Posted 18 апреля 2017,, 06:30

Published 18 апреля 2017,, 06:30

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Арктическая оттепель

18 апреля 2017, 06:30
В период кризиса мировых цен на углеводородное сырье и закрытия огромного количества инвестиционных проектов разработки трудноизвлекаемых ресурсов самое время спокойно подумать о том, как и где современная цивилизация будет дальше добывать энергетическое сырье. Особенно в сложном, но богатом нефтью и газом Арктическом регионе. Неудивительно, что эта тема была одной из главных в ходе прошедшего в Архангельске IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога»

В период кризиса мировых цен на углеводородное сырье и закрытия огромного количества инвестиционных проектов разработки трудноизвлекаемых ресурсов самое время спокойно подумать о том, как и где современная цивилизация будет дальше добывать энергетическое сырье. Особенно в сложном, но богатом нефтью и газом Арктическом регионе. Неудивительно, что эта тема была одной из главных в ходе прошедшего в Архангельске IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога».

Стоит отметить, что в 2017 году обсудить неизбежное освоение высоких широт съехалась весьма статусная публика. Помимо российского президента Владимира Путина и членов российского правительства, форум посетили президенты Исландии и Финляндии Гудни Йоханнессон и Саули Нийнисте. Кроме того, в нем приняли участие девять министров иностранных дел и 31 иностранная делегация, общее количество участников вдвое превысило планы организаторов и составило 2435 человек. Поэтому даже обычные пленарные дискуссии, которые вели участники форума, нельзя отнести к бесполезной болтовне. Согласно экспертной оценке, их главной составляющей было выяснение геополитической ситуации освоения Северного Ледовитого океана, то есть отношений России и США, а также допуска в этот регион стран, не имеющих береговой линии с Северными морями. Конкретно – Китая.

Путин обозначил главные направления работы России в Арктике

Практическую составляющую форума своими поездками и заявлениями озвучил президент России. В частности, инспектируя работы по ликвидации экологического ущерба Арктической зоне России на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Владимир Путин заявил, что «должны быть предусмотрены новые подходы к развитию частно-государственного партнерства в реализации масштабных инфраструктурных проектов, включая освоение шельфов и повышение конкурентоспособности Северного морского пути».

«Интерес к работе с нами очень большой, и его нужно, безусловно, подкрепить реальными совместными проектами. Мы открыты для широкого партнерства с другими государствами для реализации крупномасштабных взаимовыгодных проектов – от освоения природных ресурсов и развития глобальных транспортных коридоров до науки и экологии. В этом регионе сосредоточены основные запасы ряда важнейших полезных ископаемых, которые являются определяющими для развития экономики РФ», – приводит слова президента его пресс-служба.

На пленарном заседании форума «Арктика – территория диалога» в Архангельске президент сообщил, что сегодня по Северному морскому пути отгружаются товары в объеме 1,4 млн тонн, к 2035 году можно будет говорить о 30 млн тонн.

«Даже при реализации одного крупного проекта – «Ямал-СПГ» – уже заканчивается строительство крупного завода, он начинает работать в конце этого года и будет производить 16 млн тонн сжиженного природного газа – объем перевозок сразу увеличится в разы – раза в четыре», – заявил Путин. Отметив, что грузоперевозки по Северному морскому пути могут осуществляться «как в сторону Европы, так и в сторону Азии».

Таким образом, российский лидер обозначил основные направления работы России в высоких широтах: экология, освоение шельфовых месторождений, развитие Севморпути и международная кооперация. Члены кабинета министров и представители нефтегазовых компаний уже развили и конкретизировали эти направления.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что после развала СССР в Арктике в одночасье были оставлены колоссальные объемы материальных ресурсов для освоения территории, поэтому Путин стимулировал своим визитом очень важную для экологов работу по очистке российского Севера.

«В советское время там были огромные склады, которые были брошены в 1990-е годы, поэтому чистить там еще надо много», – заявил эксперт в интервью «НиК». По его мнению, проект «Ямал СПГ» важен для России не только экспортом новых объемов СПГ, но и как предмет для продолжения сотрудничества.

«Путин в своем вступлении на форуме отмечал, что из-за изменения климата меняются и возможности для добычи углеводородного сырья в Арктике, возрастают транспортные возможности региона. Льда становится меньше, а технологии скоро позволят добывать с высоким КПД то, что раньше добывать не имело смысла. «Ямал СПГ» презентовался на форуме не только как результат работы, а скорее, как первый шаг к более масштабным программам освоения Арктики», – резюмировал Дмитрий Журавлев практические итоги форума.

Россия будет наращивать добычу в Арктике

Замглавы Минэкономразвития РФ Александр Цыбульский на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики на полях Международного арктического форума в Архангельске отметил: «Прогнозируется наличие углеводородов в глубоководной части Северного Ледовитого океана в количестве 15-20 млрд тонн условного топлива. По оценке иностранных экспертов, к 2030 году Россия будет получать 55% всех добываемых в Арктике углеводородов. В свою очередь, добыча нефти на арктическом шельфе России возрастет в 3,6 раза, до 2,2 млн бнэ в сутки. Это консолидированные оценки экспертов». По его словам, в Арктике сосредоточено 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России, в том числе 70% – на шельфе Баренцева и Карского морей.

«Мы понимаем, что шельф – это перспективное будущее, но уже сейчас должен создаваться необходимый технологический задел для его перспективного освоения», – заявил замглавы МЭР РФ.

Глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон заметил, что для полноценной работы над проектами в арктической зоне России необходимо заручиться поддержкой зарубежных партнеров.

«На проекте «Ямал-СПГ» задействованы 15 стран, и мы с удовольствием и в наши будущие проекты приглашали бы иностранных партнеров», – сообщил глава компании.

Глава Минприроды РФ Сергей Донской рассказал о надеждах на активную геологоразведку в Арктике со стороны «Роснефти» и «Газпрома».

«Мы надеемся, что они в 2018 году поактивнее приступят к бурению. Это наши основные недропользователи – «Роснефть», «Газпром», – сказал министр журналистам в Архангельске.

Заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти» Андрей Патрушев отметил, что уже в 2017 году компания планирует увеличить добычу нефти до 2,6 млн тонн на платформе «Приразломная» – единственном действующем добычном проекте на арктическом шельфе. Он также указал на то, что себестоимость добычи на месторождении, когда оно достигнет предельного уровня, составит менее $10 за баррель.

Несколько более реалистичную точку зрения на освоение Арктики озвучилминистр энергетики РФ Александр Новак. В частности, в кулуарах форума он рассказал, что добыча на Арктическом шельфе станет рентабельной при цене на нефть на уровне $70-100 за баррель. Позже в эфире телеканала «Россия 24» министр сообщил, что при необходимости правительство может вернуться к вопросу о допуске частных компаний к шельфу до 2035 года.

«Освоение шельфа требует долгосрочных и больших инвестиций. Бурение одной морской скважины может стоить $500 млн и выше, и не факт, что она покажет наличие запасов углеводородов. Поэтому компании, выбирая, на какие новые проекты направить денежный поток, рассматривают шельф в самую последнюю очередь», – констатировал Новак.

Северный морской путь в ожидании ренессанса

Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин по итогам форума отмечал, что люди соскучились по нормальному разговору.

«Арктика как территория диалога смогла уберечь себя от возможных санкций и ограничений. И отсюда, я надеюсь, начнется некое потепление в целом во многих отношениях», – заявлял журналистам вице-премьер. Он добавил, что сложно представить, чтобы у Арктики был какой-то один всеобъемлющий хозяин. Но существующие интересы в последнее время явно усилились и обросли конкретными технологиями и проектами, поэтому требуют системного подхода, комплексного анализа и координации при их воплощении. Несколько конкретизировав свои слова о проектах и технологиях, он отметил, что Северный морской путь становится сегодня жизненно необходимым, поскольку он самый короткий и безопасный.

Спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, развивая тему этой транспортной артерии, заявил, что всеми аспектами развития Севморпути должен заниматься Минтранс.

«Как спецпредставитель президента по транспорту я считаю, что всеми аспектами развития Северного морского пути должно заниматься Министерство транспорта России», – сказал он в беседе с журналистами на форуме в Архангельске.

Минтранс, в свою очередь, горячо поддержал данное предложение.

«Минтранс России, безусловно, поддерживает комплексное развитие Северного морского пути как основного элемента транспортной системы Арктики и проводит необходимую планомерную работу. При поступлении соответствующего поручения оно будет выполнено в установленном порядке», – подчеркнул представитель министерства.

Вместе с тем стоит напомнить, что пока главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья, поэтому транспортная артерия напрямую зависит от реализации таких добычных и транспортных проектов, как Варандей, «Ямал СПГ», Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск. Это 15 действующих и перспективных проектов, из которых 11 связаны с нефтью и газом, а 4 – с рудами и углем. Севморпуть уже располагает 8 линейными ледоколами, 4 из которых атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач»), еще 4 – дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»). В 2016 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути составил 7,5 млн тонн.

Кроме того, «Ямал СПГ» уже приступил к реализации создания танкеров-газовозов ледового класса. 28 марта первый такой корабль – Christophe de Margerie класса Arc7 – прибыл в порт Сабетта, завершив рейс по Северному морскому пути. По данным пресс-службы российской таможни, Christophe de Margerie – первый из пятнадцати танкеров-газовозов для проекта «Ямал СПГ». Он способен работать при температурах до минус 52 градусов и проходить через льды толщиной до 2,1 метра. Вместимость танкера – 172,6 тыс. м3 сжиженного природного газа.

Север – северянам?

Основные дискуссии, которые вели участники форума на околополитические темы, касались главным образом экологии, а также вопроса о том, кто должен иметь право добывать минеральные ресурсы в Арктике. Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что общение трех президентов продемонстрировало много общего в подходе к освоению Крайнего Севера.

«По теме экологии президенты озвучили общее мнение о том, что вмешательство человека не так значимо. Один из участников дискуссии даже заметил, что проснувшийся вулкан приносит больше вреда окружающей среде, чем вся человеческая деятельность, поэтому будут ли страны выполнять Парижское соглашение по климату или нет, результат будет один и тот же», – сообщил эксперт.

По его словам, по теме сотрудничества в Арктике мнения президентов также совпали.

«Они указали, что этот вопрос (освоения Арктики – прим. «НиК») столь велик, что делить Арктику нет смысла – задачу освоения можно решить только вместе», – пояснил Журавлев.

Тем не менее, дискуссия показала и разногласия. В частности, эксперт рассказал, что не совпали мнения президентов только в одном вопросе – привлечения неарктических стран к освоению Арктики.

«Владимир Путин сказал, что освоение арктических территорий должно вестись всеми участниками на равных, имея в виду Китай. Президент Финляндии занял другую позицию: страны, не имеющие арктического побережья, должны иметь меньше прав на освоение арктической зоны. Судя по контексту, для Норвегии, Исландии, Финляндии и Дании это очень важный момент. Россия же сейчас активно приглашает китайцев в арктические проекты, поскольку при длине нашей береговой линии нам на все проекты денег заведомо не хватит. Однако сейчас вопрос активного освоения минеральных ресурсов Арктики стоит не очень остро, поэтому финская сторона пыталась «подвинуть» Россию к выработке общей позиции», – рассказал Дмитрий Журавлев.

Заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Юрий Косов в интервью «Русской народной линии» заметил, что в Совете северных стран не вышло объявить бойкот России.

«Сейчас идет серьезная борьба за Финляндию. Мы помним, что при администрации Обамы на финнов оказывалось мощное давление. Некоторые эксперты высказывают мысль, что, хотя Финляндия не вступила в НАТО, но неофициально участвует в делах Североатлантического альянса», – заметил эксперт.

По его словам, у Исландии с Россией всегда были особые отношения.

«Несколько лет тому назад, когда у исландцев случился дефолт, Россия их кредитовала. Поэтому остались взаимоотношения меду исландскими и российскими банкирами. Население насчитывает всего 332 тыс. человек. На форуме президента Исландии провоцировали на предмет, защищает ли его Америка. Он ответил, что у Исландии нет своей армии. На что Путин мгновенно отреагировал: «Может быть, помочь?» Гвюдни Йоуханнессон ушел от ответа на этот вопрос. И тут ведущий-американец начал говорить, что НАТО и Америка защищают Исландию», – сообщил Косов.

Дмитрий Журавлев также указал на то, что в ходе форума затрагивалась тема военного освоения Арктики.

«Россия заявила о том, что она ведет военное освоение в Арктике ровно настолько, насколько это ей нужно для продвижения экономических проектов на данной территории. То есть она разворачивает инфраструктуру, которая может быть применена как для военного, так и для экономического освоения, а также борьбы с чрезвычайными ситуациями. Однозначного военного освоения Арктики у России нет, поскольку оно очень дорогое и не имеет практического смысла. Формула Путина о применении на Севере двойных технологий довольно рациональна», – сообщил эксперт.

При этом он считает, что в случае ухудшения отношений с США – а обострение ситуации на Ближнем Востоке показывает, что это возможно – Россия может на какое-то время быть отлученной от высоких технологий.

«Если произойдет эффективное закрытие для России доступа к большему количеству технологий, на какое-то время это станет проблемой, но она будет решена. Нанести серьезный урон может только отказ от покупки российских энергоресурсов. Пока Европа и Китай покупают наши нефть и газ, принципиально ничего не изменится», – уверен Дмитрий Журавлев.

Где пройдет новый «шелковый путь»?

Стоит отметить, что к работе в высоких широтах КНР готовится достаточно серьезно и далеко не только в партнерстве с Россией. Например, премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг сообщила, что «сейчас, когда наши дипломатические и политические отношения нормализовались, я уверена, что мы сможем насладиться даже более тесным сотрудничеством».

«Факт, что Китай смотрит на Арктику с особым оптимизмом. Это позволяет создать общую платформу для движения вперед», – передает слова норвежского премьера китайская газета Global Times.

Заместитель президента Шанхайского института международных исследований Ян Цзянь заявил в интервью Global Times, что Китай, Россия, Германия и Норвегия среди тех стран, которые используют арктические морские пути, что, по его мнению, поможет развитию инициативы нового «шелкового пути».

Поэтому можно предположить, что уже в мае 2017 года в ходе визита в КНР президента РФ Владимира Путина, который собирается посетить Пекин для участия в работе форума «Один пояс – один путь», возможно возобновление обсуждения арктической тематики. Поскольку новый маршрут «шелкового пути» как раз может совпасть с Северным морским путем, обладающим рядом неоспоримых преимуществ перед другими сухопутными или морскими транспортными артериями.

"