Posted 16 марта 2022,, 14:15

Published 16 марта 2022,, 14:15

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Украинский кризис ставит на пересмотр диагноз «голландская болезнь»

16 марта 2022, 14:15
Жители Нидерландов даже под угрозой землетрясений готовы допустить возобновление добычи на гигантском Гронингенском месторождении газа, если это уменьшит зависимость от импорта из России

Правительство Нидерландов оставляет за собой возможность продления эксплуатации одного из крупнейших в Европе месторождений природного газа, расположенного в районе города Гронинген. Согласно заявлению кабинета министров, сделанному 14 марта, власти по-прежнему намерены окончательно закрыть месторождение в 2023 или 2024 году, однако не исключают, что в условиях новой неопределенности энергетических рынков газ Гронингена еще может понадобиться на крайний случай.

Изначально гигантское Гронингенское месторождение, открытое в 1959 году, было символом послевоенного процветания Нидерландов и континентальной Европы в целом. Когда в 1982 году добыча достигла пика, Гронинген обеспечивал почти пятую часть годового государственного бюджета Нидерландов, что позволило осуществить в стране крупные инфраструктурные проекты. Миллионы домохозяйств и предприятий были подключены к общенациональной системе газопроводов, которая стимулировала промышленный рост.

Однако у этого газового бума была обратная сторона.

Кейс Гронингенского месторождения вошел во все учебники экономики после того, как в одной из статей журнала The Economist появился термин «голландская болезнь» — именно такое название получили негативные эффекты зависимости Нидерландов от газовых богатств.

Примерно через полтора десятилетия после открытия месторождения экономика Нидерландов столкнулась с ростом инфляции и безработицы, падением экспорта обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов.

Далее к этим экономическим проблемам добавились риски в сфере безопасности. Из-за больших подземных пустот, образовавшихся после выкачивания газа, в Гронингене стали трескаться дома и регулярно происходить землетрясения — с 1990-х годов было подано более 200 тысяч заявлений о повреждениях строений. В итоге правительство Нидерландов приняло решение закрыть месторождение под управлением совместного предприятия Royal Dutch Shell и ExxonMobil, причем сроки постоянно сдвигались на более ранний период.

Однако месторождение по-прежнему содержит около 450 млрд кубометров извлекаемого газа. Как сообщил Reuters Рене Петерс, газовый эксперт из Нидерландской организации прикладных наук, это почти трехлетний объем европейского импорта из России. Кроме того, это еще и серьезный источник дохода страны: по данным Статистического управления Нидерландов, в 2000–2018 годах объем экспорта газа в Германию, Бельгию и Францию составил €202 млрд.

С другой стороны, специалисты, которые настаивали на том, что месторождение должно быть закрыто, не готовы менять свою позицию.

На днях национальная служба по надзору за добычей газа предупредила, что продолжение эксплуатации месторождения даже на низком уровне увеличит риск землетрясений для тех жителей Гронингена и окрестностей, чьи дома не адаптированы к сейсмическим рискам.

Стоит напомнить, что без фактора добычи газа эта территория имеет минимальную вероятность подземной активности.

Кроме того, до последнего времени против добычи газа были решительно настроены граждане, которым пришлось наблюдать затяжные споры о компенсациях между правительством Нидерландов и добывающей газ компанией Nederlandse Aardolie Maatschappij. Организованное противостояние жителей Гронингена добыче газа началось в 2009 году, но лишь в 2015 году власти признали землетрясения угрозой безопасности. На начало этого года только 14% из более чем 27 тысяч домов, нуждающихся в укреплении, были с опозданием на несколько лет признаны безопасными.

Теперь же, утверждается в свежем материале Reuters, некоторые гронингенцы не столь решительны по поводу закрытия месторождения. Например, пенсионер Берт Шраге, чей дом в прошлом году пришлось снести и перестроить после того, как он был признан небезопасным из-за землетрясений, говорит, что Нидерланды могут пойти на увеличение добычи газа.

«Весь наш город перевернулся с ног на голову. Но если мы можем извлечь из этой ситуации какой-то положительный урок и способствовать прекращению боевых действий на Украине, то нам нужно это сделать», — цитирует его слова Reuters. Хотя всего несколько недель назад Шраге, которому пришлось потратить €25 тысяч из пенсионных сбережений, чтобы закончить восстановление своего дома, участвовал в массовых демонстрациях с требованием прекратить добычу газа.

Свежий опрос, проведенный газетой Dagblad van Noorden, показал, что 61% из 3000 респондентов в Гронингене заявили, что поддержат увеличение добычи газа, если это уменьшит зависимость от импорта из России, откуда поставляется до 20% газа, потребляемого Нидерландами. Национальный опрос новостной программы EenVandaag на голландском общественном телевидении, в котором участвовало более 21 тысячи человек, в конце февраля показал, что 63% респондентов поддерживают возобновление добычи в Гронингене, если Россия прекратит экспорт газа в Европу.

"