Posted 16 мая 2017, 13:47

Published 16 мая 2017, 13:47

Modified 16 августа 2022, 21:45

Updated 16 августа 2022, 21:45

Смена лидеров

16 мая 2017, 13:47
Предстоящая продажа части национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco – более чем значимое событие для всего нефтяного рынка. Оно красноречиво свидетельствует о том, что основные производители углеводородного сырья готовятся к структурным изменениям своих экспортных стратегий.

Экспортерам надоел экспорт

По словам заместителя наследного принца, министра обороны Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальман Аль Сауди, 5% акций госнефтекомпании Saudi Aramco будут выставлены на торги в 2018 году. Власти королевства рассчитывают, что капитализация компании может измеряться двумя или более триллионами долларов. По итогам намеченного IPO 5% акций Saudi Aramco Саудовская Аравия собирается выручить не менее $100 млрд. При этом вся прибыль от продажи ценных бумаг станет основой крупнейшего в мире суверенного фонда. По замыслу правящего дома страны, этот фонд должен минимизировать зависимость королевства от нефтяных доходов. Ранее в Саудовской Аравии озвучивали планы о том, что в течение 20 лет черное золото перестанет влиять на экономику страны.

Вместе с тем пока стране надо сделать акции своей национальной нефтекомпании наиболее привлекательными, для этого руководство Saudi Aramco уже пообещало снизить налоги для госкомпании Saudi Aramco.

Китаю необходимо больше нефти

О планах купить долю в Saudi Aramco уже объявил Китай, который, по данным источников агентства Reuters, для этих целей пытается создать консорциум из крупнейших компаний. Его ядро должен составить суверенный фонд China Investment Corporation (CIC), нефтяные гиганты Sinopec и PetroChina, а также государственные банки. Площадка для IPO 5% акций Saudi Aramco пока неизвестна. Вместе с тем ввиду активного желания КНР приобрести часть этой нефтяной компании есть предположение, что, скорее всего, размещение будет проведено в Азии, например на бирже Гонконга.

Причина, по которой Поднебесная столь активно хочет приобрести часть саудовских активов, вполне объяснима. По данным таможенной службы КНР, страна ужев первом квартале 2017 года вышла на лидирующие позиции в мире по импорту нефти, обогнав США. С января по март 2017 года Китай приобрел 104,77 млн тонн черного золота. Естественно, что для Пекина важно получить рычаги влияния на экспортные поставки нефти Саудовской Аравии. Кроме того, перед Поднебесной всегда стоит задача вложения средств. А нефтяные активы в данном случае всегда предпочтительны.

Эр-Рияд в борьбе за рынки сбыта

Для Саудовской Аравии продажа активов национальным компаниям Китая также важна, поскольку таким образом один из ведущих нефтяных экспортеров может претендовать на большую долю рынка КНР. Для королевского дома это особенно актуально, учитывая, что сейчас очень большой объем импорта нефти в Поднебесную идет из Ирана, с которым у Саудовской Аравии не самые дружеские отношения. Если же Китай войдет в капитал Saudi Aramco, то Эр-Рияд сможет чувствовать себя увереннее.

Кроме того, не стоит забывать, что нефтяной рынок пока напрямую зависит от состояния нефтяных запасов США, поскольку до недавнего времени именно Соединенные Штаты были главным импортером нефти. Однако теперь эта ситуация изменилась, на первое место выходит КНР, поэтому недалек тот час, когда нефтяные цены будут ориентироваться именно на эту страну.

Saudi Aramco имеет большие финансовые ресурсы

Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Андрей Суздальцев напомнил, что объем потребления нефти в Китае постоянно растет, но этот рост не имеет взрывного характера.

«Сейчас основные потребности в нефти КНР восполняет с помощью иранского сырья и черного золота других стран Ближнего Востока. Saudi Aramco является очень интересным активом, поскольку эта национальная компания – один из крупнейших поставщиков нефти в мире. Значимость этого актива велика, даже если не касаться ресурсной составляющей, так как компания имеет огромные финансовые возможности. В свою очередь, китайцы очень практичны, поэтому если будет возможность купить немного Saudi Aramco, то они от этого не откажутся. Это им нужно не для покрытия сегодняшних потребностей, а на перспективу»,

– заявил эксперт в интервью «НиК».

Он напомнил и о геополитическом аспекте предстоящей сделки.

«В настоящее время главным поставщиком Китая является Иран, напомню, что у Эр-Рияда с Тегераном жесткое противостояние. В плане соперничества Саудовской Аравии будет интересно получить некоторую часть китайского нефтяного рынка. Поэтому если эта покупка состоится, то, скорее всего, она в большей степени будет иметь политическое значение»,

– отметил Суздальцев.

Для России, по мнению эксперта, сделка не будет носить положительный характер.

«Объективно говоря, Саудовская Аравия всегда являлась для России стратегическим конкурентом, поэтому еще большее вторжение Saudi Aramco на китайский рынок – это фактор, сокращающий экспортные возможности России в данном регионе»,

– говорит он.

Отвечая на вопрос о том, как будет меняться нефтяной рынок в связи с изменением политики Соединенных Штатов (в частности, с разрешением Трампа на разработку шельфа США), Андрей Суздальцев заметил, что сейчас все нефтедобывающие страны заняты изменением своей экспортной стратегии.

«Да, добыча на сланцевых месторождениях в США имеет высокую себестоимость, но работа на них позволяет резко сокращать объемы. Шельфовая нефть тоже получается дорогая, но вложения в эти месторождения будут иметь долгосрочный характер, поскольку легко законсервировать их просто невозможно. Поэтому добыча в США будет иметь значительное влияние на мировую экономику»,

– заявил эксперт.

IPO – вынужденная мера

Доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы Сергей Демиденко считает, что Россия, Саудовская Аравия, Катар и другие страны Персидского залива в связи со «сланцевой революцией» в США и сокращением спроса на нефть в Европе уже давно переориентировали свою экспортную политику на страны АТР.

«Но проблема возникла как раз в том, что Китай с 2013 года стал сильно замедляться в экономическом плане. И, вероятнее всего, в ближайшее время эта тенденция не изменится. Поэтому сейчас все нефтеперерабатывающие страны пытаются дрейфовать между Европой и Азией», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Он считает, что Соединенные Штаты подложили «большую свинью» со своими сланцевыми усилиями всем производителям энергоносителей и именно с этим связано желание провести IPO 5% акций Saudi Aramco.

«Еще до недавнего времени вся нефтяная отрасль Саудовской Аравии и других стран Персидского залива находилась под самым жестким государственным контролем. Это был принцип, возведенный в ранг государственного абсолюта. Поэтому сейчас, если они согласились на IPO, значит, возможности для внутреннего инвестирования и инвестирования по отработанным с 1980 года схемам себя исчерпали»,

– пояснил Сергей Демиденко.

По его мнению, поворот стран Персидского залива в сторону АТР уже повлиял на экспортные возможности России.

«В 2013 году РФ громко заявила о повороте на Восток в своей энергетической сфере в надежде, что КНР и дальше будет динамично развиваться. Однако китайское развитие замедлилось. В результате по поставкам сырой нефти в Китай Россия занимает 7-е место. По газу РФ не входит даже в десятку ведущих экспортеров, так как российский газ – это только 1% китайского рынка голубого топлива»,

– рассказал эксперт.

Россия продолжит наращивать экспорт в КНР

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также уверен, что основные экспортеры углеводородного сырья уже давно повернулись в сторону Азии, поэтому новые шаги США по увеличению собственной добычи только усилили азиатский вектор главных производителей нефти и газа. Однако он уверен, что Россия ничего не потеряет на китайском рынке.

«Пока мы видим, что экспорт российского сырья в Китай только увеличивается. И этот рост гораздо больше, чем, например, у Саудовской Аравии»,

– заявил Пикин в интервью «НиК».

В то же время он заметил, что конкуренция на нефтяном рынке будет увеличиваться: «В связи с заявлениями Трампа (о достижении энергонезависимости США – прим. «НиК») конкуренция России с Саудовской Аравией на нефтяном рынке может усилиться. Но не обязательно это произойдет в Китае. Эр-Рияд может усилить свою экспансию и в европейские страны».

Стоит отметить, что пока нефтяной рынок полностью зависит от действий Вашингтона главным образом из-за того, что в Нью-Йорке находится ведущая сырьевая биржа мира, а стоимость нефти измеряется в долларах. Однако в дальнейшем, если странам АТР удастся перехватить импортное лидерство у США, эта система расчетов может измениться. И финансовый центр торговли углеводородным сырьем сместится в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Подпишитесь