Posted 19 января 2019, 13:47
Published 19 января 2019, 13:47
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
По мере приближения президентских выборов на Украине претензии Киева к российскому «Газпрому» растут в геометрической прогрессии. В частности, председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев уже начал сожалеть о потерянных $32 млрд. Тем не менее 21 января в Брюсселе должна состояться трехсторонняя министерская встреча по газу между Россией, Украиной и Еврокомиссией. Возглавлять российскую делегацию будет министр энергетики РФ Александр Новак. Стало известно, что на ней будут присутствовать также представители «Газпрома» и «Нафтогаза».
Несмотря на растущие аппетиты украинских политиков, президент России Владимир Путин во время недавнего визита в Сербию сообщил, что руководство «Газпрома» на трехсторонней встрече в Брюсселе будет обсуждать транзит газа через Украину в контексте роста поставок в Европу. Он отметил, что объемы поставок российского газа в Европу в 2018 г. достигли рекордных показателей — более 200 млрд куб. м — и продолжают расти.
«Мы загрузим не только оба «Северных потока», не только «Турецкий поток», но сохраняются возможности — при таком объеме поставок европейским потребителям — сохранения транзита и через Украину», — сказал Путин.
О сохранении украинского транзита Путин заявлял неоднократно. Он говорил об этом и на переговорах с канцлером Германии Ангелой Меркель в августе 2018 г., когда особо отметил, что строительство «Северного потока — 2» — это исключительно экономический проект и он не закрывает транзит газа через Украину. Но, по его словам, транзит через Украину должен соответствовать экономическим требованиям и быть целесообразным с этой точки зрения.
Вместе с тем в период президентской избирательной кампании на Украине проведение переговоров очень сильно осложняется.
Антироссийская риторика и претензии к российскому «Газпрому» со стороны «Нафтогаза» не способствуют выработке единой позиции по загрузке украинской ГТС российским газом.
Так, по словам Коболева, газовые контракты между «Нафтогазом» и «Газпромом», заключенные в январе 2009 г., были крайне невыгодными для Украины и нанесли ей ущерб в размере $32 млрд. До этого он сообщал, что украинская сторона добилась ареста зарубежных активов «Газпрома» на сумму, превышающую присужденные Стокгольмским арбитражем $2,56 млрд.
Позже «Газпром» опроверг эту информацию.
«16 января суд кантона Цуг Швейцарии принял решение полностью отменить свое постановление, вынесенное 29 мая 2018 г., о наложении в Швейцарии обеспечительных мер на акции «Газпрома» в Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG и на права требования «Газпрома» к этим компаниям», — говорится в заявлении российской компании.
Отраслевые эксперты отмечают, что даже президентские выборы на Украине не смогут привести к прорыву в российско-украинских переговорах по газовым темам. Позиция Киева такова, что положительных новостей по этому вопросу не стоит ждать в ближайшие несколько лет. В этом есть определенный парадокс, поскольку, если руководствоваться интересами Украины, надо форсировать заключение нового долгосрочного контракта на транзит российского газа.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что при любом исходе выборов общественное мнение украинской элиты в ближайшее время не изменится.
«Они каждый день говорят своему народу, что их грабят русские, поэтому резко поменять свою позицию украинские политики не смогут.
Например, японцам не так интересны Курилы, как экономические ресурсы Хабаровского края, но премьер-министр Японии не может пойти наперекор мнению своего народа. На Украине ситуация похожая, но негативные эмоции в отношении России там сильнее», — пояснил эксперт.
По его мнению, даже если на Украине появится новый здравомыслящий лидер, он будет очень медленно и осторожно стабилизировать ситуацию в переговорном процессе с Россией, минимально затрагивая общественное мнение.
Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев также уверен, что в ближайшее время никаких перемен ждать не стоит. По его словам, 21 января будет скорее установочная встреча.
«Проект договора, который представил «Нафтогаз», явно не устроит российскую сторону. Если «Газпром» вообще готов обсуждать этот договор, компаниям есть над чем работать. В конечном итоге не ясно, нужен ли России долгосрочный контракт на транспортировку газа через Украину или можно обойтись краткосрочным бронированием мощностей на общих условиях. Даже если к 2020 г. какой-то документ будет подписан, то только на небольшой объем», — предположил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что главным вопросом на проводимых Еврокомиссией переговорах может стать проблема обеспечения пропускных способностей ГТС Украины в условиях резкого снижения российского транзита.
«В случае снижения объемов прокачки газа тарифы на транзит будут повышаться. Это сделает украинскую ГТС неконкурентоспособной. Не совсем понятно, как в этих условиях привлечь инвесторов. Возникает много вопросов, требующих участия Еврокомиссии», — пояснил Белогорьев.
По его оценкам, до поздней осени 2019 г. никаких документов подписано не будет, если они вообще будут подписаны.
«Газпром», с одной стороны, заинтересован в контракте хотя бы на 2020 г., но с другой — он жестко связывает переговорный процесс с позицией «Нафтогаза» по судебным тяжбам», — напомнил эксперт.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов, напротив, уверен, что президентские выборы внесут некую определенность в позиции «Нафтогаза».
«Сейчас украинская компания разрывается между диаметрально противоположными заявлениями. С одной стороны, настаивая на возврате $12 млрд, с другой — утверждая, что они готовы забыть об этой сумме в том случае, если «Газпром» подпишет новый транзитный договор и т. п.», — указал эксперт в интервью «НиК».
По его словам, традиционно считается, что Юлия Тимошенко образца 2007-2009 гг. была более договороспособной, но за подписанные в 2009 г. документы она попала в тюрьму.
«Насколько сейчас Тимошенко пойдет на компромиссную сделку между «Газпромом» и «Нафтогазом», вопрос открытый. Мне кажется, политик она инстинктивный и, учитывая нынешние настроения украинского общества, не пойдет по пути, что ранее привел ее за решетку», — считает Анпилогов.
Он уверен, что в вопросе продления договора о транзите российского газа надо ориентироваться не на политическую, а на экономическую ситуацию.
«Мне кажется, что «Газпром» не пойдет на переговоры сразу после окончания действующего соглашения, а постарается ограничиться временными.
В 2020-2021 гг. на полную мощность выйдет «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», и тут, с моей точки зрения, у «Газпрома» есть возможность вернуться к переговорам с «Нафтогазом», но уже совершенно на других условиях, более благоприятных для российской стороны.
У Украины к этому времени, скорее всего, будет бюджетный дефицит и середина президентского срока нового президента. Поэтому «Нафтогаз» в 2020-2021 гг. будет более сговорчив», — заявил эксперт.
Он заметил, что «Нафтогазу» надо любыми способами заключить пяти- или десятилетний договор на транзит газа, потому что через 2-3 года он потеряет буквально все.
«Желание сочетать сиюминутные прибыли и некие долгосрочные дивиденды погубит «Нафтогаз». Первое, что надо было сделать, — это пойти на мировую с «Газпромом», без решения этого вопроса российская компания не будет участвовать ни в каких нормальных переговорах»,
— уверен Анпилогов.
Вместе с тем стоит отметить, что 18 января Андрей Коболев, общаясь с журналистами, допустил прекращение транзита российского газа через территорию Украины с 1 января 2020 г., когда истечет действующий контракт с «Газпромом». Данное заявление свидетельствует о том, что Киев вполне может пойти на шантаж. По крайней мере, он уже сейчас готовит страны ЕС к тому, что через 12 месяцев украинская ГТС для российского газа может быть закрыта.
Екатерина Вадимова