Posted 16 апреля 2018, 10:04

Published 16 апреля 2018, 10:04

Modified 16 августа 2022, 21:48

Updated 16 августа 2022, 21:48

Рынок нефтегазосервиса в России: период противоречий

16 апреля 2018, 10:04
На рынке наблюдается рост объема работ, при этом инвестиционная привлекательность его снижается

С одной стороны, на рынке наблюдается рост объема работ, с другой – снижение инвестиционной привлекательности сектора, его трансформация от конкурентного к монопольному, в том числе экспансия и доминирование иностранных игроков. Об этом говорилось в ходе состоявшегося на прошлой неделе круглого стола на тему «Проблемы законодательного регулирования деятельности нефтегазовых сервисов в России».

Как отметил Павел Завальный, председатель комитета Государственной Думы по энергетике, соглашение о сокращении добычи нефти ОПЕК+ в целом не оказало негативного влияния на объемы бурения, ремонтов и других нефтесервисных услуг в России. Санкции пока также не оказали сильного влияния на рынок, разве что в части сейсморазведки. При этом в секторе наблюдаются разнонаправленные тенденции.

«Растет доля нефтесервисных компаний, напрямую принадлежащих или аффилированных с крупными вертикально интегрированными нефтегазовыми компаниями. Очевидные последствия этого – монополизация сектора нефтесервиса, ценовая дискриминация независимых игроков, обусловленная давлением заказчиков-монополистов, кабальные условия договоров, что приводит к вытеснению независимых компаний»,

– сказал Завальный.

По его мнению, это влечет за собой определенный рост социальной напряженности в нефтегазовых регионах. Например, в ХМАО-Югре снижение инвестиций в независимый нефтесервис «консервирует» его технологическую отсталость.

Юшаа Газгиреев, член комитета Государственной Думы по энергетике, обратил внимание на значимость сектора для развития всей экономики страны, ее глобальной конкурентоспособности.

«Сегодня объем нефтесервисного рынка в России оценивается в $25-30 млрд, в секторе работает порядка 300 компаний. При этом идет постоянный процесс слияний и поглощений, вытеснение малых и средних игроков, которые не могут конкурировать с мировыми технологическими лидерами и китайскими компаниями, чью внешнюю экспансию поддерживает государство, и собственными подразделениями ВИНК», – отметил Газгиреев.

По его словам, ключевая проблема сектора – отсутствие долгосрочных контрактов и соответствующего финансирования, отсутствие авансирования работ, отсрочки платежей по уже сделанным работам, несправедливость отношений между заказчиками и подрядчиками. В среднем рентабельность компаний сектора составляет менее 10%.

В свою очередь Павел Сорокин, заместитель министра энергетики РФ, обрисовал ряд тенденций в развитии мирового и российского нефтесервиса, а также возможные направления движения при решении проблем отрасли.

«Несмотря на мировой кризис цен на нефть 2014 года и санкционное давление на Россию, нефтяники в общем не снизили инвестиции в развитие, прежде всего в новые технологии добычи – горизонтальное бурение, технологии гидроразрыва пласта, цифровизацию процессов. Соответственно, нефтесервис также получил какой-то кусок пирога. Другой вопрос, что наши нефтесервисные компании, особенно небольшие, просто не в состоянии предоставить услуги соответствующего уровня. Не случайно во всем мире ответом на усложнение технологий добычи стала в том числе консолидация сектора нефтесервиса ради снижения издержек и увеличения возможностей инвестирования в высокие технологии. В этом плане то, что делают отечественные ВИНК, развивая собственный нефтесервис, укладывается в мировые тренды», – сказал Сорокин.

Среди путей повышения уровня технологичности, конкурентоспособности и эффективности российского нефтесервиса заместитель министра энергетики назвал повышение прозрачности его работы, поддержку локализации производства современных зарубежных технологий, необходимых для развития нефтегазосервиса.

По его мнению,

необходимо формирование консорциумов, инжиниринговых центров, инновационных кластеров и полигонов для стимулирования отечественных разработок, а также развитие государственно-частного партнерства для отработки образцов новой техники и технологий, развитие рыночных механизмов финансирования модернизации сектора.

Михаил Иванов, директор департамента металлургии и тяжелого машиностроения Минпромторга РФ, поделился итогами работы по поддержке российского нефтесервиса, его модернизации и импортозамещения. При Минпромторге и Минэнерго созданы специальный совет и межведомственная рабочая группа. В рамках господдержки порядка 2 млрд руб. выделено на создание отечественного оборудования для сейсморазведки. Еще 3 млрд руб. государственного финансирования было выделено на создание оборудования для подводных добычных комплексов. Поддержка оказывается работам по созданию собственных технологий гидроразрыва пласта, роторно-управляемых систем, цифровых моделей геологоразведочных работ и так далее.

По мнению Иванова, для поддержки российского нефтесервиса нужно использовать универсальные инструменты, хорошо зарекомендовавшие себя в других отраслях промышленности: льготное кредитование, банковское обеспечение, решение проблемы кассовых разрывов, поддержку программ обновления основных фондов.

Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора Светлана Жулина обратила внимание на высокую аварийность в секторе, увеличение не только количества собственно аварий, но и объемов ущерба.

«Во многом это связано именно с существенными пробелами в нормативном обеспечении нефтесервиса. Так, требования к подрядным нефтесервисным организациям и их юридическая ответственность при авариях до сих пор не установлены четко и однозначно. Отсутствуют государственные стандарты и технические регламенты в сфере оборудования и технологий. В отрасли, в отношениях между сервисом и недропользователями отсутствует элементарный порядок», – отметила Жулина.

По мнению представителя Ростехнадзора, необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс РФ, федеральный закон «О недрах», создание и разработку технических стандартов, найти адекватное решение вопроса социальной защиты работников сектора.

По итогам круглого стола был вынесен ряд предложений и рекомендаций в адрес профильных органов власти. Среди них – передача сектора оказания услуг в области добычи нефти и газа в сферу вопросов, находящихся в ведении Минэнерго РФ; развитие программ поддержки импортозамещения оборудования; принятие мер по совершенствованию законодательства, направленного на устранение недобросовестной конкуренции и демпинга на рынке нефтегазовых услуг.

Мария Ромашкина

Подпишитесь