Posted 16 января 2020, 13:28
Published 16 января 2020, 13:28
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Прошедший 2019 год стал одним из судьбоносных для мировой нефтегазовой отрасли. Он преподнес много сюрпризов, причем не только локальных и одномоментных, но и тех, последствия которых явно будут иметь пролонгированное воздействие на отрасль — как российскую, так и мировую. Немало пришлось пережить и нефтегазовым компаниям России. Однако, несмотря на предположения главы «Газпрома» Алексея Миллера, никакого веселья 1 января 2020 года не случилось. Российский нефтегазовый бизнес справился практически со всеми вызовами, которые были ему брошены, хотя целый ряд проблем и их последствий остался и перекочевал уже в 2020. В связи с этим «НиК» провел опрос экспертов, который позволил составить рейтинг наиболее важных событий 2019 года, а также спрогнозировать, что сулит нефтегазовому сектору уже наступивший 2020.
Стоит отметить, что в данном рейтинге учитывалось мнение не только представителей нефтегазовой отрасли, но и политологов, экономистов (у последних традиционно несколько иной взгляд на важность и значимость событий в мировой и российской экономике). Поэтому мы решили разделить проблематику внешнего и внутреннего рынков, хотя, конечно же, и тот, и другой тесно взаимосвязаны. Более того, в начавшемся 2020 году они обязательно будут влиять друг на друга. И степень этого влияния как раз и пытались предугадать эксперты в своих прогнозах.
Касаясь событий мирового нефтегазового рынка, большинство экспертов указали на его крайнюю политизированность, при которой показатели баланса спроса и предложения зачастую уходят на второй план.
Более значимую роль в стоимости начинает играть геополитическая премия. Учитывая тот факт, что в 2020 году должны пройти выборы президента США, влияние политики на нефтегазовый рынок не только не ослабеет, но может только усилиться. Кроме того, было отмечено, что в 2020 году некоторые тенденции рынка резко поменяют свою полярность, при этом принципиально список ожидаемых событий не изменится.
Рейтинг наиболее значимых событий мирового нефтегазового рынка, произошедших в 2019 году (события ранжированы по числу упоминаний опрошенными экспертами)
1 | Соглашение ОПЕК +, которое за год продлевалось два раза |
2 | Торговая война между США и Китаем |
3 | Рекордный рост сланцевой добычи в США и других странах, не входящих в ОПЕК |
4 | Ближневосточная проблематика: захваты танкеров, атака на установки по подготовке нефти в Саудовской Аравии |
5 | Падение цен на газ во всех ключевых регионах мира |
6 | Санкции в отношении Ирана и Венесуэлы |
Финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека отметил, что весь прошедший год инвесторы провели в опасения за рост мировой экономики, вызванные главным образом торговой войной между США и Китаем:
"КНР — крупнейший в мире импортер нефти, в 2019 году страна закупила рекордные 506 млн тонн, или 10,12 млн б/с. Не удивительно, что сложный и драматичный переговорный процесс приковывал к себе огромное внимание нефтетрейдеров, а резкие взаимные выпады сторон, в том числе, в плоскости повышения пошлин на огромную номенклатуру товаров, приводили к волнам risk off и снижениям нефтяных котировок. К концу года градус рыночных опасений заметно спал: США и КНР пришли к первой фазе торговой сделки, а макроэкономические показатели в ведущих экономиках, в том числе на фоне монетарных действий регуляторов, не продемонстрировали критического спада», — указал аналитик.
По его словам, на Ближнем Востоке геополитика и связанные с ней «черные лебеди»* внесли свой ощутимый вклад в нефтяное ценообразование.
Атаки на танкеры в Ормузском проливе, а особенно сентябрьский массированный удар дронов на нефтяные объекты Саудовской Аравии сильно переполошили рынок.
В последнем случае одномоментно выпали порядка 5% от мирового объема добычи нефти, впрочем, Королевство успокоило рынок и оперативно восстановило экспортные мощности.
Рейтинг наиболее значимых прогнозируемых событий мирового нефтегазового рынка, которые ожидаются в 2020 году (события ранжированы по числу упоминаний опрошенными экспертами)
1 | Торговые отношения США и Китая |
2 | Будущее сделки ОПЕК+, министерская встреча в марте (или июне, если будет подтвержден ее перенос) |
3 | Конфликт на Ближнем Востоке, угроза перекрытия Ормузского пролива |
4 | Замедление роста сланцевой добычи в США |
5 | Выборы президента США |
6 | Рост потребления газа на фоне низких цен |
Заместитель руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова, касаясь торговых отношений США и Китая, напомнила, что по мнению ряда американских изданий данное торговое соглашение выгодно США, но не очень выгодно Китаю: «Не исключено, что опять в последний момент соглашение может сорваться, и это обязательно повлияет на сырьевые и фондовые рынки», — отметила аналитик.
Она также указала, что не совсем понятно, что будет дальше с соглашением ОПЕК+: «Его продлили до конца первого квартала, а что будет дальше — не вполне понятно. Министр энергетики РФ Александр Новак в конце 2019 года уже делал заявление о том, что России надо постепенно разрабатывать механизмы по выходу из ОПЕК+, но не вполне понятно, как это скажется на рынке», — указала эксперт.
Сергей Дейнека заметил, что в ближайшие недели торговый оптимизм и выполнение сделки ОПЕК+ подтянут котировки в зону $65-68: «Отметим, что в нынешних условиях ценовая динамика нефтяного рынка в больше мере подвержена изменениям рыночных настроений, нежели фундаментальным факторам воздействия (в виде баланса спроса и предложения).
С учетом данного аспекта основным фактором для нефтяного рынка будут оставаться рыночные аппетиты к покупке риска»,
— считает эксперт.
По его словам, если, например, после заключения первой фазы торговой сделки США и КНР мы снова услышим от американских и китайских представителей взаимную жесткость в формулировках, то потенциал для роста нефтяных котировок сократится: «Другими словами, если рыночные аппетиты к покупке риска в начале этого года испытают снижение, то нефть, вероятно, будет инертна к фундаментальному позитиву (за счет углубленного сокращения добычи в рамках ОПЕК+). В этих условиях нефтяные котировки снова могут продемонстрировать коррекцию до уровней $57-61», — заметил эксперт в своем комментарии.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов в своем комментарии отметил, что главные события для мирового нефтегазового рынка в 2019 году заключались в сохранении сделки ОПЕК+, замедлении роста добычи в США, сохранении напряженности в Ливии, Венесуэле, а также в ведении режима санкций по отношению к Ирану: «Именно этот набор факторов и позволил поддерживать вполне комфортный диапазон цен на нефть. Исключение любого из этих факторов резко увеличит риски создания избытка предложения и, как следствие, приведет к падению цен. Главная интрига — как долго сохранятся эти факторы. Но это — во многом вопрос не экономический, а уже политический…», — пояснил эксперт.
Эксперт Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Екатерина Грушевенко считает, что долгий конфликт на Ближнем Востоке безусловно добавит геополитическую премию к цене нефти, но, как показала первая половина января, ее размер не так уж велик: «Сильное влияние на цены может оказать реальное сокращение добычи: перекрытие Ормузского пролива, атака на нефтяные промыслы и т. д.», — заметила эксперт.
Отмечая возможное замедление сланцевой добычи, Наталья Мильчакова пояснила, что в 2019 году США вышли на рекордный уровень добычи — выше 12 млн баррелей в день: «Чем раньше эта отрасль достигнет пика, тем быстрее с этих уровней начнутся падения.
Для сланцевой нефти резкий рост — это в определенной степени сигнал о будущем падении. Но с другой стороны этот рекорд и не позволил ценам на нефть подняться до 80 долларов за баррель»,
— считает эксперт.
Сергей Дейнека, напротив, считает, что несмотря на сокращение активных буровых установок в США за год с 877 до 677 единиц, темпы добычи в Штатах могут сохраниться на многолетних максимумах за счет того, что отрасль сосредоточилась на наиболее продуктивных участках: «В этой связи можно предположить, что конкуренция со стороны американского сланца в 2020 году останется высокой, однако, в дальнейшем отрасль может столкнуться с ускорением темпов истощения интенсивно осваиваемых месторождений, что в конечном итоге может привести к падению темпов производства американской нефти», — пояснил эксперт.
Аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Сергей Капитонов в своем комментарии указал, что в 2020 г. продолжится выход на мировые рынки новых объемов СПГ, прежде всего из США: «Избыток предложения будет давить на цены как в Европе, так и в Азии. В качестве позитивной для газовой отрасли новости можно спрогнозировать рост потребления газа в Европе на фоне низких цен на газ, продолжение вывода из рабочего режима атомных реакторов в Германии, сокращение угольной генерации. В Азии главным индикатором будет состояние китайской экономики, а также вывод из эксплуатации реакторов в Южной Корее. Впрочем, на фоне низких цен стоит ожидать роста спроса со стороны новых потребителей, таких как Пакистан, Бангладеш, Таиланд и т. д.», — считает аналитик.
По его словам, в настоящее время остается не ясным, как текущая ценовая конъюнктура повлияет на принятие новых инвестиционных решений по новым заводам СПГ: «На фоне предыдущего „низкого цикла“ в 2015–2017 гг. (когда цены на нефть были низкими) было принято крайне мало решений о строительстве заводов, что в случае продолжения роста спроса может привести к временному дефициту СПГ на рынке в начале 2020-х гг. В прошлом году, несмотря на низкие цены, был принят рекордный объем новых решений. Остается вопросом, как будут совершенствоваться механизмы регулирования отрасли, если „медвежий“ тренд продолжится на долгосрочную перспективу», — заметил Капитонов.
Указывая на тему предстоящих президентских выборов в США, эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский отметил, что американская элита сильно поляризована, поэтому «дальше будет еще веселее».
В то же время Наталья Мильчакова считает, что предвыборный год может стать более стабильным с точки зрения геополитических рисков: «Трампу совершен не нужно будет вступать в конфликты. Особенно с таким партнером, как Китай. Начинать открытые военные действия перед выборами тоже вредно. Фактически, в случае развертывания серьезного конфликта Трампу просто будет уже не нужно избираться на второй срок. Это просто бессмысленно», — отметила эксперт.
Кроме того, Владимир Рожанковский указал еще на одну важную тему, которая не вошла в рейтинг, но явно будет влиять на всю мировую экономику, включая и нефтяной рынок — это разворот политики ФРС от нормализации к смягчению:
«Мировая экономика ушла в новую парадигму, чтобы сохранить существующую систему без перезагрузки. И центробанки будут вынуждены печатать необеспеченные деньги в течении длительного времени»,
— пояснил эксперт.
Переходя к российской проблематике, эксперты указывают, что главные победы и поражения прошедшего 2019 года и надежды 2020 связаны с экспортными проектами. В том числе еще и потому, что экспортные темы являются наиболее яркими и значимыми с точки зрения интереса к ним СМИ и аналитиков. А вот ряд крайне важных проблем внутреннего рынка, связанных с регуляторной и налоговой политикой, а также с общим состоянием российской экономики, пока находятся в тени, но как раз именно они могут сыграть существенную роль в текущем году.
Рейтинг наиболее значимых событий российской нефтегазовой отрасли, которые произошли в 2019 году
1 | Достижение соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом» по транзиту газа через Украину |
2 | Новые экспортные газопроводы в ЕС: окончание строительства «Турецкого потока» и перенос запуска «Северного потока-2» |
3 | Запуск газопровода «Сила Сибири» |
4 | Развитие арктических нефтегазовых проектов |
5 | Ратификация Россией Парижского соглашения по климату |
6 | Решение проблемы загрязнения хлорированной нефтью газопровода «Дружба» |
Директор Российского газового общества, член экспертного совета при Минэнерго РФ Роман Самсонов в своем комментарии подчеркнул важность принципиального решения о продолжении газового сотрудничества Украины и России с выплатой долга и достижение соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом» по транзиту газа через Украину.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков заметил, что основные сюжеты прошедшего 2019 года касались вопросов обходных газопроводов и большинство из них перешло в 2020 год: «Главный итог 2019 — один газопровод („Турецкий поток“) запущен, а вместо „Северного потока-2“ мы получили пятилетний контракт с Украиной. Это тоже результат.
2019 год стал годом урегулирования конфликтов, связанных с контрактом на транзит газа по украинской ГТС от 2009 года»,
— пояснил аналитик.
Запуск «Силы Сибири» по его мнению означает, что Россия вышла на китайский рынок с большими объемами: «Постепенно поставки будут увеличиваться и к 2024 году они должны достигнуть 38 млрд кубов. До этого в КНР шли только отдельные газовозы с российским СПГ», — напомнил Юшков.
Владимир Рожанковский заметил, что ситуация с запуском новых газопроводов в ЕС печальная, но не безнадежная: «Она показывает дальнейшую поляризацию мировой экономики».
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в свою очередь подчеркнул, что весь 2019 год российские нефтегазовые компании активно занимались развитием своих арктических проектов, о конкретных результатах этой работы красноречиво свидетельствует развитие СПГ-проектов в российской Арктике.
Игорь Юшков отметил, что в 2019 году НОВАТЭК набрал акционеров для второго СПГ-проекта «Арктик СПГ- 2». Кроме того, 30 декабря компания добилась государственного финансирования для своих СПГ проектов, в том числе и перевалочных хабов на Камчатке и в Мурманской области.
По его словам, история с хлорированной нефтью тоже интересна как результат 2019 года: «Последствия аварии можно оценить как более-менее позитивные. Изначально говорили, что российскую нефть теперь вообще никто не будет покупать. Тем не менее, даже хлорированную нефть разобрали с ажиотажем, потому что она была со скидкой. Компания „Транснефть“ в итоге только увеличила свои полномочия — приобрела дополнительный контроль над функцией приема нефти. Эта история показала, что Россия вообще может не пользоваться нефтепроводом „Дружба“ и обходиться портами Балтики и Новороссийском», — пояснил эксперт.
Стоит отметить, что ряд экспертов напомнил и о других итогах прошедшего года. В частности, Владимир Рожанковский заметил, что для России очень важна тема резкого роста кредитной задолженности граждан, которая может привести не только к стагнации экономики, но и к определенным кризисам в банковской системе, что может негативно сказаться и на нефтегазовой отрасли.
Рейтинг наиболее значимых ожидаемых событий, которые прогнозируются в 2020 году (рейтинг формировался до отставки правительства РФ, поэтому данное события в рейтинг не попало)
1 | Окончание строительства «Северного потока-2» |
2 | Завершение строительства второй нитки газопровода «Турецкий поток» |
3 | Завершение инвентаризации месторождений УВС |
4 | Окончание ряда контрактов на поставку газа в ЕС, рекомбинация контрактов с ключевыми европейскими партнерами |
5 | Изменение структуры «налогового маневра» для предприятий ТЭК |
6 | Урегулирование нефтегазовых споров с Белоруссией |
В своем комментарии Сергей Капитонов пояснил, что в 2020 году в условиях сверхнизких цен стоит ожидать роста конкуренции поставщиков, модификации торговых моделей, предложения наиболее выгодных условий для потребителей:
«С точки зрения конкурентоспособности позиции российского газа в Европе выглядят хорошо. Однако низкие цены реализации, несомненно, негативно скажутся на выручке, даже если удастся сохранить объемные показатели предыдущих двух лет»,
— отметил эксперт.
По мнению Игоря Юшкова, двадцатый год будет проходить под знаком продолжающегося конфликта с Белоруссией. Первое полугодие будет ознаменовано борьбой Москвы и Минска по нефтегазовым вопросам. Если Белоруссия пойдет на шантаж транзитом нефти, то этот транзит просто обнулится.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин указал еще на одну важную тему — с первого января 2020 года морской флот переходит на другой класс топлива, которого в России производится мало (новые экологические требования Международной морской организации (IMO или ИМО) вступают в силу в январе 2020 года и предполагают сокращение содержания серы в топливе с 3,5% до 0,5%).
Подводя итоги, хочется отметить, что подчас те события, которые вызывали живейший интерес СМИ и аналитиков в течении 2019 года, к концу его оказались практически забыты. Например, про IPO Saudi Aramco посчитал значимым событием для нефтяного рынка только один эксперт. В настоящее время на мировую нефтегазовую отрасль влияет столько значимых факторов, что размещение саудовского нефтяного гиганта выглядит уже не столь глобально, и можно с уверенность сказать, что в текущем 2020 году этих факторов не станет меньше.
Екатерина Дейнего
* «Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автор теории — Нассим Николас Талеб. Согласно теории, «черные лебеди» — события, неожиданные (для эксперта); события, имеющие значительные последствия; события, имеющие в ретроспективе рационалистическое объяснение, как если бы были ожидаемыми. С точки зрения автора, практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры — события типа «чёрный лебедь». Примеры таких событий: развитие и внедрение Интернета, Первая мировая война, распад Советского Союза, атака 11 сентября и Мировой экономический кризис. Талеб также отмечает, что человечество неспособно успешно прогнозировать своё будущее, а уверенность в своих знаниях опережает сами знания и порождает феномен «сверхуверенности».