Posted 17 октября 2018, 09:12

Published 17 октября 2018, 09:12

Modified 16 августа 2022, 21:48

Updated 16 августа 2022, 21:48

От запрета на покупку госдолга до запрета на покупку активов нефтяных компаний – недалеко

17 октября 2018, 09:12
Существует риск, что Минфин не сможет разместить на рынке необходимый объем гособлигаций и не привлечет запланированные заимствования, что скажется на наполнении федерального бюджета

В стрессовом сценарии развития экономики России Центробанк РФ закладывает вероятность такого развития событий, при котором США введут полный запрет на покупку российского госдолга инвесторами из Соединенных Штатов. На этом фоне рынок облигаций федерального займа (ОФЗ) потеряет покупателей, так как вслед за американцами госбумаги могут перестать покупать и другие международные инвесторы. Об этом заявила первый зампред Банка России Ксения Юдаева, представляя на заседании Совета Федерации три варианта денежно-кредитной политики ЦБ на будущий год.

По ее словам, существует риск, что Минфин не сможет разместить на рынке необходимый объем гособлигаций и не привлечет запланированные заимствования, что скажется на наполнении федерального бюджета. В сентябре 2018 г. уже случалось, что рынок на первичных аукционах не проявлял интерес к бумагам – Минфин на месяц отказался от размещения новых бумаг, чтобы за счет ограничения предложения снизить уровень ставок, отметила Юдаева.

«Минфин в стрессовой для рынка ситуации, на волне испуга инвесторов, не хотел платить премию по новым выпускам своих бумаг и повышать их доходность»,

– в один голос говорят аналитики.

Если риск запрета реализуется, федеральный бюджет столкнется с угрозой неисполнения своих обязательств. Впрочем, отметила Юдаева, власти найдут другие ресурсы, чтобы исполнить его.

Если уж Госдеп США запретит инвесторам покупать российские ОФЗ, облигации отечественных нефтегазовых компаний тоже могут попасть под запрет. 2018 год уже назван самым неудачным для размещения облигаций на внутреннем рынке. По итогам трех месяцев все российские эмитенты привлекли всего 327 млрд руб., что является минимальным показателем с 2014 года.

Российские аналитики и главы инвестиционных домов не считают введение запрета на покупку госдолга реальным. Не считают они, что санкции распространятся и на покупку бумаг ТЭК.

«При инфляции в 4–5% доходность в 10% по 10-летней бумаге будет подарком судьбы для инвесторов. Даже несмотря на санкции, покупатели на этих уровнях найдутся. С другой стороны, на рынке часто бывают эксцессы, так что доходность может ненадолго «выстрелить» и до более агрессивных значений», – говорит руководитель отдела управления бумагами с фиксированной доходностью УК «Открытие» Дмитрий Космодемьянский.

При цене нефти $40 за баррель госбумаги России и облигации первой категории надежности, с рейтингом от международных рейтинговых агентств на уровне странового или чуть ниже, давали доходность 12–13% годовых, вспоминает начальник аналитического отдела ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. Он считает полный запрет со стороны США на покупку госдолга России маловероятным. Но даже при введении такого запрета, если это и случится, то цена на нефть не упадет до мифических $35 за баррель, как того опасается Центробанк, полагает Манаенко.

Манаенко допускает ситуацию с падением цены на нефть и снижение курса рубля. Тогда и доходность по российским ОФЗ станет сразу же двухзначной. Сейчас доходность по ОФЗ колеблется в районе 8–9% годовых в рублях, в зависимости от срока погашения.

«Падение цены нефти будет означать, что доходность абсолютно защищенного актива, то есть такого, по которому эмитент расплатится однозначно и вероятность выплат – 100%, станет 12–14%, а то и 16% годовых. Я не знаю инвесторов, которые не рискнули бы, не обращая внимания на санкции и возможные после них проблемы, покупать такие бумаги разными способами, даже на грани фола»,

– отмечает Манаенко.

Зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач не ожидает существенного усиления санкций со стороны США в ноябре 2018 г. и не предполагает, что речь пойдет о полном запрете на покупку российского долга. Он уверен, что санкции снова будут точечными. Например, в США введут еще запрет для ВЭБа или «отстрелят еще кого-то из наших олигархов» по примеру Дерипаски, лишив возможности пользоваться имуществом в США.

После выборов в США в ноябре 2018 г. Россию может даже ожидать инвестиционное ралли в государственных бумагах, так как сейчас ОФЗ дают доходность на уровне 8,5% годовых в рублях при реальной инфляции менее 5% в год.

«Почти 5% годовых дохода в национальной валюте – такой доходности нет нигде в мире», – уверен президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган. Он отметил, что в США все больше инвесторов приходят к пониманию, что санкции против России оборачиваются упущенными возможностями для граждан США. В середине октября крупнейший пенсионный фонд Калифорнии – работников отрасли пожаротушения – резко высказался против возможности ведения запрета на покупку российского госдолга, так как фонд – один из крупных инвесторов нашего рынка ОФЗ. На фоне возмущения инвесторов, которые теоретически могут лишиться высокой доходности по пенсионным вложениям, накал санкционной риторики в США снижется, считает Коган.

«Даже если в каком-то варианте запрет на покупку долга будет введен, то международные компании найдут варианты обхода этого запрета. И какие они при этом законы США будут нарушать – это не наша головная боль»,

– говорит Коган.

Аналитики рынка вспоминают времена почти 30-летней давности. В России в середине 90-х годов пошла приватизация, ваучеры были обменены на акции и акции компаний начали торговаться в Российской торговой системе (позже – биржа РТС, которая сейчас является частью Московской биржи). В те времена покупка иностранцами чего-либо на территории России, а уж тем более акций приватизированных предприятий, была прямо запрещена законом. Поэтому иностранные инвестиционные дома создавали в России дочерние предприятия в форме участников фондового рынка – инвестиционных компаний. Но делали это так завуалированно, что понять, что эти русские на проводе во время торгов – иностранцы, было невозможно, так как в таких компаниях иностранным был только уставный капитал – и клиенты.

Но торговля шла. Рынок работал, акции покупались и продавались, только не всегда с этих операций уплачивались налоги. Поэтому и Госдеп США должен понимать, что если операции по торговле активами в России будут от Налоговой службы США как-то завуалированы, то никакая FATCA – комиссия по налоговой отчетности по операциям по зарубежным счетам – не помешает инвесторам получать гарантированную прибыль на российском рынке.

Елена Гостева

Подпишитесь