. тонн грузов. В данный момент подробностей о результатах бурения 31-й разведочной скважины не так много. Но, по всей видимости, в ближайшее время на госбаланс будут поставлены новые уточненные данные о запасах Западно-Иркинского участка.

Есть продвижение и по Ванкорскому кластеру. 23 июля «Роснефть» сообщила об открытии Новоогненного месторождения на границе Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. В целом ресурсный потенциал Ванкорского проекта увеличился более чем в два раза с начала промышленной добычи в 2009 году. Запасы нефти выросли на 20%, газа — на 54%. Кроме Новоогненного месторождения ранее геологи «РН-Ванкор» открыли Байкаловское, Ичемминское и Горчинское месторождения.

Эксперты позитивно оценивают проект «Восток Ойл» и говорят, что он может стать ключевым для «Роснефти» и ННК.

Анна Бутко, аналитик по нефтегазовому сектору АТОН, отмечает: «Восток Ойл» — знаковый и стратегически важный проект[…] Ресурсный потенциал — порядка 5 млрд тонн.

В случае успешной реализации «Восток Ойл» значительно улучшит профиль роста компаний.

Так, добыча на проекте может уже в 2024 г. составить около 25 млн тонн в год (порядка 11% от годовой добычи «Роснефти» по итогам 2019), при этом ожидается рост добычи до 115 млн тонн в год к 2030 г. Принимая во внимание текущую конъюнктуру на рынке, существующие ограничения ОПЕК+ и учитывая, что деталей о проекте все же не так много (предварительные затраты на реализацию ожидаются на уровне 10 трлн руб., однако одним из ключевых пунктов для расчёта экономики проекта будет налоговая составляющая), «Восток Ойл» пока не отражается в оценке компании. Но ситуация постепенно будет меняться, и мы видим «Восток-Ойл» как один из ключевых долгосрочных катализаторов для «Роснефти».

Для экономической оценки эксперты ждут, когда и как заработают налоговые льготы для арктических проектов.

«Для развития таких перспективных и сложных проектов, как „Восток Ойл“, поддержка государства необходима. Это связано с развитием инфраструктуры, логистики и т. д. И так происходит во всем мире»,

— прокомментировал для «НиК» д. т. н. Роман Самсонов, вице-президент, исполнительный директор Российского газового общества,

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были приняты весной этого года. Они предполагают распространение на арктические проекты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и льготной налоговой ставки НДПИ. Кроме того, вводится налоговый вычет по НДПИ при добыче нефти. Вычет будет рассчитываться исходя из фактических расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов инфраструктуры для освоения недр. В то же время сегодня Минфин вновь поднимает вопрос о корректировке НДД, причем крупнейшие нефтяные компании («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Татнефть», «Зарубежнефть») обратились к президенту РФ с просьбой не допустить ухудшения налоговых условия для отрасли, так как они приведут к значительному снижению добычи нефти и потере рабочих мест.

Аналитики же уверены, что не следует оценивать арктические проекты только с точки зрения доходов от продажи углеводородов. «Когда мы говорим об арктических проектах, надо уйти от их оценки в плоскости финансового результата от продажи углеводородов, — объясняет д. э. н. Алексей Фадеев, и. о. руководителя экспертной группы „Геология и Арктика“ Российского газового общества, ведущий научный сотрудник ИЭП КНЦ РАН. — Это огромный сегмент, который может быть мультиплицирован с точки зрения работы промышленности, создания рабочих мест, увеличения налогооблагаемой базы и так далее».

Значение проекта «Восток Ойл» далеко выходит за рамки корпоративного развития.

Ожидаемый экономический эффект, по данным Института прогнозирования РАН, — 9,3 рубля на каждый вложенный рубль инвестиций.

Считается, что реализация проекта даст дополнительно по 2% увеличения ВВП ежегодно. В инфраструктуру проекта входят порядка 2 тыс. км магистральных трубопроводов, около 7 тыс. км межпромысловых трубопроводов, парки для подготовки и хранения нефти. В рамках «Восток Ойл» планируется создать около 100 тыс. новых рабочих мест, построить 15 промысловых городков, 3 аэродрома, 2 морских терминала, железные дороги, а также энергогенерацию на 2,5 тыс. МВт.

Кроме того, ожидается что «Восток Ойл» обеспечит выполнение задачи загрузки в ближайшие годы Северного морского пути, сделав его полноценной транспортной артерией с круглогодичной навигацией. Именно «Восток Ойл» обеспечит значительную долю грузопотока по арктической транспортной магистрали. Свыше 100 млн тонн углеводородов в год, добываемых на месторождениях проекта, будут перевозиться танкерами ледового класса по Севморпути. Эти суда уже строятся на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения «Звезда».

Сергей Кузнецов

Подпишитесь