Posted 17 января 2020, 13:07
Published 17 января 2020, 13:07
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Прошедшая неделя принесла российской нефтегазовой отрасли и мировому сырьевому рынку ряд важных новостей. 15 января правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым объявило об отставке, а президент анонсировал изменения в Конституции. В этот же день стало известно о подписании первой фазы торговой сделки США и Китая. Поэтому 15 января вполне может войти в историю в качестве важной даты смены мировых экономических парадигм, а также изменения социально-экономической стратегии Российской Федерации.
Стоит отметить, что интрига с претендентами на кресло премьера просуществовала всего несколько часов. Уже 16 января Государственная дума РФ проголосовала за кандидатуру нового председателя правительства. Им стал предложенный президентом Михаил Мишустин, который ранее возглавлял Федеральную налоговую службу страны. Позже стало известно, что Владимир Путин подписал указ о назначении Мишустина председателем правительства. Одновременно на сайте Кремля опубликовали указ, в соответствии с которым вводится должность заместителя председателя Совета безопасности, этот пост получил теперь уже бывший премьер Дмитрий Медведев.
Судя по предшествовавшему отставке правительства посланию президента Федеральному собранию, озвученному 15 января, на правительство Мишустина возлагаются большие надежды по реализации национальных программ и масштабной социальной реформы.
Можно сказать, что новому кабинету предстоит осуществить полный разворот всей социально-экономической политики, а также подготовить страну к конституционным изменениям, которые поменяют конфигурацию всех органов власти. Поэтому задачи у нового премьера и всего кабинета министров очень серьезные, и чисто технологическими решениями (а именно благодаря им ФНС при Мишустине из неповоротливого бюрократического монстра превратилось в образцовое ведомство, чей опыт готовы заимствовать даже зарубежные фискальные службы) тут не обойдешься.
При этом не совсем понятно, как новый социальный вектор и потенциальные изменения в кабинете министров отразятся на нефтегазовой отрасли. Традиционно именно доходы от продажи углеводородного сырья во многом формируют российский бюджет — напомним, в 2018 году они составили 46,3%. А значит, за благополучие социальной сферы отвечают также именно «нефтяники» и «газовики». Однако все прекрасно понимают, что к отрасли нельзя относиться только как к «дойной корове». Для поддержания необходимого уровня добычи нефтегазовые компании должны инвестировать в разведку и освоение новых месторождений, причем по большей части относящихся к трудноизвлекаемым запасам. В настоящее время именно запросы нефтегазовой отрасли во многом являются драйверами развития российской науки и промышленности. Поэтому, если компании начнут резко корректировать свои инвестиционные планы, это ударит не только по добыче, но и по многим областям российской экономики.
У опрошенных «НиК» отраслевых экспертов нет единого мнения относительно того, как будет развиваться российский нефтегазовый сектор при новом кабинете министров. Кто-то считает, что правительство Мишустина предоставит отрасли дополнительные возможности, другие же, напротив, предполагают, что «социалка» может забить все перспективные проекты. Однако и те, и другие указывают на то, что какие-то изменения обязательно произойдут, весь вопрос в том, насколько интенсивным будет данный процесс.
Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев в интервью «НиК» отметил, что, по ряду данных, у нового премьера Михаила Мишустина и главы «Роснефти» Игоря Сечина хорошие отношения, поэтому ничего плохого нефтегазовому сектору ждать не стоит. «У „Роснефти“ и других компаний никаких проблем с новым кабинетом не будет хотя бы потому, что в ближайшие три года, в том числе и в этом, профицит бюджета составит порядка 13 трлн руб. Деньги есть, для изменений в налогообложении нет необходимости. Какое-то реформирование в отрасли будет проходить без резких скачков», — подчеркнул аналитик.
Политолог Дмитрий Евстафьев, напротив, уверен, что назначение премьер-министром Михаила Мишустина — это очень четкое указание на нормализацию системы налогообложения нефтегазового сектора и закрытие тех налоговых лакун, которые откровенно возникали в последнее время.
"Общий тон послания президента — это резкое повышение эффективности всех госструктур, включая государственные компании. Компаний нефтегазового сектора это тоже касается. Тем более что в конце 2019 года мы уже столкнулись с такой недостаточной эффективностью в отрасли. Социальная направленность послания и последующих решений президента РФ говорит о том, что концепция „люди — новая нефть“ президентом отвергнута», — заявил эксперт.
При этом он считает, что под концепцию социального государства тоже нужны ресурсы и их, вероятнее всего, будут брать в нефтегазовом секторе.
«Мегапроекты будут подвергнуты определенной ревизии с точки зрения того „излишнего жирка“, который там есть»,
— заметил Евстафьев.
Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что назначение Мишустина очень показательно: это человек, который отвечал за налоговые сборы. «В своем послании Владимир Путин озвучил социальные проекты еще на 500 млрд в год. Сейчас будет сформировано лобби дополнительных налоговых сборов.
Очень много ожиданий нефтяников окажутся отложенными — как по налоговым льготам, так и по тратам ФНБ.
В приоритете будет социальная политика, средства ФНБ направят на решение социальных проблем. В прошлом году Силуанов уже пытался начать контрнаступление. По его словам, НДД якобы оказался обманом, назывались потери бюджета в 140 млрд. Теперь у финансового блока будет новый аргумент: Путин сказал, что всё на „социалку“. При этом и премьер назначен „налоговый“. Я думаю, что Силуанов и Сазанов тоже в том или ином виде останутся в правительстве. Их лозунг — никаких льгот, НДД прикрутим, всё на благо простых россиян. Для отрасли новости не самые оптимистические», — заявил эксперт.
По его мнению, с точки зрения бэкграунда и ограниченного временного ресурса никакой новой экономической программы от Мишустина никто не получит, только государственное кейнсианство. «Арктика туда вписывается идеально. Но с другой стороны, если еще в прошлом году было понятно, что деньги пойдут на реализацию крупных проектов, то сейчас они пойдут на „социалку“ и прочие вещи. Арктические льготы оказались под большим вопросом. Арктического безумия уже не будет. То же самое будет и с НОВАТЭКом: встанет вопрос, зачем государство финансирует проекты частной компании», — рассказал Симонов.
Однако каких-то громких кадровых отставок в госкомпаниях он не ожидает. «Сейчас возможна серьезная встряска в правительстве. Как будут строиться отношения корпораций с властью — это вопрос интересный, но тут нужно дождаться новых кураторов отрасли, хотя понятно, что в целом политический вес правительства как регулятора будет снижен. Для госкорпораций это определенный шанс», — пояснил Симонов.
Экономист Саид Гафуров считает, что изменения в налогообложении нефтегазового сектора обязательно будут происходить. «Они все время происходят, постоянно ищутся оптимальные варианты. Тут большую роль будут играть лоббисты от конкретных нефтяных компаний, у которых часто интересы взаимоисключающие», — указал экономист. При этом он уверен, что арктические проекты все равно останутся приоритетными.
«Арктика останется неизбежно, там другая мотивация. Если мы не будем работать в данном регионе, в него зайдут другие»,
— заявил Гафуров.
По его словам, пока никакой конкретики нет, но уже сейчас можно говорить о том, что правительство будет готовиться к острому и глобальному кризису. «Экономическая политика в нефтяной области будет это учитывать. Это неизбежно скажется на всех наших компаниях. Пока непонятно, как они будут к этому готовиться — то ли изменять кредитную нагрузку, то ли структуру кредитной нагрузки или же повышать налогообложение. Так или иначе, но правительство готовится к очень большому буму», — пояснил эксперт.
Переходя к теме торгового соглашения США и Китая, стоит отметить, что успешные переговоры двух мировых держав вселяют оптимизм всем мировым сырьевым производителям. Помимо этого, они напрямую повлияют на газовый рынок, поскольку новое соглашение подразумевает покупку Китаем американского СПГ, поэтому изменения в мировой торговле сжиженным газом первая фаза соглашения уже обеспечит.
Вместе с тем главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович считает, что подписание «Фазы-1» торговой сделки США и Китая в эту среду не привносит новых оснований для усиления рыночного оптимизма. «Фактически ситуация остается в равновесии: в рамках промежуточной сделки мы не увидели масштабного сближения США и Китая (действие тарифных ограничений остается), но в то же время стороны показали, что в ближайшей перспективе, вероятно, воздержатся от новых актов торговой конфронтации», — отметил аналитик.
По его словам, одним из главных тезисов «Фазы-1» стало согласие Китая на закупку товаров из США в объеме $200 млрд в перспективе ближайших двух лет. «Что касается китайских закупок товаров из США, то негативным моментом является „навязанный“ Китаю формат данных закупок.
Штаты продолжают взаимодействие с КНР с позиции силы и отказываются от снятия действующих торговых ограничений (несмотря на отказ от их усиления).
Данный формат позволяет нам полагать, что у китайской стороны все еще нет реальных оснований для того, чтобы соблюдать свои обязательства по данному соглашению в полном объеме, риски срывов данных договоренностей сохраняют свою полную актуальность», — предположил Покатович.
В завершение хочется отметить, что прошедшая неделя действительно внесла важные изменения в мировую экономику. Соглашение США и Китая показывает, что супердержавы отчаянно пытаются сохранить существующую финансовую систему, стараются уйти от конфронтации. Однако совершенно непонятно, как дальше будут развиваться события, поэтому в России и решили провести перезагрузку правительства, так как готовить экономику страны к возможным мировым кризисам лучше заранее.
Екатерина Вадимова