Posted 16 декабря 2016, 07:55
Published 16 декабря 2016, 07:55
Modified 16 августа 2022, 21:44
Updated 16 августа 2022, 21:44
Холодная зима 2016 года уже начала вносить свои коррективы в экспорт российских углеводородов. С одной стороны, «Газпром» регулярно отчитывается о рекордных поставках газа в ЕС, с другой, Москва и Брюссель с опаской смотрят на перспективы прохождения транзитного «голубого топлива» через территорию Украины, которая не рассчитывала на холодную зиму и не запасла достаточного количества энергоносителя в своих подземных хранилищах газа (ПХГ).
Нервозность вокруг транзита возникла не на пустом месте, дефицит газа может развернуть очередную «газовую войну», только на этот раз в нее уже будут втянуты не только Москва и Киев, но и Брюссель. Кроме того нехватка «голубого топлива» может спровоцировать глубокий энергетический кризис на Украине и, как следствие, усиление социальной напряженности в стране.
Украине не хватит газа
О том, что украинский транзит может «подвести» добропорядочных европейских потребителей, давно и регулярно твердит все руководство РФ. Неоднократно говорил об этом и президент страны Владимир Путин. За последний месяц глава России уже два раза обсудил сложившуюся ситуацию с канцлером Германии Ангелой Меркель. В ходе последнего телефонного разговора, который состоялся по инициативе Германии, Путин «вновь выразил обеспокоенность в связи с тем, что украинская сторона уклоняется от согласования договоренностей о закупках газа из России в нынешнем зимнем сезоне, что создает угрозу транзиту в Европу», – сообщил сайт Кремля.
Министр энергетики России Александр Новак, участвовавший 9 декабря 2016 в последних трехсторонних переговорах Россия-Украина-ЕС по газу, конкретизировал, к чему может привести отказ Киева от закупок российского газа: «Мы видим риски, «Нафтогаз» закачал в подземные хранилища гораздо меньше газа, чем требуется для прохождения зимы. Кроме того в связи с низкими температурными режимами, зима более холодная, подъем газа из хранилищ начался на 14 дней раньше, чем обычно. Это означает, что остатки в ПХГ снижаются быстрее. Остатки уже ниже на 2 млрд кубометров ниже, чем обычно. Это означает, что если будут низкие температуры в январе-феврале, и потребуется довольно большое потребление газа для потребителей Украины, того газа, который будет подниматься из ПХГ (подземных хранилищ газа – «НиК»), не будет достаточно. Мы видим, что возможен дефицит», – цитируют главу Минэнерго РФ средства массовой информации.
Не суди…
Стоит ли напоминать о том, что отношения «Газпрома» и «Нафтогаза» в последние годы были «омрачены» постоянными судебными тяжбами. В арбитражном суде Стокгольма рассматривается иск «Газпрома», поданный в июне 2015 года, в котором российская сторона требует выплаты более $30 млрд за поставки газа по принципу «бери или плати» и возврата задолженности за 2013-2014 годы. На днях глава «Нафтогаза» Андрей Коболев признался, что в случае проигрыша дела украинская компания должна выплатить «Газпрому» $38 млрд, что является неподъемной для нее суммой.
Видимо, дабы «упредить» ситуацию с возможным проигрышем, в декабре 2016 года Хозяйственный суд Киева обязал «Газпром» выплатить штраф, который был выписан компании Антимонопольным комитетом Украины в январе 2015 года, а также пеню за просрочку на общую сумму 171,8 млрд гривен (около $6,8 млрд) за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа.
Европа может остаться без газа
Данное решение суда Киева удивило российскую сторону. В частности, глава «Газпрома» Алексей Миллер указал на то, что решения Антимонопольного комитета Украины и киевского суда вызывает много вопросов, так как «Газпром» не является субъектом хозяйственной деятельности на территории Украины: «Газпром» не осуществляет транзит по территории Украины, вы знаете, что мы отдаем «Нафтогазу Украины» газ на границе, дальше газ транзитируют наши украинские коллеги, поэтому какие могут быть монополистские претензии, непонятно», – пояснил он.
Александр Новак уверен, что это судебное решение создает риски для транзита: «Я написал письмо еврокомиссару (Марошу) Шефчовичу, чтобы указать, что риски увеличились в связи с тем, что есть такое решение, которое позволяет арестовывать денежные средства или засчитывать оплату в счет транзита или в счет поставок газа. С этим иском можно что угодно делать. Незаконно еще и то, что решение принято хозяйственным судом Киева, а не Стокгольмским судом, где стороны находятся, и это прописано в контракте», – заявил российский министр.
Миллер конкретизировал заявление главы Минэнерго РФ, сообщив, что решение киевского суда по штрафу для «Газпрома» может быть направлено на принудительный отбор газа: «У нас есть основание полагать, что такое решение киевского суда не случайно, а продиктовано тем, что Украина может ставить перед собой планы под такое решение суда... Киевским судом принято решение, что украинская сторона имеет право на взыскание штрафа. У нас кроме газа в трубе на территории Украины взыскивать нечего, если вопрос ставить именно таким, по-видимому, речь идёт об отъеме просто-напросто этого газа, который предназначен для европейских потребителей», – отметил он.
Стоит отметить, что сразу же за этими заявлениями российской стороны «Нафтогаз Украины» поспешил сообщить, что РФ сама не поддерживает контрактное давление в трубе. «Мы обеспечиваем бесперебойный транзит европейским потребителям, несмотря на хроническую неспособность наших партнеров поддерживать давление – в ноябре месяце из 30 дней контрактные давления на ГИС (газоизмерительной станции – «НиК») Писаревка выдерживались лишь 12 дней, а на ГИС Суджа стабильно были ниже контрактных условий. Странно, что именно российская сторона пытается пугать Европу перебоями с транзитом», – говорится в сообщении «Нафтогаза» в Facebook.
Все это еще раз свидетельствует о крайней форме нервозности вокруг транзита газа в ЕС, а также о том, что угроза «газовой войны» реальна и конфликт может разразиться в любой момент. Отраслевые эксперты отмечают, что к сожалению ситуация вокруг газотранспортной системы (ГТС) Украины всегда будет крайне негативная по политическим, а не по экономическим причинам, поэтому усилия России по реализации проектов газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» оправданы.
Кроме того, стоит напомнить, что российская сторона неоднократно предлагала ЕС изменить пункт сдачи газа сразу на границе, однако европейская сторона не захотела отвечать за прохождения энергоносителя по территории Украины, а также вкладывать деньги в модернизацию газотранспортной системы этой страны.
В отчете Международного агентства по энергетике Global Gas Security Review 2016 отмечается, что из-за технической устарелости украинская газотранспортная система не способна работать на полную мощность. В начале декабря стало известно, что «Нафтогаз Украины» отменил тендеры на модернизацию ГТС, проведенные «Укртрансгазом» на сумму 4,13 млрд грн. Тогда причиной отказа от модернизации назвали нецелесообразность такого решения в связи с риском введения РФ в эксплуатацию «Турецкого потока».
Сейчас ЕС пытается сделать все, что бы как-то перезимовать с российским газом. Однако большой вопрос – удастся ли это? По прогнозам аналитиков, и даже если с ГТС все будет в порядке, газа может не хватить. Тогда ситуация выйдет из-под контроля Киева, так главы регионов уже предупредили центральные власти, что будут забирать газ из экспортной трубы, если их население будет замерзать.
На Украине все решает политика
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что на Украине все решает политика, а не экономика: «Пока от остановки транзита их останавливает только реакция Европы, так как юридически за транспортировку газа отвечает Киев, поэтому и претензии Брюсселя в случае срыва транзита должны быть адресованы именно Украине. Вопрос в том, как долго это их будет останавливать», – заявил эксперт в интервью «Нефти и Капиталу».
«Что касается расходов на ГТС, то я вообще не заметил, что бы они там хоть что-то модернизировали. Последний, кто это делал, был Виктор Черномырдин, который еще советским чиновником при СССР проводил там модернизацию. Вся украинская ГТС – заложник украинской политики и это очень плохо. Поэтому для России очень важно строительство двух новых потоков («Северного потока-2» и «Турецкого потока» – «НиК»). Однако они не возникнут волшебным образом, поэтому пока приходится терпеть наших украинских коллег», – заметил Журавлев.
При этом эксперт считает, что возможные трудности с транзитом газа через территорию Украины не будут распространяться на другие маршруты транспортировки российских углеводородов, в том числе – и на белорусский. «Мы с ними договоримся. Минск не меньше нас заинтересован в сохранение транзита, Белоруссия не является таким «больным» государством, как Украина, но «батька» своего не упустит. Если Лукашенко видит, что у нас осложняются отношения с Украиной, он тут же начинает говорить о повышении цен. При этом «батька» гребет под себя, но для того что бы был результат, а не ради конфликта», – отметил Дмитрий Журавлев.
Однако, по его мнению, Белоруссии очень трудно существовать без российских вливаний: «Сейчас Белоруссия очень хочет получить от РФ больше денег, но она не готова идти на разрыв. Позиция же Украины плоха не тем, что они хотят с нас побольше взять. Она плоха тем, что Киев готов испортить отношения даже во вред себе. Поэтому в стратегическом плане России надо отказываться от транзитных газо- и нефтепроводов, проходящих по бывшим советским республикам. СССР был «единой фабрикой» и отвалившиеся от него цеха жить отдельно не могут. Жить вместе они тоже не хотят, так как страшно отказаться от идеи независимости», – указал эксперт.
Региональные власти будут отбирать газ
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что ситуация с состоянием украинской ГТС и комична и трагична одновременно.
«Проблема в том, что сейчас эта ГТС используется далеко не на полную мощность, благодаря этому ей еще как-то удается поддерживать транзит в более-менее нормальном состоянии. Конечно, происходят ЧП и взрывы, но они пока не носят катастрофический характер, поскольку при выходе из строя одной нитки газопровода, есть возможность задействовать другую пустующую трубу», – рассказал эксперт в интервью «Нефти и Капиталу».
Он заметил, что когда украинские власти говорят о прекращении дальнейшей модернизации газотранспортной системы, они не заявляют ничего нового.
«По сути, они ее, так как надо, никогда и не модернизировали. Вся независимость Украины прошла под знаком недофинансирования газотранспортной системы страны. Западными компаниями регулярно проводились исследования технических возможностей украинской ГТС, они думали о том, что бы взять ее в аренду. Однако все делали вывод, что для ее нормальной работы нужно вкладывать порядка $10 млрд. Поэтому ее никто не акционировал и не арендовал и ГТС осталось 100% достоянием украинского государства. Украинские политики использовали полученные от «Газпрома» транзитные деньги в каких-то других приоритетных направлениях. А сейчас они просто нашли повод для того, что бы заявить, что ГТС не модернизируется, так как «Газпром» строит новые газопроводы», – заявил Правосудов.
При этом эксперт считает, что существуют серьезные риски прохождения нынешнего отопительного периода не из-за позиции официального Киева, а из-за ситуации в регионах страны.
«Сейчас Украина очень сильно сократила потребление газа, примерно в два раза. Цена энергоносителя выросла, населению платить не чем, промышленность они свою практически уничтожили. Причем о сокращении потребления украинские власти говорят как о неком достижении. Но я не верю, что они полезут в транзитную трубу европейцев. Ведь даже тот российский газ, который они закупают в ЕС, они закупают за европейские деньги. Скорее они начнут отключать свое население», – пояснил Сергей Правосудов.
Однако на местах другие настроения. «Дошло до того, что глава Донецкой области, которая подчиняется Киеву, заявил об угрозе отключения газа со стороны центральных властей. Поэтому он предупредил Киев, что в этом случае регион начнет отбирать газ из транзитной трубы. Как раз после этих заявлений главы Донецкой области европейцы засуетились и стали инициировать проведение трехсторонних переговоров. Именно тогда в ЕС поняли, что договоренность с центральными властями еще не означает нормальное прохождение газа через территорию Украины», – отметил эксперт.
Энергетический кризис спровоцирует социальный
Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Рустам Танкаев рассказал, что по заключению специалистов при нынешней системе эксплуатации ГТС Украины потеряет свою работоспособность к 2020 году.
«Регламентные работы не ведутся, вкладывается 10% от необходимой суммы на поддержание технического состояния – нужно $200 млн в год, вкладывается не больше 20. Система разрушается, постепенно выходят из строя различные ее элементы. Компрессорные станции, которые там используются, годятся только в музей, это огромны древние сооружения, не способные к энергосбережению. Система находится «на последнем издыхании» и авария может произойти в любой момент. В настоящее время она держится только на трудовом героизме украинских газовиков», – сообщил эксперт в интервью «Нефти и Капиталу».
Он также отметил, что оценка работоспособности ГТС Украины была сделана больше года назад и о ней всем известно. Позиция Еврокомиссии, которая постоянно защищает «украинскую трубу», объясняется очень просто. «Еврокоммисары должны смениться в 2019 году. Поэтому они считали, что украинский транзит – это не их проблема, и они могут продолжать делать ставку на ГТС Украины, ведь после 2019 года отвечать за эту политику придется не им», – указал Танкаев.
Он подтвердил, что в 2016 году Украина действительно очень сильно не добрала газ для прохождения отопительного периода.
«Зима оказалась холодной и по расчетам газа хватит до конца февраля 2017 года, того газа, который находится ПХГ Украины. В конце февраля или начале марта Украина, как обычно, начнет отбирать газ из транзитного потока, поскольку ЕС сейчас тоже потребляет много газа, там тоже холодная зима, европейские потребители возмутятся, начнутся скандалы. И как всегда это все приведет к перекрытию потока газа через территорию Украины. В этой ситуации отвечать придется не каким-то будущим поколениям еврочиновников, а конкретно тем, которые сейчас сидят в Еврокомиссии. Они это прекрасно поняли и заранее решили обезопасить себя, сняв ограничения на поставку газа по газопроводу OPAL. Только поэтому «Северный поток-1» заработал на полную мощность. Избыточный газ все это время подается в ПХГ на территории ЕС. И делается это для того, что бы те проблемы, которые обязательно возникнут весной следующего года, хоть как то смягчить», – сообщил Рустам Танкаев.
Однако эксперт уверен, что полностью проблемы с возможным дефицитом газа закрыть не удастся, это также показывают расчеты.
«Если произойдет сбой в поставках газа в ЕС, это еще раз продемонстрирует всю ненадежность Украины как транзитной страны. Видимо, поэтому фразеология со стороны ЕС по поводу строительства «Северного потока-2» и «Турецкого потока» несколько смягчилась», – заметил Танкаев.
По его мнению, еврокомиссаров ожидает «очень веселая» весна 2017 года с очень большим количеством проблем – высокими ценами на газ на территории Европы.
«В самой Украине ситуация будет складываться не легче. Положение население там очень тяжелое. Газ подается только в крупные города, все сельское население переведено на дровяное отопление. Уголь могут позволить только очень богатые люди. Киев скоро столкнется с серьезным энергетическим кризисом. Поэтому сложно сказать, что будет с Украиной весной. Очевидно, что за энергетическим кризисом может последовать и социальный взрыв», – считает эксперт.
ГТС как символ украинской государственности
Стоит отметить, что за последние несколько дней украинские власти постоянно делают заявления для представителей ЕС, в которых пытаются оправдать свою позицию и заверить в надежном прохождении транзитного газа. В частности, наряду с сообщениями «Нафтогаза» о слабом давлении в транзитной трубе из-за якобы недопоставок Россией газа, премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал, что Украина не будет отбирать российский транзитный газ при выполнении решения суда по взысканию с «Газпрома» штрафа.
Вместе с тем, хочется отметить, что положение украинских потребителей Киев не очень интересует. Им адресуются лишь сообщения о найденных «залежах» газа на шельфе Черного моря. При этом вся история нынешней власти на Украине – это история ее взаимоотношения с ГТС. Напомним, что администрация Януковича также старалась сохранить свою независимость и не отдала под контроль «Газпрома» украинскую газотранспортную систему. Однако это ей не помогло.
Что будет с нынешней властью, если к весне 2017 года в стране разразится энергетический кризис, также не известно. Газотранспортная система может «поставить крест» и на ней. Впрочем, долго она уже не сможет влиять на украинскую политику, так как ее рабочий потенциал уже почти исчерпан.