Posted 15 сентября 2021, 08:37
Published 15 сентября 2021, 08:37
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Американская нефтегазовая индустрия проявляет все больший интерес к рынку криптовалют. Интеграция майнинга криптовалют с нефтяными месторождениями дает не только дешевый источник энергии в виде попутного газа, но и позволяет снижать выбросы углерода. Репортаж канала CNBC о состоявшейся несколько дней назад в Хьюстоне большой встрече майнеров и руководителей нефтегазовой отрасли вышел на фоне очередного ралли биткоина, который после летнего провала пытается вернуться к апрельским максимумам более $60 тыс. за единицу.
На первый взгляд, нефтяники и майнеры криптовалют находятся на противоположных концах профессионального и социального спектра, но их миры быстро нашли точки соприкосновения. В качестве одного из живых примеров журналисты CNBC приводят техасца Хайдена Гриффина Хаби, который сначала был фермером, затем участвовал в сделках с землей, далее проработал 14 лет в нефтегазовой отрасли, в том числе руководил собственной нефтяной компанией, а последние девять месяцев занимается исключительно добычей биткоинов.
По утверждению самого Хаби, в ноябре прошлого года он принял «апельсиновую пилюлю» — так на криптовалютном жаргоне называется неожиданное прозрение человека, который вдруг понимает, как много он теряет, не инвестируя в биткоины. Спустя месяц Хаби стал соучредителем компании Limpia Creek Technologies, которая снабжает установки для майнинга энергией, получаемой из попутного нефтяного газа. Прежде этот газ попросту сжигался на факелах.
Новым стимулом для бизнеса Хаби нынешней весной стали меры, предпринятые против криптомайнеров властями Китая, где еще недавно этот бизнес процветал.
Но теперь Китай искореняет майнинг криптовалют под предлогом борьбы за экономию электроэнергии, что тут же спровоцировало массовый исход, который Хаби называет словом «Chexit».
«Это возможность, о которой мы не думали», — утверждает он. По словам бывшего нефтяника, китайские майнеры уже понимают, какие возможности может предложить им Техас, способный захватить большую часть китайского хешрейта (вычислительной мощности блокчейн-сети).
Биткоин-майнеры больше всего заинтересованы в наличии дешевых источников электроэнергии, и Техас практически идеально подходит для их потребностей: здесь нет ограничений на добычу криптовалют, энергосистема дерегулирована, а главное, множество недорогих источников энергии. «Это Техас, ребята. У нас есть то, что вам нужно, так что приходите. Мы — мировая энергетическая столица», — утверждает Хаби.
Еще один биткоин-амбассадор Техаса — Паркер Льюис, исполнительный директор компании Unchained Capital, предоставляющей финансовые услуги в сфере криптовалют. Практически все местные майнеры называют его будущим мэром техасской столицы Остина, хотя сам Льюис пока не занимается политикой — он посвящает все свое время пропаганде биткоина. В мае организованное им мероприятие Houston Bitcoin Meetup собрало всего 20 человек, а спустя четыре месяца на встречу в Хьюстоне прибыло более 200 участников со всего Техаса, а также из Калифорнии, Колорадо, Луизианы, Пенсильвании, Нью-Йорка, Австралии и Великобритании. «Я просто знал, что Хьюстон — это бомба благодаря связи между энергетикой и майнингом. Это ключевой фактор для того, чтобы Техас стал мировой столицей биткоина», — заявил Льюис CNBC.
«Зал был наэлектризован: чтобы тебя услышали, нужно было кричать. Никто из присутствующих не упоминал какую-либо другую криптовалюту, кроме биткоина. Ощущалась атмосфера скрытности — и одновременно страха упустить что-то важное», — описывают журналисты атмосферу встречи, состоявшейся в ангаре для хранения винтажных автомобилей на одной из неприметных улиц Хьюстона.
Прибывший в Техас майнер Алехандро де ла Торре, родившийся в Испании, на протяжении нескольких лет колесил по миру в поисках оптимального места для добычи биткоинов и в итоге осел в Китае. После того, как китайские власти начали борьбу с криптовалютами, де ла Торре в 3 часа ночи позвонил его шеф со словами, что он должен уехать в Техас, и уже на следующий день он был в Остине. Сейчас де ла Торре переправляет свое майнинговое оборудование нового поколения в США, но отказывается сообщать какие-либо подробности о пункте назначения или о технических характеристиках аппаратуры, чтобы не дать преимущество конкурентам.
«Это все через корабли и со стороны Тихого океана, — сказал Де Ла Торре CNBC. — Порт зависит от того, где остановятся буровые установки».
Хаби, в остальном приветливый и открытый человек, также лишь в общих чертах рассказывает, где находятся майнинговые установки его компании. Западный Техас — это слишком неопределенная локация: адепты биткоина заботятся о конфиденциальности точно так же, как и компании нефтегазовой отрасли. К тому же для некоторых участников встречи майнинг — это не единственная профессия, и их основным работодателям может не понравиться участие в подобной деятельности.
В течение многих лет американские нефтяники пытались решить проблему случайного попадания в газовый пласт во время бурения нефтяных скважин. Если буровая площадка находится в непосредственной близости от газопровода, выход прост: газ можно продать ближайшему покупателю, получив за него столько, сколько он готов заплатить в тот же день. Но если газопровода в досягаемости нет, нефтяным компаниям приходится искать иные способы утилизации газа.
Прямые выбросы метана или сжигание попутного газа не являются оптимальными решениями с точки зрения экологии — в отличие от использования его для получения энергии, необходимой для майнинга.
Адам Ортольф, представитель компании Upstream Data, поставщика портативных решений для нефтегазовых объектов, отмечает, что нефтяные компании будут использовать попутный газ для генерации энергии лишь при условии, если будут понимать экономический эффект. Однако ему понадобилось несколько лет для убеждения нефтяников в том, что установка на месторождениях майнингового оборудования — это разумная и надежная с финансовой точки зрения идея.
«В 2018 году меня со смехом выгоняли, когда я говорил о добыче биткоинов на факельном газе», — признался Ортольф на встрече с майнерами. Но теперь эта модель активно используется. Например, использующая ее компания Upstream, основанная инженером Стивом Барбуром, успешно использует ее в работе со 140 майнинговыми фермами по всей Северной Америке.
«Это лучший подарок, который могла получить нефтегазовая индустрия. У компаний оставалось без использования много углеводородов, но теперь они не ограничены географией, чтобы продавать энергию», — утверждает Ортольф.
Такое решение поможет нефтяникам сократить «углеродный след» некоторых месторождений, а майнерам получить дешевую электроэнергию. Согласно недавней статистике, в США ежедневно бесцельно расходуется около 1,5 млрд кубических футов (42 млн кубометров) природного газа. Фактические цифры, вероятно, еще выше.
Участники встречи в Хьюстоне не хотят ограничиваться отдельными стартапами — они хотели бы масштабировать свои начинания на всю страну. Поэтому в ходе дискуссии быстро возникла политическая тема регулирования рынка криптовалют и связанных с ними услуг, которая сейчас на слуху у американских майнеров.
В начале августа группа сенаторов США сообщила о подготовке поправок в финансовое законодательство, касающихся цифровых активов.
Предполагается, что на владельцев криптовалют будет возложена дополнительная налоговая нагрузка за счет отнесения к категории брокера всех, кто так или иначе имеет отношение к биткоину и его родственникам — майнеров, трейдеров и просто владельцев негосударственных цифровых валют. Поэтому американские криптоактивисты опасаются, что их страна может пойти китайским путем.
Некоторые из присутствовавших на собрании в Техасе объявили, что готовы выйти на связь с сенатором-республиканцем Тедом Крузом, который представляет штат в Конгрессе с 2013 года. «Нам нужно работать со всеми, кто настроен против биткойнов. Нас в Америке 45 миллионов, и мы не молчим», — заявил один из участников мероприятия.