Posted 14 апреля 2022, 09:31
Published 14 апреля 2022, 09:31
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
В ряде регионов Украины сложно найти работающие АЗС. Однако это проблемы мирного населения. Что же касается военной инфраструктуры, то страны НАТО говорят о поставках Киеву тяжелой военной техники, в том числе танков, бронемашин, самоходных гаубиц. Очевидно, что все это оружие передвигается не на гужевой тяге, поэтому остается вопрос, кто и каким образом будет осуществлять поставки ГСМ Украине?
7 апреля представитель Пентагона проводил консультации с Киевом относительно потребностей украинской стороны в топливе. Ему был задан вопрос, есть ли в настоящее время на Украине нехватка горючего и готовы ли США осуществить его поставки. «Я лишь скажу вам, что мы обсуждали с украинцами потребности в топливе, эти обсуждения продолжаются. Я ограничусь этим». Он не пояснил, какие меры может принять американская сторона. Из этой цитаты совершенно не следует, что Вашингтон собирается обеспечить работу военной техники собственным горючим.
Ни для кого не секрет, что ранее большая часть ГСМ попадала на Украину из Белоруссии и России.
Естественно, что сейчас эти поставки прекращены. Более того, в апреле Россия высокоточным оружием уничтожила топливные хранилища Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, ранее был нанесен ряд ударов по нефтебазам в разных областях и районах страны. В Европе лишних объемов мало, да и те — по баснословным ценам. Согласно ранее озвученной оценке участников украинского топливного рынка, дефицит ГСМ в стране наступит в апреле.
Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн сообщил изданию Enkorr.ua, что уничтожено более 20 объектов нефтебазового хозяйства страны: «Первые из атакованных объектов имели определенные запасы, а «мартовские» уже в большинстве своем рынок успел опустошить». Но в условиях нехватки горючего это существенные потери. Он предложил и механизм насыщения рынка топливом, а именно приобретение большего количества бензовозов, которые могут привозить горючее напрямую из-за границы. Премьер-министр Денис Шмигаль поспешил успокоить своим заявлением, что из-за уничтожения нефтебаз на Украине возник дефицит горючего, но потребности военнослужащих в горючем полностью удовлетворены.
При этом не стоит забывать, что словосочетание «энергопоставки на Украину» в последние 30 лет ассоциируются в лучшем случае с отсутствием логики, причем это касается далеко не только экспорта газа, но и той ситуации, которая сложилась на украинском рынке нефтепродуктов в период спецоперации. Очевидно, что, судя по заявлению Шмигаля, страна сделала хорошие запасы дизеля и керосина и явно не за счет импорта из западной Европы.
Вопрос в том, как это ей удалось? Ведь еще летом 2019 года Москва решила ответить на санкции Киева в отношении российских товаров: постановлением правительства РФ был введен запрет на экспорт российской нефти, нефтепродуктов и угля на Украину. Но в документе присутствовало уточнение, согласно которому продукцию ТЭК можно было вывозить по разрешениям Минэкономразвития РФ. В этот список исключений вошли дизельное топливо и товарный бензин. Как не сложно догадаться, все эти 3 года больше всего топлива продолжало идти в «Незалежную» из Белоруссии и России. Кстати, как ранее сообщали эксперты, первый запрет правительства на поставки нефтепродуктов на Украину был введен еще в конце 2014 года, потом его регулярно повторяли.
Однако к январю 2022 года эти ограничения на поставки были забыты настолько, что российским компаниям удалось значительно увеличить экспорт дизельного топлива Киеву, он достиг трети в общем балансе страны.
По данным Enkorr.ua, в первом месяце текущего года Украина импортировала 172 тыс. тонн российского дизтоплива, поставки выросли на 41 тыс. тонн. Общий баланс украинского рынка дизтоплива в январе составил 552 тыс. тонн. При этом Белоруссия осталась основным поставщиком. Ее доля составила 44%, но в любом случае эти нефтепродукты были сделаны из российской нефти.
Весьма примечательно, что летом 2021 года председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий призывал прекратить поставки на Украину российского топлива и горюче-смазочных материалов, которые могут использоваться украинскими вооруженными силами на Донбассе: «Наверное, имеет смысл задуматься о том, чтобы нам не вести некие переговоры, которые уже который год ничего не дают, а задуматься над тем, чтобы нам как-то физически лишить украинскую сторону возможности запускать на юго-восток танки на наших ГСМ», — заявлял Слуцкий в эфире радио «Вести ФМ». Тогда к этим словам никто не прислушался. Любопытно, что еще в начале февраля 2022 года Куюн прогнозировал: «Война, о которой все говорят, если и начнётся, то не с ракет. Сначала нам перекроют топливный кран», и он ошибался. Исполнить постановления правительства России о запрете на экспорт российской нефтепродуктов на Украину удалось только благодаря спецоперации.
В настоящее время российским топливом снабжаются только те территории, на которых стоят российские войска. По информации пророссийских СМИ, местные жители в Херсоне рассказывают: «Идет посевная. Фермерам раздали бесплатное топливо и сверхдешевые удобрения (в 4-5 раз дешевле, чем при украинской власти). Фермеры в шоке от таких «пряников», пророссийские настроения в их среде нарастают».
Отметим, ранее треть украинского рынка занимали ГСМ из Европы. Собственная нефтепереработка обеспечивала лишь 15% потребления, из-за боевых действий она практически остановлена, но серьезного влияния на топливный рынок Украина данный факт не оказывает. Поставки из европейских стран в свою очередь продолжаются. Сейчас главная топливная артерия Украины проходит через Литву и Польшу. ГСМ доставляются по железной дороге и автоцистернами. Ранее были еще пути из Турции и Азербайджана по морю, но они полностью перекрыты. В украинских СМИ даже мелькают высказывания, что вскоре на АЗС страны появится американский дизель. Это, конечно, несколько фантастическое предположение, поскольку США вряд ли будут на регулярной основе оказывать такого рода благотворительность.
Что же касается европейской нефтепереработки, то в ближайшее время она может пойти по пути тяжелых потрясений. В ЕС ведутся активные дискуссии о введении эмбарго на импорт нефти из России, а это верный путь к кризису. Ведь российскую нефть можно заменить сырьем других поставщиков, но нефть из других источников будет в любом случае дороже, так как для нее потребуется выстраивать новые логистические пути, кроме того, вырастут цены и на мировом рынке. Все это очень сильно затруднит благие намерения европейских стран спасать топливную инфраструктуру Украины.
Заместитель председателя правления Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев рассказал «НиК», что с 2015 года на Украине резкое сократилось потребление бензина: «Если в 2015 году они потребляли 3,6 млн тонн бензина, то сейчас только 1,8 млн тонн, при этом до 1,3 млн тонн в год выросло потребление СУГов.
То есть произошло замещение нефтяного топлива»,
— заметил эксперт.
По его словам, по сути, на Украине нет и собственной перерабатывающей отрасли: «В стране было 7 НПЗ, 6 из которых закрыли в период с 2004-2012 годов. Кременчугский завод [единственный работающий украинский НПЗ — «НиК»] вывели из строя, Шебелинское ОПГКН [Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти] стоит», — пояснил Гусев.
Касаясь экспорта нефтепродуктов, он напомнил, что Россия и Белоруссия по понятным причинам топливо не поставляют, при этом широкая железнодорожная колея идет на Украину только из России, Белоруссии и Прибалтики: «Безусловно, идет снабжение автомобильным транспортом и железнодорожным, «водой» поставить никто не рискнет. Основные морские терминалы у них — это Одесса, устье Дуная. Продуктопровод на Венгрию, который перекачивал транзитом дизель, стоит. По СУГ Россия и Белоруссия также были основными поставщиками. По большому счету сейчас Украина находится в топливной блокаде», — считает Гусев.
Он отметил, что при этом фактический рынок топлива в стране 1,5-2 раза больше, чем декларируемый: «Там присутствует «черный рынок», а если он есть, то людям не до выбора топлива, было бы что купить». В связи с этим эксперт добавил, что сейчас большинство европейских контрагентов хотят приобрести российское топливо, рассказывая, что Украина просит у них топливо по любой цене.
Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов также указал на то, что на Украине за последние 8 лет потребление нефтяных моторных топлив сокращалось быстрыми темпами, бензин и дизель замещались пропан-бутаном: «В последние два года украинское потребление топлива на душу населения было в три раза меньше, чем в России. Потребности страны в моторном топливе относительно невелики. Украина к началу текущего года сама производила часть моторных топлив, основную часть на Кременчугском НПЗ и на Шебелинском отделении по переработке газового конденсата и нефти (Шебелинский ОПГКН в 2017 году производил 133,82 тыс. тонн бензинов, 97,38 тыс. тонн дизельного топлива). При этом основная часть топлива завозилась. Главными поставщиками были Белоруссия и Россия. Когда между Москвой, Киевом и Минском отношения обострялись, Украина увеличивала закупки из Прибалтики и Румынии.
Теоретически сейчас моторное топливо может идти с территории Польши и Румынии»,
— рассказал эксперт.
По его словам, Украина к марту 2022 года сделал большие запасы моторных топлив, в основном дизеля и авиакеросина: «Обычно объемов запасов хватает на месяц-полтора, но, видимо, в настоящее время объем запасов дизельного топлива был еще больше. Наверняка делались и дополнительные запасы бензина. Часть запасов до сих пор остается где-то на западе страны и пополняется соседними странами. Кременчугский НПЗ аккуратно вывели из строя, там не повредили ни одну из установок по переработке нефти, разрушен только резервуарный парк. Остается возможность получать моторное топливо у западных соседей из Прибалтики через Польшу, а также из Румынии. Кроме того, работает Шебелинский ОПГКН», — пояснил Фролов, касаясь темы украинских запасов ГСМ и их пополнения.
Он также напомнил и про арестованный еще год назад нефтепродуктопровод «Прикарпатзападтранс»: «По нему гнали дизель с Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Когда его арестовали, в нем оставался дизель», — уточнил эксперт.
Вместе с тем он отметил, что Россия не единственный поставщик нефти и нефтепродуктов в ЕС, хотя сейчас и занимает на этом рынке первое место: «По данным BP, в 2020 году Россия занимала треть всего европейского импорта нефти — 138,2 млн тонн из 476 млн тонн. Западная Африка и страны СНГ занимали второе место, на третьем были США с поставками легкой нефти. Теоретически у ЕС есть возможность закупаться больше нефти на Ближнем Востоке. По нефтепродуктам 2020 году Россия поставляла в Евросоюз больше всего нефтепродуктов — 57,5 млн тонн нефтепродуктов, и в теории их тоже можно заменить», — указал Фролов.
При этом надо понимать, что если это замещение физически каким-то образом будет произведено, оно очень сильно ударит по европейской логистике, а самое главное — по кошельку рядовых европейцев. В этой ситуации делиться с кем-то нефтепродуктами они вряд ли захотят. Забавно, но не стоит забывать, что одним из главных бенефициаров введения эмбарго на российскую нефть является киевский режим.