Posted 17 января 2019,, 12:31

Published 17 января 2019,, 12:31

Modified 15 сентября 2022,, 20:21

Updated 15 сентября 2022,, 20:21

Начинается новый раунд игры против Ирана и его нефти

17 января 2019, 12:31
Конференция с условным названием «Что же нам делать с этим Ираном» состоится в Варшаве в феврале

США снова активно начали проводить в странах Персидского залива, Израиле и Египте антииранские словесные интервенции. А в феврале конференция с условным названием «Что же нам делать с этим Ираном» состоится в Варшаве. Параллельно Штаты намерены отозвать свое разрешение, данное восьми странам, на покупку иранской нефти.

США начали выводить свои вооруженные силы с территории Сирии, но риторику вокруг этой страны и всей обстановки, сложившейся в регионе, не прекратили. Государственный секретарь Майк Помпео недавно совершил турне по странам – союзникам Америки на Ближнем Востоке, где заверил власти этих стран в продолжении давления на Иран.

15 января 2018 г. было опубликовано заявление о том, что США свертывают программу ранее выданных разрешений для восьми стран покупать иранскую нефть. Впредь все страны, которые будут покупать нефть у Ирана, рискуют попасть под санкции со стороны Соединенных Штатов. Об этом заявил специальный посланник США по Ирану Брайан Гук.

Кроме того, Помпео пообещал в своем выступлении в Египте, что США «будут предпринимать эти меры до тех пор, пока в Сирии не останется ни одного иранского солдата».

Одновременно с этим процессом США, страны Персидского залива, Иордания и Египет объявили о создании военно-политического альянса – аналога НАТО – в своем регионе.

Идея создания военного блока обсуждалась давно. Госдепартамент сделал специальное заявление об отношениях с союзниками в регионе и их роли в борьбе с иранской экспансией, отметив роль практически каждой страны.

Возникает вопрос, что еще может предпринять альянс США, Египта, Израиля и стран Персидского залива против Ирана как в области политических мер, так и в области реальных экономических шагов. И насколько эти инициативы будут эффективными.

Официальный антииранский альянс

Альянс может принимать различные меры, от военных до экономических, считает заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева. В частности, он может блокировать поставки продовольствия и прочих товаров в Иран через территории входящих в этот союз стран, а также направлять военные контингенты для участия в антитеррористических мероприятиях или же на границу с Ираном. Для Ирана любые новые ограничения и блокады несут усугубление текущего экономического положения, уверена Кокорева.

Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер», считает, что наиболее вероятным в этой плоскости альянса видится политическое давление на Иран через обвинение в пособничестве терроризму.

«На наш взгляд, в роли альянса – противовеса Ирану на Ближнем Востоке уже давно выступает неофициальный блок США – Израиль – Саудовская Аравия. Полагаем, что взаимодействие именно данных блоков формирует наиболее существенные геополитические риски в регионе, которые в перспективе могут перерасти в милитаризованное противостояние Ирана и Израиля»,

– говорит Покатович.

В 2017-2018 гг. на территории Сирии между сторонами уже были случаи военных столкновений. Если уровень напряженности отношений между Ираном и Израилем перейдет черту, США и их союзники из стран Персидского залива получат карт-бланш на активное продвижение антииранской кампании на мировой арене, добавляет аналитик. Покатович полагает, что наиболее важным фактором действия данной кампании, вероятно, будет то, что мировому сообществу, включая ЕС, Россию и Азию, будет сложно сохранять нейтральную позицию в отношении давления на Иран. Странам придется высказывать отношение к происходящему на мировой арене в плане изменений настроений мирового сообщества по поводу Ирана.

Сейчас, несмотря на запреты США и альянса, нефть у Ирана покупает Индия; в своих расчетах страны полностью отказались от доллара, перейдя на оплату поставок в индийских рупиях. То есть эти расчеты, как и объемы покупок, не видны сторонним наблюдателям. Поэтому масштаб поставок нефти из Ирана в Индию не может быть понятен США.

«Насколько нам известно, Индия покупает нефть у Ирана лишь потому, что Штаты сделали для них исключение, вводя санкции. Теперь это исключение отменяется», – говорит Кокорева. Вряд ли Штаты будут дополнительно выдумывать специальные меры для контроля за поставками нефти из Ирана, так как вряд ли Индия теперь будет покупать нефти больше прежнего. Кроме того, отследить объемы покупок можно будет и косвенно – по динамике добычи и общего экспорта, считает аналитик.

Следует заметить, что основные импортеры иранской нефти в лице Индии и Китая (как и еще шесть стран) покупают сырье в рамках действия исключений из американских санкций, соглашается с Кокоревой Покатович. На его взгляд, санкционное давление на Иран со стороны США в 2019 г. продолжит нарастать, о чем и говорит заявление о свертывании программы исключения из санкций. Аналитик считает, что весной 2019 г. шесть стран – нынешних покупателей нефти в существенной мере будут вынуждены изменить структуру своих закупок в пользу неиранского сырья.

«Тот факт, что Индия в расчетах с Ираном отказалась от долларов, по нашим оценкам, не формирует для Индии достаточной защиты от возможных американских санкций – примерные объемы нефтяных поставок так или иначе будут понятны Штатам из данных о передвижении нефтяных танкеров», – добавляет Покатович.

Поговорить про Иран Штаты решили в Варшаве

На днях США и Польша объявили о созыве международной конференции на уровне министров. Мероприятие пройдет в Варшаве 13-14 февраля 2018 г. под лозунгом «Обеспечение будущего мира и безопасности на Ближнем Востоке». Официальная цель собрания – обсудить идеи, как странам-союзникам вести себя в ситуации после вывода из Сирии войск США. Из текста заявления можно сделать вывод, что обсуждаться будет именно Иран – в ключе терроризма и экстремизма; также поговорят про ракетные программы этой страны и распространение ракетных технологий. Будет упомянута и торговля Ирана с использованием морского транспорта, и обеспечение безопасности, а также исходящие угрозы со стороны групп боевиков в регионе. Конференция считается шагом по созданию антииранской международной коалиции.

В этом плане показательно место встречи – Варшава. Созвать ее в Берлине или Париже США не решились.

Саммит не пройдет в одной из ведущих стран Европы по той причине, что эти страны не поддерживают позицию США по Ирану, напоминает Кокорева.

Европа является одним из покупателей иранской нефти, и отказ от покупок в угоду США не радует ее власти.

Позиции ЕС и США по многим политическим вопросам начали расходиться, это уже очевидно. Саммит пройдет в стране, которая в ЕС ничего не решает и чье правительство наиболее аффилировано с США, полагает Кокорева.

Выбор места проведения данных переговоров явно отражает недовольство Штатов процессом обсуждения создания механизма на основе SPV по обходу американских санкций при покупке европейскими импортерами иранской нефти, уверен Покатович. Претендентами на аллокацию данного механизма выступают именно Германия и Франция.

В итоге нефтяной рынок интересует, как вся эта риторика вокруг Ирана может сказаться – и скажется ли – на продажах нефти Ирана за пределы станы, в ту же Индию и Китай, да и в сопредельные страны, куда сейчас идет сырье.

Иран очень сильно страдает от санкций: ограничения почти вдвое сократили добычу нефти в этой стране – до 2,5 млн б/с, снизились и объемы экспорта, отмечает Кокорева.

Однако на взаимоотношения с Индией санкции не должны повлиять, так как США сделали исключение для них, но что будет после объявления о свертывании программы, пока неясно. С Китаем обстановка еще сложнее, однако если разногласия в торговых вопросах между Штатами и Поднебесной будут нарастать, то Китай может закрыть глаза на санкции и возобновить покупку нефти.

Пока все действия США не выходят за рамки вербальной формы, экспорт Ирана вряд ли изменится в существенной мере в ближайшие 2-4 месяца, думает Покатович. Однако при переходе от слов к делу в отношении ужесточения антииранских санкций со стороны США, а именно прекращения действия преференций для восьми крупнейших импортеров иранской нефти, он ожидает, что объемы иранского экспорта могут продолжить снижение.

Елена Гостева