Posted 18 декабря 2020, 09:56
Published 18 декабря 2020, 09:56
Modified 16 августа 2022, 21:47
Updated 16 августа 2022, 21:47
Нефтедобытчики США в этом году благодаря радикальному сокращению затрат смогли снизить средний уровень безубыточности бизнеса почти на 20%, с $56,5 до $45 за баррель, подсчитала BloombergNEF, исследовательская служба агентства Bloomberg.
При этом в некоторых из наиболее перспективных районов сланцевого пояса США, например, в ключевых зонах бассейнов Пермиан и Игл-Форд, точка безубыточности снизилась в среднем до $36,5 против $44 за баррель в прошлом году.
Все американские компании, от самых маленьких до крупнейших корпораций, уже сократили капитальные затраты.
И будут продолжать демонстрировать дисциплину расходов в следующем году на фоне неопределенного восстановления спроса и цен на нефть, отмечают в BloombergNEF. Однако, уточняли ранее аналитики, даже несмотря на то, что сланцевые добытчики в очередной раз продемонстрировали гибкость в управлении издержками, одного лишь снижения затрат на бурение может оказаться недостаточно, чтобы помочь им увеличить добычу после спада в этом году.
В частности, Федеральный резервный банк Далласа в своем обзоре энергетического сектора за третий квартал, приводил результаты опроса, который показал, что две трети руководителей 154 нефтегазовых компаний считают, что добыча нефти в США уже достигла пика. Общая добыча нефти в США до конца 2021 года будет оставаться близкой к текущим уровням — около 11 млн баррелей в сутки, поскольку новых буровых работ будет недостаточно для компенсации спада добычи на существующих скважинах, сообщало в ноябре американской Управление энергетической информации (EIA).
В нидерландской Гааге слушается иск экологической организации «Друзья Земли» к компании Royal Dutch Shell, который может привести к далеко идущим последствиям для всего европейского энергетического сектора. Юристы «Друзей Земли» заявляют, что Shell нарушает права человека, добывая ископаемое топливо и тем самым подрывая главную цель Парижского соглашения по климату — снижение температуры на планете.
Одним из представителей истцов выступает Роджер Кокс — юрист, который еще в 2015 году вел дело экологической группы Urgenda, подавшей в суд на правительство Нидерландов в связи с невыполнением им собственных целей по сокращению выбросов углерода. Тогда суд постановил, что нидерландское государство создало «неприемлемую опасность» для общества. Это, полагает Кокс, создало определенный прецедент: неспособность достичь климатических целей нарушает права человека.
В нынешней ситуации есть нюанс: в отличие от правительства Нидерландов, Shell не подписывала Парижское соглашение 2015 года.
Представители компании не отрицают необходимости принятия мер по борьбе с изменением климата, но подчеркивают, что энергетический переход могут ускорить эффективная политика, инвестиции в технологии и изменение поведения потребителей, а не судебные иски. Тем более, что Shell и так уже представила собственные инициативы по декарбонизации до 2050 года.
Активисты «Друзей Земли» надеются, что если суд вынесет решение в их пользу, то оно будет иметь волнообразный эффект для других производителей ископаемого топлива. По их утверждению, крупнейшие нефтяные компании очень внимательно следят за происходящим в Гааге, и в случае проигрыша Shell, скорее всего, будут принимать новую климатическую политику, чтобы избежать аналогичных судебных разбирательств. Вынесение вердикта по делу ожидается до конца марта.
Иностранные энергетические компании — прежде всего из США — становятся все более нежелательными в Мексике, которая лишь недавно открыла для них свои рынки, но теперь курс властей страны меняется на глазах, сообщает американское издание Houston Chronicle.
«Даже несмотря на десятки миллиардов долларов инвестиций, АЗС американских брендов в Мексике обвиняются в незначительных или несуществующих нарушениях, а топливо с американских НПЗ задерживается на границе. Государственные чиновники без объяснения причин задерживают разрешения для складов топлива.
Законы были изменены в пользу государственной нефтяной компании Pemex»,
— цитирует издание сообщение трейдинговой группы American Fuel and Petrochemical Manufacturers.
Либерализация нефтяного рынка Мексики произошла при предыдущем президенте страны Энрике Пенье Ньето и была во многом связана с тяжелым финансовым состоянием Pemex. Тем самым был завершен растянувшийся почти на 80 лет период закрытых границ для иностранных интересов в нефтяной отрасли, начавшийся в 1930-х годах, когда президент Мексики Ласаро Карденас провел ее национализацию. Активы иностранных игроков были использованы для создания государственной монополии Petroleos Mexicanos (Pemex), и теперь в США опасаются, что эта ситуация может повториться.
Нынешний президент Мексики, левый популист Андрес Мануэль Лопес Обрадор, одержавший убедительную победу на выборах 2018 года, в рамках предвыборных обещаний заявлял о необходимости восстановить былое процветание Pemex, подавить бюрократическую коррупцию в компании, остановить безудержные кражи топлива и значительно увеличить добычу нефти. Кроме того, Лопес Обрадор не скрывал своего пренебрежения к реформе энергетики 2014 года, которая открыла мексиканскую нефть для иностранных интересов, заявляя, что извлекать прибыль из мексиканских ресурсов должны только мексиканские рабочие, мексиканские компании и правительство страны.
В этом смысле, отмечает Houston Chronicle, Лопес Обрадор уже выполнил свои предвыборные обещания: он сократил выделение участков для добычи в Мексиканском заливе и сделал все возможное, чтобы подорвать позиции конкурентов Pemex. Однако реформа энергетики закреплена в конституции Мексики, поэтому нынешний президент страны не сможет просто скопировать политику Карденаса, а ситуация в Pemex остается стабильно тяжелой.
Инвестиции в добычу нефти и газа на шельфе Норвегии в следующем году сократятся всего на 4,2% по сравнению с текущим годом — динамика снижения оказалась меньше опасений отрасли в начале года, сообщила Норвежская нефтегазовая ассоциация (NOG).
Совокупный объем инвестиций в шельфовый сектор в следующем году ожидается на уровне $20,5 млрд (178,4 млрд норвежских крон). В начале кризиса, вызванного пандемией коронавируса, представители отрасли полагали, что уже к концу 2022 года инвестиции сократятся вдвое по сравнению с уровнем 2019 года.
Как полагают в NOG, несоответствие реалий первоначальным прогнозам показывает, что государственные меры по поддержке сектора сработали.
В конце апреля, вскоре после обвала цен на нефть, Норвегия приняла программу поддержки нефтегазовой отрасли и цепочки поставок углеводородов, предполагавшую в том числе внесение временных изменений в систему налогообложения, чтобы помочь компаниям сохранить ликвидность и продолжить реализацию запланированных проектов. Во втором полугодии из-за резкого падения спроса и цен Норвегии вслед за альянсом ОПЕК+ пришлось снижать объемы добычи, однако в начале декабря Министерство нефти и энергетики страны заявило, что в ближайшее время эти меры будут прекращены.
Настроение в отрасли меняется к лучшему, так как многие рабочие места были сохранены, а проекты реализуются, говорится в заявлении генерального директора NOG Анникен Хаугли. По ее мнению, большая часть неопределенности, которая присутствовала весной, уже устранена. По данным ассоциации, с 2022 по 2024 годы инвестиции в нефтяную отрасль Норвегии составят $18,4-19,55 млрд (160-170 млрд крон).
Компания Southwest Oil and Gasfield Company, дочерняя структура китайского холдинга PetroChina, в этом году должна выйти на уровень добычи газа в 31,6 млрд кубометров (шестая часть совокупной добычи в стране), а к 2025 году планирует довести этот объем до 50 млрд кубометров, сообщает национальное новостное агентство КНР «Синьхуа».
Southwest Oil and Gasfield ведет активную деятельность в южной провинции Сычуань, где находятся самые богатые запасы природного газа Китая, включая сланцевые ресурсы. В прошлом году PetroChina объявила об открытии в этом бассейне новых месторождений газа в объеме 741 млрд кубометров.
С 2010 по 2018 годы доля импортного газа в Китае выросла с 10% до 45% в общем объеме его потребления, в связи с чем власти решили всячески поощрять разработку местных запасов, удвоив усилия по расширению внутренней добычи, включая как традиционные, так и нетрадиционные источники.
В этом году уже сообщалось о планах Китая облегчить иностранным компаниям доступ к добыче сланцевого газа и предоставлять субсидии для компенсации затрат на ускорение разработки его запасов.
Большие планы по наращиванию добычи газа также имеет Sinopec — еще одна государственная компания КНР. В этом году она собирается добыть 30 млрд кубометров газа, или всего на 1,1% больше, чем годом ранее, но уже к 2023 году Sinopec собирается увеличить долю газа в своем производственном портфеле до 50%, выйдя на объем добычи в 40 млрд кубометров.
Сергей Танакян