Posted 17 апреля 2019, 06:58
Published 17 апреля 2019, 06:58
Modified 16 августа 2022, 21:47
Updated 16 августа 2022, 21:47
Новые тучи нависли над проектом «Северный поток – 2». Во-первых, Совет стран Евросоюза раньше срока одобрил поправки к газовой директиве ЕС относительно работы морских газопроводов. Очевидно, что спешка объясняется желанием еврочиновников успеть навредить строительству нового трубопровода. Во-вторых, компания-оператор проекта Nord Stream 2 AG была вынуждена подать заявку в Данию на строительство «Северного потока – 2» по третьему маршруту, проходящему в исключительной экономической зоне страны к югу от острова Борнхольм. Первые две заявки так и остались без ответа.
В Nord Stream 2 AG сочли, что требование подать заявку по третьему маршруту можно рассматривать как намеренную попытку задержать реализацию проекта. В Дании уже находятся две заявки на прокладку «Северного потока – 2»: по основному маршруту в территориальных водах страны к югу от острова Борнхольм и альтернативному к северо-западу от острова.
Подача заявки на альтернативный маршрут связана с тем, что с января 2018 г. в Дании вступила в силу поправка к закону о континентальном шельфе, распространяющаяся ретроспективно только на «Северный поток – 2». Согласно этому документу, МИД может налагать вето на инфраструктурные проекты в территориальных водах страны по политическим соображениям.
«Требование подачи заявки по третьему варианту маршрута, несмотря на наличие уже двух действующих заявок, прошедших процесс рассмотрения и удовлетворяющих условиям выдачи разрешения, можно рассматривать исключительно как намеренную попытку задержать завершение проекта… Любой разработчик проекта и инвесторы целиком полагаются на предсказуемую, стабильную и транспарентную законодательную базу.
Подобные действия со стороны властей Дании не только подрывают фундаментальные принципы правового доверия и юридической определенности Конституции Дании и европейского законодательства, но и ограничивают свободу укладки трубопроводов на морском дне ИЭЗ в соответствии с Конвенцией ООН (UNCLOS) от 1982 г.»,
— говорится в сообщении Nord Stream 2 AG.
Оператор проекта отметил, что третья заявка предполагает увеличение протяженности газопровода на 25 км, сообщив, что Дания собирается инициировать консультации по этой заявке с Польшей. Варшава, в свою очередь, надеется на прокладку собственного газопровода Baltic Pipe из Дании для транспортировки норвежского газа. Евросоюз уже пообещал выделить на проект €215 млн. Объективно у Польши не будет никаких причин поддерживать прокладку «Северного потока – 2».
Напомним, что остальные страны, через территориальные воды которых должен пройти газопровод (Финляндия, Швеция, Германия и Россия), уже выдали разрешения на строительство. Nord Stream 2 AG осталось получить разрешение только от Дании.
Отраслевые эксперты не склонны драматизировать ситуацию, поскольку, по их информации, возможность обойти территориальные воды Дании у проекта есть, но это может отодвинуть сроки его ввода в эксплуатацию.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов в интервью «НиК» отметил, что, судя по тому, как Дания реагирует на обращения Nord Stream 2 AG на согласования маршрута прокладки газопровода вокруг острова Борнхольм, она настроена всячески тормозить этот проект.
«Я не уверен, что прохождение третьей заявки в регулирующих органах Дании будет легким. Скорее всего, страна максимально задействует все свои бюрократические процедуры для того, чтобы притормозить прохождение заявки.
С точки зрения обеспечения европейской энергетической безопасности это пойдет не в плюс Евросоюзу»,
— указал эксперт.
Громов напомнил, что у «Газпрома» есть резервный вариант прокладки трубопровода вне экономической зоны Дании, однако он изменит конфигурацию проекта и отодвинет сроки его реализации.
«Прокладка «Северного потока – 2» рядом с островом Борнхольм не безальтернативный маршрут. Но в случае отказа Дании от согласования этого небольшого участка «Северный поток – 2» может получить проблему срыва сроков. Он не будет введен в эксплуатацию в конце 2019 г.», — пояснил эксперт.
Стоит отметить, что принятие новой поправки в газовую доктрину ЕС не так расстроило компанию Nord Stream 2 AG. Оператор проекта «Северный поток – 2» принял к сведению изменение европейского законодательства и сообщил, что продолжает строительство газопровода по плану и при полной поддержке инвесторов.
Поправки были приняты Советом по сельскому хозяйству 15 апреля.
Теперь новые и действующие газопроводы из третьих стран в ЕС в территориальных морях государств ЕС должны будут соответствовать определенным правилам, которые сейчас распространяются на наземные трубы.
Это разделение деятельности по добыче и транспортировке газа, требования по тарифам на прокачку, доступ к трубе третьих сторон. Этот же документ предусматривает возможность предоставления исключений и послаблений для действующих и новых газопроводов.
Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович ранее заявлял, что поправки к газовой директиве ЕС не нацелены специально на «Северный поток – 2». Верится в это с трудом, поскольку до его активного строительства о необходимости принятия такого документа никто из еврочиновников не высказывался.
Тем не менее глава Минэнерго РФ Александр Новак уже говорил, что «Северный поток – 2» будет реализован даже с учетом внесения поправок в директиву. Эксперты придерживаются такой же точки зрения, отмечая, что данное законотворчество — форма торга с Россией за стоимость газа.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что с точки зрения строительства «Северного потока – 2» поправки в газовую доктрину не представляют угрозы.
«Они предусматривают, что страна, ведущая проект, должна сама определяться с его целесообразностью. Германия по этому поводу давно определилась. Президент США санкции в отношении проекта вводить не собирается. Я думаю, что он будет реализован в срок, в конце 2019 г.
Дальше встает вопрос эксплуатации, но, исходя из текущей работы «Северного потока – 1», можно предположить, что и «Северный поток – 2» будет задействован по такой же схеме»,
— заявил эксперт в интервью «НиК».
Политолог Марк Калмыков заметил, что принятые поправки в газовую доктрину ЕС — прогнозируемое событие, на которое уже создан некий вариант ответа.
«Европейские страны, с одной стороны, не хотят оставаться без газа холодной зимой, а с другой — они поддерживают санкции против России и хорошо осознают, что дороже от этого российский газ не станет. Соответственно, если они не могут и не хотят блокировать строительство «Северного потока – 2», то они способны создать проблемы в его эксплуатации, обеспечить таким образом себе площадку для торговли.
Сейчас, например, неясно, кому будет принадлежать финальный участок газопровода — компании, подконтрольной «Газпрому», или немецкой компании. Поэтому ЕС уже может выторговать себе дополнительные преференции.
В любом случае «Газпром» добился загрузки газопровода «Северный поток – 1», скорее всего, он рассчитывает на повторение этой ситуации и с «Северным потоком – 2», — пояснил эксперт в интервью «НиК».
Между тем, согласно последним данным «Газпрома», по дну Балтийского моря уложено 1025 км газопровода «Северный поток – 2» — около 42%. Несмотря на все препятствия и споры, реализация проекта идет по графику.
Екатерина Вадимова