Оптимизм и оборотные средства
Аналитика

Оптимизм и оборотные средства

17 июля, 16:57
Дайджест ключевых отраслевых событий за неделю через призму мнений экспертов.

Преждевременный оптимизм

Ожидаемо: участники совещания министерского мониторингового комитета, в который входят представители стран-участниц соглашения ОПЕК+, согласовали смягчение с 1 августа ограничений на добычу нефти.

С 1 августа совокупный объем добычи странами ОПЕК+ увеличится на 2 млн барр. в сутки: добывавшийся до введения ограничений объем будет сокращен уже не на 9,7 млн, а только на 7,7 млн барр. в сутки. «Максимальные трудности, связанные с падением мирового спроса, уже позади <…> Сейчас явно наметились признаки улучшения ситуации, уверенными темпами восстанавливаются число авиаперевозок и объем продаж автомобильного топлива», — заявил глава Минэнерго России Александр Новак.

История: Сделка участников соглашения ОПЕК+ была заключена 12 апреля и вступила в силу с 1 мая. Предполагалось, что в мае–июне участники сократят добычу на 9,7 млн барр. в сутки, с июля объемы начнут постепенно наращивать сначала на 7,7 млн барр. в сутки, а с января 2021 года по апрель 2022 года — 5,8 млн барр. в сутки. Но в начале июня участники сделки изменили условия и согласились продлить действующую договоренность до конца июля.

Поддержка МЭА: Накануне встречи министерского мониторингового комитета ОПЕК+ эксперты Международного энергетического агентства опубликовали данные, согласно которым возможно возникновение дефицита нефти на мировом рынке на фоне сокращения добычи в Венесуэле и роста спроса. В сообщении МЭА говорится, что во втором квартале объем спроса на мировом нефтяном рынке может превысить объем поставок на 500 тыс. барр. в сутки.

Результат: на следующий день после заседания мониторингового комитета ОПЕК+ мировые цены на нефть начали снижение. Утром 16 июля цена сентябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent опускалась на 0,62% — до $43,52 за баррель. Августовские фьючерсы на нефть марки WTI дешевели на 0,8% — до $40,87 за баррель.

Общее мнение аналитиков – поторопились!

Антон Покатович, экономист «БКС Премьер»: «Данный фактор может повлечь за собой коррекцию нефтяных цен к уровню $40 и ниже. В текущих условиях, когда нефтяной рынок все ещё остается в процессе балансировки, данная коррекция нефтяных цен, на наш взгляд, будет полностью обоснованной. К более устойчивому росту к уровням $40 и выше, по нашим оценкам, нефть сможет перейти с конца 3 кв. этого года. В результате при реализации коррекции в нефти рубль также может продолжить умеренное ослабление».

Александр Разуваев, руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» считает, что рынок работает на ожидании: «Компании порезали инвестпрограммы, все начали переживать (из-за большего сокращении добычи и возможного дефицита — ред.), это, конечно, работает, но сейчас много других факторов и главный из них — это спрос. В настоящий момент он растет, хотя это (повышение квот на добычу — ред.) рискованно», — заметил эксперт. По его мнению, если второй волны коронавируса не будет, то с рынком будет все нормально, и он быстро восстановится: «Если мировая экономика перезагрузится, то мы увидим и 60 и 70 долларов за баррель, но, скорее всего, уже не в этом году. Однако при условии прихода второй волны эпидемии нужно готовиться к худшему», — заявил Разуваев. В то же время он считает, что в текущем моменте никаких резких движений цены на нефть не предвидится.

Владимир Рожанковский, старший аналитик Grand Capital отметил, что экономики многих стран, входящих в ОПЕК+, не могут существовать в условиях существенного ограничения экспорта: «Нигерия, Ливия, Мексика очень недовольны. Эти страны просто не собираются соблюдать квоты. В этой ситуации чтобы „сохранить лицо“, нужно было ослаблять сокращения добычи. Было бы хуже, если пролонгированное сокращение никто из этих стран не стал бы соблюдать. Это прямой удар по репутации ОПЕК», — пояснил аналитик.

Тем не менее, он считает, что надо было оставить прежние сокращения: «Фактически вся нефть, которая добывается в западном полушарии там и остается. Пока не восстановится курсирование трансатлантических и транстихоокеанских танкеров, ослаблять квоты преждевременно. Если на следующей неделе США покажут плохие запасы, цены вновь могут пойти вниз. Хотя я и не ожидаю того ужаса, который был в мае, с отрицательными ценами», — отметил Рожанковский.

По его словам, заявления МЭА о возможном дефиците нефти — это какой-то популизм: «Эти заявления не базируются на серьезных исследованиях. И эти исследования провести просто невозможно, поскольку никто не знает, сколько будет продолжаться карантин и когда экономики будут открываться. Если заработает гражданская авиация — это уже 18% спроса на нефть, „черное золото“ подскочит в цене минимум на 10-15 долларов. Однако авиакомпания „Дельта Эйрлайнс“ собирается уволить 18 тыс. своих сотрудников, поэтому говорить о том, что спрос на нефть будет быстро восстанавливаться, преждевременно. Я пока пессимистично смотрю на будущее рынка после вспышка второй волны коронавируса в южных штатах США. Очень велик шанс того, что экономики, которые спешат и быстро открываются, рискуют второй волной», — рассказал аналитик.

Выводы: Решение по увеличению добычи в рамках ОПЕК+ было вынужденным и связано оно с тем, что ряд стран просто уже не собирались придерживаться существующих квот. Кроме того, увеличение добычи могли приветствовать США, которые в рамках президентской избирательной компании, эпидемии коронавируса, а также массовых волнений не могут себе позволить рост стоимости топлива.

Экология со щитом

Закономерно: Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов, который обязывает компании, занимающиеся добычей нефти на суше, иметь механизм финансового обеспечения для устранения нештатных ситуаций. Документ вступит в силу с 1 января 2021 года.

Согласно закону, компании, работающие с нефтью и нефтепродуктами, обязаны до 1 января 2024 года разработать и утвердить план предупреждения и ликвидации разливов нефти. Документ утверждается при наличии заключения о готовности эксплуатирующей организации к ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений, а также по согласованию с Росприроднадзором. Инициатива также обязывает компании-нефтедобытчики иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и указывает конкретные механизмы такого финансового обеспечения. Согласно закону, при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов компании обязаны оповещать об этом уполномоченные федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления на территории, где произошло ЧП.

Директор департамента государственной политики и регулирования по изучению Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды Сергей Хрущев заявил, что Минприроды после аварии в Норильске хочет более жестко оценивать вред экологии от разливов нефти. «Угроза нефтеразливов сохраняется… В этой связи Минприроды разрабатывает вопрос внесения изменений в части увеличении коэффициентов, используемых при расчете вреда», — сказал Хрущев в Общественной палате РФ.

Статистика: По данным мониторинга Росприроднадзора, в 2019 году в России было зарегистрировано 819 случаев разлива нефти на общей площади 93,6 га — значительно меньше, чем в 2018 году (3 053 случая на площади в 214,5 га).

Последствия аварии на принадлежащей «Норникелю» ТЭЦ: Росприроднадзор оценил ущерб окружающей среде от утечки 21 тысячи кубометров дизтоплива в 147,7 миллиарда рублей, в том числе ущерб для водных ресурсов в размере 147 миллиардов, ущерб почвам — 0,7 миллиарда рублей. «Норникель» не согласился с методикой расчета и предложил провести совместные консультации по этому вопросу. Кроме того Госдума на пленарном заседании 15 июля приняла во втором, основном чтении поправки в Бюджетный кодекс, которые изменят порядок зачисления штрафов за ущерб экологии водных объектов.

Кроме того, утечка топлива на принадлежащей «Норникелю» ТЭЦ, а также ряд других более мелких экологических аварий, произошедших по вине компании Потанина, привели к возрождению старого конфликта «Норникеля» с «Русалом» (вторым акционером компании, владеющим 27,8% акций «Норникеля», — ред.). «Русал» предложил совету директоров «Норникеля» сменить руководство компании, а также перенести головной офис в Норильск. Видимо, чтобы на себе прочувствовать экологическую политику собственного предприятия. Можно сказать, что это «первая ласточка» попытки смена власти в компании на фоне обострения борьбы за экологию.

Мнение: Напомним, что ранее эру так называемого «экологического рейдерства» во многом связывают с проверкой проекта «Сахалин-2», которую проводил Олег Митволь, занимавший тогда должность замначальника Росприроднадзора. Вполне возможно, что и новыми экологическими требованиями могут воспользоваться для изменения состава акционеров тех или иных предприятий.

Дмитрий Евстафьев, политолог считает, что политических последствий для нефтегазовой отрасли от ужесточения экологических норм не будет, а вот экономические начнутся: «Придется в значительной степени формировать резервные фонды для обеспечения экологической безопасности. Это потребует изменения всей инвестиционной политик. В отрасли это будет воспринято очень болезненно», — заявил политолог. Он считает, что в нефтегазе никаких слияний и поглощений не будет, условий для этого пока не сформировалось: «Я ожидаю новые шаги в области внутриотраслевого регулирования. Экологическая ответственность нефтяных компаний в связи с разливами должна быть коллективная и осуществляться по единым правилам. Главный водораздел — это меры в отношении государственных и не государственных нефтяных компаний, они должны быть одинаковыми», — пояснил Евстафьев.

В то же время он считает, что экологическое рейдерство может процветать, но, скорее, оно начнется не в нефтяной отрасли, а в отношении других сырьевиков, например, металлургов и т. д.: «В принципе, можно ожидать нового всплеска, но, тем не менее, это будет происходить в другом законодательном пространстве», — резюмировал эксперт.

Выводы: Регуляторы будут строже следить за добычей, транспортировкой и хранением нефти и нефтепродуктов. Для всех компаний это означает в первую очередь дополнительные финансовые затраты. Новым законодательством воспользуются страховые компании. Они уже рекомендовали обязать предприятия получать экологические страховые полисы.

Российский парадокс — низкие цены на нефть поднимают стоимость топлива

К новым рекордам: По данным Росстата, цены производителей бензина в июне увеличились на 27,5%.

«В обрабатывающих производствах выросли цены на следующие виды нефтепродуктов: топливо судовое — на 81,8%, пропан и бутан сжиженные — на 69,2%, конденсат газовый стабильный — на 68,9%, битумы нефтяные строительные — на 54,6%, битумы нефтяные кровельные — на 39,6%, бензин автомобильный — на 27,5%, дистилляты легкие, не включенные в другие группировки — на 21,3%, битумы нефтяные дорожные — на 21,1%, топливо реактивное керосинового типа — на 14,6%, дистилляты тяжелые прочие, не включенные в другие группировки — на 14,2%, мазут топочный — на 13,4%», — сообщает Росстат.

Стоит отметить, что весь этот рост происходит на фоне нефтяного кризиса и катастрофического падения цен на нефть на мировом рынке. Заметим, что в 2018 году, когда стоимость углеводородного сырья, напротив, значительно подскочила, цены на бензин также росли. Причем два года назад увеличение стоимости бензина на 14% казалось катастрофой. Правда, тогда цены росли в рознице и были, так сказать, видны невооруженным глазом.

В настоящее время по данным ЦДУ ТЭК цены на бензин Аи-95 в российской рознице в июне выросли на 1%, на бензин Аи-92 — на 0,8%. Однако в июле ситуация должна стабилизироваться, так как оптовые цены начали снижаться. «В июле текущего года наметилась тенденция к снижению оптовых цен на моторные топлива и росту маржинальности независимых АЗС, что должно привести к стабилизации розничных цен ввиду сокращения давления на независимую розницу и снятию социальной напряженности», — министр энергетики РФ Александр Новак.

При этом, согласно данным ЦДУ ТЭК, розничные цены на бензин в России непрерывно растут второй месяц, на прошедшей недели они ускорили свой рост: в Ставропольском крае они увеличились на 33-45 копеек, Кировской области — на 15-50 копеек, Чувашии — на 20-56 копеек, республике Тыва — 1,18-1,22 рубля. Бензин АИ-95 в Татарстане подорожал за неделю на 64 копейки. В Крыму и Севастополе цены на бензины выросли на 41-90 копеек и 46-76 копеек соответственно.

Отметим, что оптовые цены в июне–июле били все возможные рекорды. Например, 3 июля оптовая цена автомобильного бензина марки «Премиум-95» (Аи-95) на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи достигала 59,6 тыс. рублей за тонну. Цена Аи-95 составляла 59,78 тыс. рублей за тонну.

Зарегулировали: Очевидно, что рост цен при низкой стоимости нефти и снижении спроса — это рукотворный рыночный феномен. Он был обусловлен налоговой реформой отрасли в 2018 году, после которой нефтепереработка в стране стала можно сказать нелюбимой падчерицей и ее маржинальность стала стремиться к отрицательным значениям. К этому прибавился еще и демпфер, работающий при низких ценах в обратную сторону. То есть, теперь компаниям приходиться доплачивать в бюджет за поставку ГСМ на внутренний рынок, чтобы сгладить возможные скачки стоимости топлива. К этому еще и прибавилось снижение доли обязательных продаж нефтепродуктов через биржу.

Новая докрутка: На этом фоне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго подготовили комплекс мер, направленных на поддержание стабильности рынка моторного топлива в условиях ускоренных темпов восстановления спроса. «ФАС и Минэнерго по итогам совместных консультаций по ситуации на топливном рынке пришли к соглашению о необходимости увеличения минимальных объемов продаж нефтепродуктов на бирже до уровня 11% по бензинам и 7,5% по дизельному топливу и о возможном дальнейшем их увеличении. Ведомства также пришли к согласию о необходимости распространения обязанности по реализации нефтепродуктов в установленных объемах на всех нефтепереработчиков (не только на тех, кто занимает доминирующее положение на рынке). Будут введены в том числе меры ответственности за несоблюдение требований регулярности и равномерности при продаже нефтепродуктов на бирже», — сообщает «Интерфакс». Инициативы сторон будут реализованы в совместном приказе в кратчайший срок.

Кроме того, глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что механизм демпфера в нефтяной отрасли РФ не универсален, и его нужно доработать, тогда цены на автотопливо на заправках могут стабилизироваться: «Когда цена нефти на мировом рынке возрастает, демпфер сдерживает рост цен на внутреннем рынке. Когда цена падает, государство, соответственно, снижает акциз для российских НПЗ, чтобы они не разорились… Правда, демпфер не универсален. Когда цены на биржах растут, то маржа маленьких компаний, не входящих в вертикально интегрированные нефтяные компании, сильно проседает. Поэтому для них с точки зрения налогообложения требуются дополнения. Иными словами, демпфер нужно „докрутить“. Тогда можно будет ожидать стабилизации ценников на АЗС», — цитирует Артемьева газета «Московский комсомолец».

Удивительное открытие: Тем временем ФАС уже нашла одного виновного в росте цен на топливо. Им оказалась сеть АЗС «ТЭС» в Крыму.

Региональный УФАС возбудил дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. «Сеть АЗС „ТЭС“ подозревается в нарушении запрета, установленного статьей 10 Федерального закона „О защите конкуренции“. Согласно данной правовой нормы хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещается устанавливать монопольно высокие цены», — сообщили в ФАС. Стоимость литра бензина АИ-95 на заправках «ТЭС» составляет 52,9 руб. Весной стоимость не превышала 50 руб.

Мнения: Максим Дьяченко, управляющий партнёр компании «Петролеум Трейдинг» — Минэнерго и ФАС заставили производителей увеличить выпуск товара, цены в опте стабилизировались и даже начали снижаться: «Цены в опте снизились на 7-8%. Это произошло за счет увеличения нормативов биржевой продажи до 11% по бензинам и до 7,5% по дизелю. Я уверен, что они еще их увеличат. Более того, теперь они будут заставлять продавать на бирже независимых производителей», — рассказал Дьяченко.

Вместе с тем, он отметил, что ситуация стабильная, но еще тяжелая: «Должны увеличить нормативы продажи на бирже до 15% по бензинам и до 10% до дизельного топлива, тогда цены в оптовом сегменте пойдут вниз, и будет более стабильная ситуация. То, что сделано уже хорошо, но этого не достаточно», — пояснил Дьяченко.

Екатерина Савкина, совладелец саратовской сети АЗС GP Vympel считает, что конкретные параметры существующего демпфера, когда при убыточной ситуации нефтяные компании должны были еще и платить какие-то деньги в бюджет, нельзя назвать правильными.

Она указала, что ситуация для независимых АЗС по ценам ухудшилась: «Работаем без прибыли, опт равен рознице, выживаем за счет оптимизма и оборотных средств». По ее мнению, для независимой розницы нужно в первую очередь снижение оптовых цен, поскольку цены на АЗС могут расти только в пределах инфляции. Помимо этого, нужны большие объемы продаж через биржу: «Регулировать необходимо не только биржевые нормативы продаж, но и внебиржевые, чтобы нефтяные компании снабжали топливом не только собственные сети, но и независимые АЗС. Этих параметров должно было бы хватить для улучшения ситуации. Пока мы везде идем по остаточному принципу, и выживать в этих условиях тяжело», — пояснила совладелец сети АЗС.

Выводы: российский топливный рынок требует более тонкой настройки, которая учитывала бы интересы и маржинальность и производителей нефтепродуктов, и участников биржевого рынка, и независимых АЗС.

Екатерина Вадимова

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter