Posted 16 декабря 2021,, 12:37

Published 16 декабря 2021,, 12:37

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Британии больше не придется почивать на газовых лаврах

16 декабря 2021, 12:37
Продолжающийся газовый кризис требует от Великобритании обновить политику энергетической безопасности, отмечает в своем свежем материале газета Guardian.

Цитируемые в нем эксперты предупреждают об отсутствии у страны стратегии поставок газа в условиях нового скачка цен. Жесткой критики удостоился в последние дни и британский регулятор энергетики Ofgem, который своими действиями — а точнее, бездействием — подготовил череду банкротств энергосбытовых компаний, не выдержавших новую реальность газовых цен.

Согласно данным аналитиков по рыночным ценам агентства ICIS, стоимость газа в Великобритании 14 декабря достигла рекордной цены закрытия в 322,5 пенса за одну тепловую единицу (терм). Предыдущий максимум в 298 пенсов за терм был установлен в начале октября.

В континентальной Европе также был отмечен резкий скачок цен на газ. Согласно данным ICIS, на хабе TTF в Нидерландах на этой неделе стоимость газа выросла до рекордных €127,45 за мегаватт-час, преодолев октябрьский максимум в €116,75 евро.

Очередной ценовой всплеск, считает Guardian, был вызван опасениями по поводу ухудшения отношений с Россией после появления новостей о сосредоточении 100 тысяч военных на границе с Украиной. Но еще до этого Британский центр энергетических исследований (UKERC), финансируемый правительством Великобритании, призвал власти страны к пересмотру политики в области энергетической безопасности.

Министров, считают ученые, слишком долго все устраивало в поставках газа. В последние раз газовая политика правительства обновлялась еще в 2017 году, но теперь устарела, и британские домохозяйства могут столкнуться с перебоями в газоснабжении, предупреждает UKERC.

Майк Брэдшоу, содиректор UKERC и профессор бизнес-школы Уорвика, считает, что прежняя политика правительства страны была основана на условиях, которые существовали до Брексита.

Когда Великобритания еще была членом Евросоюза, приоритет отдавался обеспечению поставок энергоресурсов, а не снижению затрат.

Но уже во время октябрьского пика цен стало понятно, что такая политика не работает. «Министр, гарантированные поставки газа в Великобританию бессмысленны, если никто не может оплачивать счета», — под таким заголовком с обращением к министру энергетики страны Куоси Куортенгу вышла одна из статей Guardian после того, как тот предложил энергокомпаниям уповать на мягкую зиму.

Британское правительство, отмечает Майк Брэдшоу, рассматривало использование газа как некую необходимость «по умолчанию» в ситуации, когда низкоуглеродные энергоносители недоступны, вместо того, чтобы определить конкретную газовую стратегию. «После того, как будет достигнут нулевой уровень выбросов, способы производства и использования энергии изменятся. Но пока мы переживаем переходный период, газ нам нужен по плану, а не по умолчанию», — иронизирует британский эксперт.

Между тем новые ценовые рекорды могут усугубить европейский газовый кризис, из-за которого уже были вынуждены закрыться некоторые предприятия, а множество поставщиков энергии объявили о банкротстве. В Великобритании за последние четыре месяца рухнули 26 энергосбытов, а в ближайшие недели домохозяйства еще и столкнутся с ростом счетов за электричество.

На данный момент порядка трети электроэнергии в Великобритании вырабатывается из газа, поэтому рост его стоимости мгновенно конвертируется в скачок цены за киловатт. Во втором квартале оптовые цены на электроэнергию в стране составляли порядка £75 за мегаватт-час, что уже было рекордным показателем, а в третьем квартале они подскочили до £126.

Регулирующий орган Великобритании Ofgem уже заявил о готовности выдвинуть ряд новых предложений по преодолению кризиса на рынке энергоснабжения. Речь идет о новых жестких финансовых стандартах для поставщиков энергии и новых ограничениях на стандартные энерготарифы.

Это произошло вскоре после того, как регулятор был подвергнут жесткой критике. В частности, движение «неравнодушных потребителей» Сitizens Advice заявило, что действия Ofgem представляют собой «каталог ошибок», из-за которых британцы после краха энергопоставщиков получили дополнительные счета за коммунальные услуги.

В общей сложности уход с рынка почти трех десятков компаний привел к появлению более 4 млн «бесхозных» абонентов среди домохозяйств, на которых уже легла непредвиденная нагрузка в £2,6 млрд — по оценке Citizens Advice, средняя британская семья заплатит за крах поставщиков примерно £94.

В ответ на эту критику Ofgem лишь развел руками, признав, что британский энергетический рынок нуждается в быстрой реформе, а нынешняя система не была предназначена для экстремальных рыночных явлений наподобие тех, что происходят в последние месяцы. Однако из доклада Citizens Advice можно сделать вывод, что именно попустительство со стороны Ofgem внесло свою лепту в череду банкротств. Дело в том, что регулятор практически не мешал энергокомпаниям привлекать новых клиентов и, начиная с февраля 2019 года, провел только одно официальное расследование по качеству работы с абонентами.

Из-за того, что полномочия регулятора по управлению действиями поставщиков почти не применялись, качество обслуживания клиентов за последние три года упало. Только у одного из 20 поставщиков, которым пришлось завершить работу с августа по середину ноября, имелся план по обеспечению непрерывного цикла работы с клиентами.

«Потребители столкнулись с дополнительными расходами во многом из-за того, что Ofgem упустил множество возможностей для регулирования рынка и решения проблемы нарушения правил поставщиками.

Недавний рост оптовых цен на электроэнергию создал бы трудности при любых обстоятельствах, но он не должен было привести к краху трети компаний на рынке», — резюмирует Клэр Мориарти, исполнительный директор Citizens Advice.

Дополнительную скандальность этой истории придает то, что в адрес Ofgem не раз поступали сигналы по поводу возможных проблем энергосбытов. Например, с 2018 по 2021 годы Citizens Advice десять раз высказывала регулятору опасения по поводу компании Avro Energy, чья клиентская база за этот период выросла с 211 тысяч до 590 тысяч человек. Итог оказался предсказуемым: нынешней осенью компания «благополучно» обанкротилась, задолжав кредиторам £250 млн, а на ее потребителей легло еще £679 млн.

"