Posted 15 февраля 2022,, 08:28

Published 15 февраля 2022,, 08:28

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Добровольный рынок углеродных единиц на подъеме

15 февраля 2022, 08:28
Весь прошлый год мы наблюдали за неожиданным взлетом стоимости разрешений на выбросы углерода в Евросоюзе, которая в итоге выросла на 140%.
Сюжет
EY Oil & Gas

С начала 2022 года она поднялась еще на 15%, так что эта тенденция продолжает набирать обороты благодаря амбициозной климатической повестке ЕС, а также ситуации на европейском энергетическом рынке и увеличению объемов угольной генерации. Аналогичная динамика, хотя и в более сдержанной форме, наблюдалась и на регулируемых рынках других регионов: например, в Северной Америке оборот регулируемого углеродного рынка, который включает в себя две региональные инициативы (Western Climate Initiative и Regional Greenhouse Gas Initiative) вырос на 89% г-к-г.

В целом же, согласно недавно опубликованному отчету Refinitiv Carbon Market Year in Review, совокупная стоимость разрешений на выбросы углекислого газа, проданных на мировом рынке в 2021 году, увеличилась на 164% год-к-году, до €760 млрд. При этом увеличение объемов не было столь стремительным — 24%.

Безусловно, основная часть прироста пришлась на европейскую систему торговли выбросами. Немаловажную роль также сыграл запуск таких систем в вышедшей из ЕС Великобритании и в Китае, хотя китайская система все еще остается менее ликвидной по сравнению со своими европейскими и североамериканскими аналогами.

Если на регулируемом рынке компании подтверждают право на выброс парниковых газов в рамках установленной регулятором квоты, то на добровольном — сокращение эмиссии, достигнутое в результате реализации проекта по уменьшению выбросов парниковых газов в соответствии с установленными требованиями и критериями существующих стандартов (около 85% всего рынка приходится на стандарты Gold Standard и Verified Carbon Standard). Драйвером первого становятся национальные цели по сокращению эмиссии или достижению углеродной нейтральности, а второго — поставленные обязательства бизнеса по сокращению собственных выбросов.

На добровольном рынке динамика тоже оказалась впечатляющей по результатам прошлого года. Количество выкупленных кредитов на выбросы (т.н. карбоновых оффсетов) увеличилось на 58% г-к-г.

Пока не весь объем выпущенных карбоновых кредитов выкупается (около 40% в 2020 году и чуть менее 45% в 2021 году), что обусловлено рядом факторов, среди которых особенности предложения (выполненные проекты продолжают генерировать углеродные единицы длительное время, а новые реализуемые проекты только увеличивают объем рынка) и определенное недоверие к его качеству (в том числе из-за того, что нередко реальные сокращения отсутствовали).

Но в будущем разрыв будет сокращаться, чему будут способствовать цели по достижению углеродной нейтральности, которые ставит перед собой все больше компаний, а также выполнение других климатических обязательств, в том числе за счет компенсации выбросов углекислого газа.

На этом фоне ожидается и рост цен на карбоновые оффсеты, которые пока на порядок ниже, чем на регулируемых рынках (по данным Ecosystem Marketplace, средневзвешенная стоимость углеродной единицы (тонны) на добровольном рынке выросла с $2,5 до $3,5). Уже сейчас в динамике виден вектор — с августа 2021 г. стоимость фьючерсов углеродных кредитов (nature-based global emissions offset), связанных с поглощением природными ресурсами, выросла с $6 за тонну СО2-экв до $15 к февралю 2022 г. Уже к 2050 г. BloombergNEF прогнозирует от $50 до $120 за тонну в зависимости от сценария.

Таким образом, будет расти и оборот всего добровольного рынка. В прошлом году он установил новый исторический рекорд — более $1 млрд (для сравнения, около $300 млн в 2018 году, а за все время существования — $6,7 млрд), но это капля в море по сравнению с прогнозами. По мнению экспертов, этот показатель будет только расти: от $100 млрд к 2030 году до $550 млрд к 2050 году, что уже сопоставимо с сегодняшними оборотами регулируемых рынков.

Учитывая этим прогнозы, некоторые транснациональные корпорации уже приступили к самостоятельной реализации климатических проектов как для собственных целей, так и для дальнейшей диверсификации своей выручки. В частности, крупные нефтегазовые компании, являющиеся потребителями на добровольном углеродном рынке, уже начали покупать сами проекты или крупные доли в них с намерением защититься от роста цен на углеродные единицы в будущем.

"