Posted 19 июля 2018,, 12:09

Published 19 июля 2018,, 12:09

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Эксперты не исключают обвала цен на нефть

19 июля 2018, 12:09
Такой сценарий вероятен, но не в ближайшее время
Сюжет
ОПЕК

Согласно прогнозам Минфина РФ, если котировки нефти останутся выше долгосрочных равновесных уровней, обвал цен на нефть может повториться. В ведомстве считают, что цены на нефть в районе $50 за баррель достаточны для сбалансированности мирового рынка, в то время как высокие цены поддерживаются преимущественно временными факторами, включая геополитические.

«Минфин изучает не только короткие по времени изменения, но и те, что могут повлиять на деятельность страны в течение десятков лет. Прогнозы, конечно, имеют довольно умозрительный характер, но они позволяют подготовиться к решению неблагоприятных сценариев, чтобы вероятность не могла повредить наполнению бюджета и было создано правило, по которому производится отсечка по нефти с переводом средств, превышающих заложенную цену, на зарубежные счета в различные государственные фонды. Сейчас эта цена составляет $40 за баррель – остальное идет на отдельный счет. Минфин предлагает поднять цену до $45, не более», – комментирует Денис Друщляк, аналитик Консультационного центра «Митчелдин».

По его мнению, возможное снижение цен до $50 пока остается просто неблагоприятным сценарием на будущее, причем не 2018 и не 2019 года. И готовность к такому развитию событий со стороны государства только радует.

«Реализация такого сценария маловероятна в ближайшей перспективе из-за роста тех самых временных, в том числе геополитических, факторов. Но и фундаментальные причины также имеются: несмотря на сланцевый бум в США и рост предложения от «неудобной» нефти, традиционные источники и объединение их стран в группу ОПЕК+ позволяют управлять предложением и спросом. Поэтому следует говорить о том, какая цена устраивает их», – поясняет Друщляк.

Эксперт полагает, что договоренности на уровне основных добывающих стран держать цены на комфортном уровне $70-80 за баррель продлятся минимум до конца 2018 года, после чего возможны изменения, но серьезных предпосылок пока нет. Ожидание падения цен возможно в ходе форс-мажора, но возможные причины уже просчитаны на мировом рынке, а скачок не будет долгим.

«Говоря о прогнозах Минфина, нужно понимать два важных момента. Первый – вероятность составления точного рыночного прогноза, а второй – встроенность прогнозов ведомства в общегосударственную политику. Если правительство понимает, что точно спрогнозировать цены на нефть не получится, то остается исходить из предположения "а что, если цены завтра достигнут критических для бюджета значений?"»,

– говорит Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий.

В таком случае, по его мнению, прогнозы не первичны, а вторичны и их главной задачей будет оправдание выбранной политики. Очень похоже, что в России именно такая ситуация. Действующее «бюджетное правило», согласно которому сверхдоходы от продажи нефти выше $40 за баррель конвертируются в доллары США и уходят в ФНБ, подтверждается прогнозами министерств о предстоящей неблагоприятной динамике цен на нефть.

Если говорить о базовом сценарии движения цен на нефть в 2018 году, то, по прогнозам Быкова, выглядит он примерно следующим образом: в течение текущего лета баррель Brent будет торговаться в диапазоне $70-80, этому будут способствовать преимущественно форс-мажорные факторы (сбои добычи в Канаде, Ливии и других странах). До конца 2018 года будет высока вероятность снижения к $60-65. Основной причиной должно стать понижение ожидаемого в будущем мирового спроса на нефть из-за раскручивания торговых противостояний. После этого в первой половине 2019 года цены могут пойти на заключительный штурм отметок $90-100 за баррель в результате новых договоренностей ОПЕК+ на фоне опасений падения цен ниже $60.

«В 2019 году реальное замедление мировых темпов экономического роста из-за торговых войн и отсутствия новых инструментов поддержки цен на нефть с высокой долей вероятности спровоцирует повторение обвала 2008 и 2014-2015 годов»,

– полагает он.

Быков отмечает, что сбалансированность присуща плановой модели экономики. В реальности характер рынка подразумевает постоянно меняющиеся волны роста и падения разного масштаба в ответ на меняющиеся факторы. Формирующими причинами этого являются те, что определяют величину спроса и предложения в долгосрочной перспективе: темпы роста мирового ВВП, объем добычи и развитие технологий. На это накладываются и менее значимые факторы в виде форс-мажоров.

«В результате получается сложная картина взаимодействия большого количества переменных. В них интересы участников (устраивающая цена) постоянно претерпевают изменения, а значит, меняется сбалансированная цена», – говорит Быков.

На текущий момент, по его мнению, уровень цен пролегает между желанием «классических» добытчиков нефти зарабатывать как можно больше и не допустить развития конкурирующих с ними новых технологий. Экспертные оценки говорят о рентабельности сланцевой добычи при $50, при более высоких ценах они получают стимулы к развитию. Поэтому сбалансированная цена сейчас находится где-то в диапазоне $55-65 за баррель Brent.

Жанна Кулакова, финансовый консультант TeleTrade, дополняет, что для рынка нефти скопилось много факторов неопределенности. Одним из главных драйверов котировок на протяжении последних полутора лет была и остается сделка ОПЕК+, предусматривающая сокращение глобального предложения нефти. В 2018 году в результате форс-мажорных обстоятельств в Венесуэле добыча упала сильнее, чем было решено в рамках ОПЕК+. Участники рынка отреагировали оперативно и месяц назад договорились увеличить добычу таким образом, чтобы вернуть на рынок «недостачу».

«По всей вероятности, ОПЕК+ обеспокоена тем же, чем и Минфин РФ. Перекупленность нефти в среднесрочной перспективе чревата существенным снижением котировок. Кроме того, слишком дорогая нефть играет на руку американским сланцевикам, а наращивание добычи в США – один из важнейших глобальных рисков для рынка»,

– говорит Кулакова.

По ее мнению, сделка ОПЕК+ относится к разряду фундаментальных факторов, способных влиять на рынок. Но дальнейшая ее судьба под вопросом: действующие договоренности истекут к началу 2019 года, и это еще один важный риск. Если соглашение не будет продлено, рынок нефти лишится ключевого драйвера.

Нужно также учесть, отмечает Кулакова, что в I полугодии 2018 года на рынок сильно повлияла политика Дональда Трампа, в частности торговые войны и выход из ядерной сделки с Ираном. В результате котировки взлетели еще выше, но называть этот фактор фундаментальным преждевременно. Иран имеет шансы сохранить поставки на европейский и азиатский рынок, поскольку партнеры США по сделке не поддержали решение Трампа. Последствия торговых войн тоже пока рано драматизировать.

«Перекупленность нефти на фоне временных факторов, рост добычи в США и потенциальное прекращение договоренностей ОПЕК+ могут сыграть против нефти и в будущем спровоцировать заметное снижение котировок. С другой стороны, рост глобальной экономики, продление соглашения ОПЕК+, возобновление санкций против Ирана говорят в пользу роста. Я полагаю, что в будущем с одинаковой вероятностью возможны оба сценария – стабилизация котировок в районе $50-60 и рост до $100 за баррель. Не исключено, что если будет реализован сценарий с падением, то на непродолжительный срок котировки могут упасть и ниже $50», – рассуждает Кулакова.

В свою очередь, Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum, отмечает, что действительно высокая цена на нефть во многом сейчас поддерживается искусственным путем. Это закономерно тревожит Минфин РФ и дает основание полагать, что в случае снятия ограничений по каким-либо причинам может реализоваться негативный сценарий и начаться обвал нефтяных цен.

К подобным ограничениям эксперт относит, во-первых, сделку ОПЕК+, в рамках которой реализовались послабления после июньского заседания. Участники договорились нарастить добычу на 1 млн баррелей в сутки. Однако сделка по-прежнему сохранена и в случае значительного падения нефтяных цен может снова быть ужесточена. Во-вторых, во многом цены на нефть поддерживаются санкционным режимом против нефтеэкспортных стран. Речь, конечно, идет об Иране и Венесуэле.

«Потенциальным неконтролируемым негативным фактором для рынка может стать рецессия мировой экономики вследствие развития мировой торговой войны. Предугадать завершение цикла роста мировой экономики сложно, однако этот момент уже на горизонте, учитывая начало цикла ужесточения кредитно-денежных политик со стороны мировых ЦБ»,

– говорит Капустянский.

Роман Кузнецов, старший аналитик QBF, считает, что опасения Минфина РФ относительно перехода нефтяного рынка из дефицитного состояния к профициту более чем оправданы. Наращивание добычи в США, Саудовской Аравии и России компенсируется за счет сокращения в Венесуэле и импортных ограничений по отношению к Ирану. Но если санкционный режим можно поддерживать длительный период, то восстановление добычи в Венесуэле скорее является вопросом следующих двух или в худшем случае пяти лет. К этому времени основные лидеры нефтяного рынка планируют запуск замороженных на фоне кризиса 2014 года месторождений, что может существенно дестабилизировать рыночное равновесие.

«Влияние краткосрочных факторов также не следует недооценивать. Проблемы с добычей в Ливии и Канаде подталкивали котировки к уровню $80 за баррель Brent. Однако одновременное возобновление операций в этих странах в июле уже привело к падению цен на $5. Поскольку котировки нефти в последние годы все больше отражают ожидания инвесторов относительно спроса и предложения рынка, причиной коррекции может выступить их резкий пересмотр. Это делает невозможным прогнозирование глубины падения нефти в случае наступления «идеального шторма», поскольку степень реакции рынка в большей степени зависит от оперативности принятия решений ключевыми игроками – США и ОПЕК+», – говорит Кузнецов.

Согласно текущей оценке спроса и предложения нефтяного рынка, оценка аналитика QBF справедливой цены нефти на 2018 год соответствует уровню $65 за баррель Brent.

«Существенный обвал может случиться при реализации геополитических рисков: снятия санкций с Ирана, эскалации торгового конфликта между США и КНР, начала активного восстановления добычи в Сирии»,

– полагает Кузнецов.

По мнению Филиппа Мурадяна, ведущего аналитика по корпоративным рейтингам «Эксперт РА», оценки Минфина достаточно точно отражают текущую ситуацию на рынке. Внимание инвесторов в последнее время приковано преимущественно к геополитическому внешнему фону: происходит постоянная переоценка прогнозной динамики добычи в Иране, Венесуэле, Ливии и Нигерии.

«При нивелировании геополитических факторов цена на нефть должна определяться предельными издержками поставок нефти последним производителем, удовлетворяющим спрос. На текущий момент этим производителем является США, предельные издержки которого, по разным оценкам, составляют около $50-60 за баррель.

При этом текущая геополитическая напряженность, по нашим ожиданиям, сохранится в среднесрочном периоде, поэтому цены на нефть, вероятно, будут удерживаться на более высоких уровнях», – заключил аналитик «Эксперт РА».

Мария Ромашкина

"