Posted 19 июня 2018, 12:14
Published 19 июня 2018, 12:14
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
Правительство РФ решило закончить налоговый маневр в нефтяной отрасли. Большинство экспертов не видят в этом ничего хорошего, поскольку за прошедшие 4 года суть этой реформы постоянно менялась, причем в финансовом проигрыше постоянно оказывались как нефтяные компании, так и рядовые граждане России. Они указывают, что в результате всех мер, которые предпринимает Минфин по наполнению госбюджета, страдает реальный сектор экономики, цены на нефтепродукты растут, а народ нищает.
Как заявил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, отказ от экспортной пошлины на нефть и повышение НДПИ должны произойти к 2024 году.
«Этот процесс будет завершен постепенно, начиная с 2019 года в течение шести лет», – пояснил премьер.
Другой участник заседания помощник президента РФ Андрей Белоусов сообщил журналистам, что правительство РФ и нефтяные компании близки к достижению консенсуса по налоговому маневру в нефтяной отрасли, однако обсуждение параметров (например, работы НПЗ, закупающих нефть у крупных компаний) продолжается.
«Очень важно, что отрицательный акциз, который сейчас обсуждается, будет акциз нефтяной, то есть он не будет затрагивать акцизы на нефтепродукты, он будет касаться собственно нефтегазовых доходов. Таким образом, удается решить вопрос сдерживания цен на бензин и вопрос формирования дорожных фондов. То есть они оказываются разнесены. Это очень важная новация, которой раньше просто не было», – отметил Белоусов. По его словам, предстоит решить большое количество вопросов непосредственно в ходе доработки и реализации законопроекта, в том числе судьбу НПЗ, работающих на давальческой нефти и не входящих в ВИНК.
«Это одна из вещей, которая требует особого внимания, потому что там работает достаточное количество людей», – заключил он.
Напомним, что в качестве главной меры по стабилизации цен на топливо правительство с 1 июня пошло на внеплановое снижение акцизов на бензин и дизтопливо до конца 2019 года – на 3 тыс. руб. и 2 тыс. руб. на тонну. Однако, как сообщает «Коммерсантъ», в подготовленном Минфином законопроекте о завершении налогового маневра предусматривается рост акцизов на топливо с 2019 года. В Минфине пояснили газете, что документ является предварительным и решений по вариантам завершения маневра, в том числе по уровню акцизов с января 2019 года, не принято. В Минэнерго отказались от комментариев.
Ранее предполагалось, что НПЗ России получат отрицательный акциз на нефть. Критерием будет производство товарного бензина 5-го класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья.
В самом Минфине России убеждены, что реализация налогового маневра в нефтяной отрасли не приведет к росту цен на нефтепродукты – наоборот, специальные меры позволят даже стабилизировать ситуацию. Об этом сообщал журналистам директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
Министр энергетики Александр Новак надеется на снижение стоимости нефти. «Если условно цены выйдут на уровень $70 на внешних рынках, в принципе, ситуация может и полностью стабилизироваться на внутреннем рынке», – сообщил Новак 13 июня на селекторном совещании с регионами о ситуации с ценами на нефтепродукты.
Однако пока, судя по всему, поводов для оптимизма на топливном рынке немного.
В частности, глава Республики Крым Сергей Аксенов во время селекторного совещания попросил вице-премьера Дмитрия Козака закрепить за полуостровом ВИНК, которая могла бы поставлять топливо напрямую крымским трейдерам. По его информации, цены на полуострове выросли сильнее, чем в других регионах: с 1 марта по 8 июня розничные цены на заправках на бензин марки АИ-92 выросли на 5,5 руб. за литр, на АИ-95 – на 5,17 руб., на дизель – на 5,08 руб.
Ситуация с ценами нефтепродуктов для «северного завоза», по словам Козака, будет решаться правительством в ручном режиме.
«Я боюсь, что в отношении северных территорий придется все в ручном режиме решать», – сказал он, комментируя ситуацию в Якутии, где дизтопливо подорожало до 55 руб. за литр.
Отраслевые эксперты указывают, что «оздоровление» внутреннего топливного рынка налоговым маневром окажет крайне болезненное влияние на все сектора экономики, поскольку он направлен не на увеличение уровня жизни российских граждан и не на развитие нефтегазовой отрасли РФ, а на пополнение госбюджета. Что же касается возможного снижения стоимости нефти, то эффект от него на внутреннем рынке нефтепродуктов также будет нивелирован Министерством финансов.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напомнил, что изначально налоговый маневр был задуман для модернизации российских НПЗ и увеличения качества топлива на внутреннем рынке.
«С точки зрения НПЗ, если маневр будет приниматься в том виде, в каком он был задуман, это положительное событие. Другой вопрос, как он отразится на топливных ценах для рядовых потребителей.
Когда налоговый маневр только планировался, ставилась задача с увеличением НДПИ снижать акцизы на топливо, но этого не произошло – маневр пришелся на кризисный период. Акциз не уменьшался, а только увеличивался. От первоначальной идеи отошли, и для рядового потребителя ситуация вылилась в увеличение стоимости топлива», – заявил эксперт в интервью «НиК».
По его мнению, с увеличением акцизов, планируемым Минфином, будет увеличиваться стоимость топлива, а план по увеличению стоимости бензина на 1% в год будет значительно превышен.
«Цены росли даже в прошлом году, когда стоимость нефти была не очень высокой. Теперь же, если еще и увеличить акциз, мы получим 50 рублей за литр 95-го бензина», – считает Пикин.
Он пояснил, что уменьшение стоимости нефти на мировых рынках не повлияет на внутренние цены, будет снижена только возможность экспорта.
«Пока экспортировать выгоднее на 3–4 рубля. Если цена на нефть упадет, то этот экспортный netback снизится и приблизится к нулю», – заметил эксперт.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заметил, что любое дело, за которое берется Минфин, оборачивается отрицательными последствиями для реального сектора экономики России.
«Налоговый маневр, который был объявлен уже 4 года назад, никаких положительных результатов не дал. Если говорить о нефтепереработке, то она стала малоприбыльной, а в некоторых случаях даже убыточной. Непонятно, какова же цель данного маневра. Нам нужна стабильная и прозрачная налоговая система, а этого как не было, так и нет. Я не могу представить, что Минфин вкладывает в понятие завершения налогового маневра. Считаю, что надо пересмотреть всю налоговую систему, которая сегодня есть в нефтегазовом секторе», – заявил Шмаль в интервью «НиК».
По его мнению, пока в предложениях Минфина нет никакой последовательности.
«Изначально предлагали увеличить НДПИ и таможенную пошлину, однако были моменты, когда пошлину уменьшали. Непонятно, чего они вообще хотят. Я всегда был в числе специалистов, которые говорили, что маневр приведет к тому, что повысятся внутренние цены на нефтепродукты. Конечный пользователь этой продукции, рядовой гражданин России, оказывается в проигрыше из-за надуманных налоговых маневров.
Конечно, если увеличить налоги и цены, это улучшит пополнение бюджета. Но мы же говорим о социально ответственном государстве, а получается, что все, что мы ни делаем, оборачивается только ухудшением жизни граждан страны»,
– указал Шмаль.
Он напомнил, что снижение акцизов, по словам Минфина, это временная мера, которая действует до конца 2018 года, а с 2019 года опять планируется повышать акцизы: «Сейчас в цене бензина 60–65% – это налоги. У американцев только 17%. При повышении акцизов в любом случае цена бензина будет расти. Надо искать способы повышения конкурентоспособности нашей экономики, а не загонять ее в угол», – пояснил эксперт.
Государство стимулирует разорение независимой розницы
Генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз также заметил, что сейчас мало кто разбирается в налоговом маневре.
«Параметры маневра, озвученные в 2014 году, были капитальным образом пересмотрены. Причем именно в части увеличения акцизов на топливо и, как следствие, привлекательности экспорта по сравнению с внутренним рынком.
То, что сейчас обсуждается, в очередной раз ухудшит положение нефтяных компаний, которые владеют нефтеперерабатывающими активами. Поэтому Минфин и проявил инициативу по льготам для ряда НПЗ. Но потребителям конечной продукции нефтеперерабатывающих заводов от этого никаким образом не легче»,
– рассказал эксперт в интервью «НиК».
Есть два ключевых фактора, которые влияют на ценообразование.
«Первое – это снижение налоговой нагрузки. Как только правительство снизило акцизы, цены на топливо остановили рост. Второй – это насыщение внутреннего рынка нефтепродуктами за счет снижения привлекательности экспорта. Сделать это можно только благодаря вводу нормативов по продажам топлива на внутренний рынок и увеличению экспортных пошлин. Увеличение пошлин – странный способ. Просто нормативы поднимите, тогда рынок будет насыщен и никаких проблем», – заметил Мороз.
Отвечая на вопрос о том, сможет ли стабилизировать внутренний рынок падение цен на нефть, эксперт заметил, что, помимо Министерства энергетики, у нас еще есть Центробанк, который дирижирует валютным курсом как хочет.
«Цена на нефть упадет, а Центробанк возьмет и нивелирует этот фактор за счет покупки валюты. Последний нефтепродуктовый кризис во многом произошел из-за того, что при росте цены на нефть курс доллара и евро не снижался»,
– считает генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам».
По его мнению, ручное регулирование топливного рынка очень опасно: «У вертикально интегрированных компаний есть возможность поддержать цены, а независимая розница этого сделать не может. Поэтому договоренность больших нефтяных компаний с Козаком о сдерживании цен для независимых компаний равносильна выбиванию табуретки из-под человека, который стоит с петлей на шее».
Эксперт указал на еще одну проблему, которая влияет на розничный рынок нефтепродуктов, – вторжение в него западных компаний.
«Западные компании заходят в наш розничный бизнес всерьез и надолго, готовы 2-3 года терпеть убытки, но стратегически расширять свое присутствие. При таком рубле наши активы стоят дешево. Государство стимулирует разорение независимой розницы, банки распродают эти проблемные активы за бесценок, а они их скупают.
Государство не думает о независимых компаниях на топливном рынке, а они создают рабочие места, увеличивают налогооблагаемую базу. Это определенный микроклимат, если его нарушить – экономике страны будет очень плохо», – пояснил Мороз.
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в интервью «НиК» заявил, что налоговый маневр в нефтяной отрасли, инспирированный Международным валютным фондом, идет прямо вразрез интересам России.
«Для страны налоговый маневр вреден со всех точек зрения. Его суть в том, чтобы убрать барьеры между Россией и соседними странами. Если довести маневр до конца, стоимость бензина поднимется до 70 рублей за литр.
Конечно, по таким ценам наша страна сможет топливо даже импортировать, ведь раньше в РФ много завозили бензина, но покупать его будет некому. Покупательная способность населения такова, что в ряде регионов люди перестали ездить в соседние области. Подорожание бензина очень больно ударило по малым населенным пунктам, потому что там существенную долю цены продукции составляет доставка. Россияне попали в ситуацию, когда у них нет денег, чтобы покупать достаточно топлива для поддержания достойного уровня жизни», – пояснил Танкаев.
Эксперт уверен, что для выхода из этой ситуации правительству необходимо сделать три шага.
«Помимо отмены налогового маневра, который абсолютно вреден для России, первый шаг – отказ от акцизов на бензин. Когда вводили дорожный налог, говорили, что он будет вместо акциза, а получилось, что его ввели вместе с акцизом. Нужно эту ситуацию довести до конца и акциз отменить. Второй – укрепление национальной валюты хотя бы до 60 рублей за евро. И третий – введение заградительных пошлин. Нужно уровнять пошлины на бензин и на нефть», – заявил эксперт.
Он заметил, что пока кабинет министров не решается пойти на эти меры, так как интересы бюджета, к сожалению, идут вразрез с интересами населения.
Екатерина Вадимова