Posted 15 августа 2017, 14:00
Published 15 августа 2017, 14:00
Modified 16 августа 2022, 21:42
Updated 16 августа 2022, 21:42
Дональд Трамп находится в должности президента США меньше года, но уже успел кардинально поменять торгово-экономическую политику страны. Особенно сильно перестройка коснулась добычи и продажи энергоресурсов, рикошетом ударив по экологам. Последние давно являются влиятельным политическим движением, тем не менее в Белом доме решились объявить о выходе США из Парижского соглашения по климату. Безусловно, к защите окружающей среды Парижское соглашение, как и действующий Киотский протокол, имеет опосредованное отношение. Это, скорее, политический манифест, в ультимативном порядке требующий перераспределения финансов в пользу индустрии, производящей возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Насколько развитие ВИЭ полезно для климата планеты, остается под большим вопросом.
Россия готова удерживать средний рост температуры на планете
Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской назвал выход США из Парижского соглашения ошибкой и торпедированием всего договора в целом.
«Новость для тех, кто еще сомневался. Чудовищная ошибка!!! Трамп фактически абортировал Парижское соглашение, исключив из него США, крупнейшего игрока»,
– сообщил министр на своей странице в Facebook.
Россия ратифицирует Парижское соглашение по климату до 2020 года. Об этом СМИ сообщил пресс-секретарь Минприроды РФ Николай Гудков.
Отметим, что ранее в России многие были не в восторге от соглашения. Еще в декабре 2015 года владелец «Русала» Олег Дерипаска в интервью Financial Times назвал Парижское соглашение «галиматьей» и предложил ввести глобальный налог на углеводороды – от $15 за тонну эквивалента CO2.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в письме Владимиру Путину отмечал, что реализация такого предложения обойдется российской экономике чуть ли не в $100 млрд в год, в то время как ущерб от климатических изменений – 60 млрд руб. в год.
Президент РФ Владимир Путин, выступая в 2015 году на конференции ООН по климату в Париже, заявил, что Россия перевыполнила обязательства по Киотскому протоколу: «Мы перевыполнили обязательства по Киотскому протоколу… В 1991-2012 годах Россия не только не допустила роста выбросов парниковых газов, но значительно их уменьшила, благодаря чему в атмосферу не попали около 40 млрд тонн эквивалента углекислого газа». Для сравнения Путин привел объем выбросов парниковых газов всех стран мира в 2012 году – 46 млрд тонн.
«Можно сказать, что усилия России позволили затормозить глобальное потепление почти на год»,
– указал президент РФ. Он отметил, что к 2030 году Россия уменьшит выбросы до 70% по сравнению с базовым 1990 годом.
Белый дом не понимает значения Парижского соглашения по климату
Решение президента США можно понять: «климатические проблемы» назойливо мешают ему заявлять о реализации своей предвыборной программы повышения промышленного производства. Трамп сообщил, что выполнение условий договора означало бы сокращение 2,7 млн рабочих мест в США в ближайшее десятилетие.
«Это соглашение не столько про климат, сколько про предоставление другим странам финансового преимущества над Соединенными Штатами, – сказал Трамп. – Они обезумели от счастья. Они рукоплескали, когда мы подписали Парижское соглашение. Его выполнение поставило бы США в экономически невыгодное положение».
Слова Трампа – это в значительной степени лукавство. Парижское соглашение по климату настолько условно, что неспособно представлять какую-либо угрозу для промышленности страны, подписавшей документ. Соглашение было принято 12 декабря 2015 года по итогам XXI конференции Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК, 1992 год) в Париже. Делегации со всего мира решили, что для предотвращения необратимых последствий для экологии человечеству необходимо удержать рост средней температуры в пределах 1,5-2 °C по отношению к показателю доиндустриальной эпохи.
Для удержания роста температуры страны обязались принять национальные планы снижения выбросов парниковых газов, пересматривая их в сторону ужесточения каждые пять лет. Предполагалось к 2020 году разработать национальные стратегии перехода на «зеленые» технологии и безуглеродную экономику. Соглашение также обязывает страны ежегодно выделять в Зеленый климатический фонд $100 млрд для помощи слаборазвитым и наиболее уязвимым странам. После 2025 года сумма должна быть пересмотрена в сторону увеличения «с учетом потребностей и приоритетов развивающихся стран».
В отличие от Киотского протокола соглашение не предполагает торговлю квотами на выброс газов. Важно и то, что первоначально Парижское соглашение было одобрено США и Китаем – основными поставщиками «парниковых газов», на долю которых приходится 38% общемировых объемов выбросов.
В соглашении не прописаны конкретные обязательства по снижению или ограничению выбросов, механизмы контроля или меры принуждения к исполнению – каждое государство будет самостоятельно определять политику. Не предусмотрены последствия за неспособность выполнять поставленные задачи. Непонятно, что мешало Белому дому и дальше поддерживать экологическую риторику.
Между тем в США очень сильное «зеленое движение».
После демарша Трампа губернаторы штатов Калифорния, Вашингтон и Нью-Йорк, на которые приходится пятая часть экономики США, – Джерри Браун, Джей Инсли и Эндрю Куомо – заявили о создании «климатического союза». Они пообещали доказать, что США смогут продолжить усилия по сокращению выбросов, в том числе ограничивая использование угля в электроэнергетике и регулируя свои системы квот.
По мнению экспертов, заявления политиков по Парижскому соглашению – чистейшая политика. Даже если оно будет реализовано, то в среднесрочной перспективе не сможет оказать серьезного воздействия на развитие мирового ТЭК.
США могут вернуться в соглашение
Пресс-секретарь Министерства природных ресурсов РФ Николай Гудков заметил, что выход США не повлияет на исполнения данного соглашения.
«В нем присутствуют страны с большими выбросами, например Китай, поэтому очевидно, что и без США исполнение соглашения будет результативно»,
– заметил Гудков в интервью «НиК».
По его мнению, через некоторое время решение может быть скорректировано.
«Предыдущая администрация Белого дома взяла на себя обязательства по наполнению фонда развития «зеленых технологий» в третьих странах. Если этот пункт будет скорректирован, возможно, США вернутся в соглашение», – считает Гудков. Он отметил, что энергетические компании Соединенных Штатов, а также эксплуатанты и производители различного рода ВИЭ уже участвуют в исполнении условий Парижского соглашения.
Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов также считает, что США могут вернуться к Парижскому соглашению.
«Оно продолжит существование. Более того, часть американских компаний намеревается данное соглашение выполнять. Когда Трамп покинет Белый дом, США, вероятно, вновь присоединятся»,
– заявил эксперт в интервью «НиК». Он отметил, что Китай будет уменьшать выбросы газов при наличии соглашения или без него: «Страна имеет собственную программу сокращения угольной генерации, связанную с тем, что уровень загрязнения воздуха в ряде мегаполисов Поднебесной близок к критическому».
Он добавил, что для российской экономики присоединение к соглашению или отказ от него радикальных изменений не принесет.
«Объем производимых нами выбросов мал. Дорогостоящие последствия для российской экономики практически исключены. Но поскольку соглашение поддерживается влиятельными политическими силами «зеленых», прежде всего в ЕС, наше участие рассчитано на улучшение отношения к стране некоторых европейских партий»,
– указал Хестанов.
Парижское соглашение по климату имеет политическое значение
Доцент Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко напомнил, что США всегда действовали так, как им удобно.
«Позиция России по соглашению политическая, ориентированная на поддержание общемировой стабильности. И заявления российских должностных лиц по вопросу выхода США из Парижского соглашения надо рассматривать через призму отношений с Соединенными Штатами», – отметил эксперт в интервью «Ник».
Он согласен, что документ не окажет особого влияния на российскую экономику.
«Парижское соглашение по климату существует в одной реальности, а конкретная экономическая ситуация – в другой. Далеко не всегда подобного рода соглашения выполняются его подписантами, нося декларативный характер. Поэтому оно не может серьезно отразиться на нашей экономике. Тем более что в добывающем нефтегазовом секторе наблюдается стагнация», – пояснил Демиденко.
Трамп решил искоренить «экологическую» лексику
Администрация Белого дома всерьез примерила на себя доспехи Дон Кихота и решила бороться с ветряными мельницами. Если Барак Обама исходил из того, что Америка будет постепенно переходить в состояние постиндустриального общества, и больше опирался на финансовый сектор, то Трамп решил придать новый импульс реальному сектору. Он даже собрался искоренить современную «экологическую» лексику, по крайней мере на уровне госучреждений.
По информации The Guardian, в январе 2017 года руководство Министерства сельского хозяйства США запретило сотрудникам службы охраны природных ресурсов использовать на работе некоторые формулировки, в том числе «изменение климата» и «сокращение парниковых газов».
Reuters сообщает, что американским дипломатам рекомендовали «уклоняться» от вопросов о том, что необходимо сделать для убеждения администрации президента Трампа вновь принять решение присоединиться к Парижскому соглашению.
Но складывается впечатление, что крестовый поход против климатической легенды начался слишком поздно. По данным последних опросов американской государственной радиостанции NPR, большинство граждан не поддерживают выход США из Парижского соглашения, поэтому вероятность возвращения в него Вашингтона очень велика. Хотя, возможно, Дональду Трампу все же удастся привлечь средства на развитие традиционного энергетического сектора страны, основанного на ископаемом топливе.