Posted 14 апреля 2021, 09:40
Published 14 апреля 2021, 09:40
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
Большие надежды американского сектора альтернативной энергетики на щедрые субсидии в рамках «зеленого курса» президента Джо Байдена могут быть связаны не только с благими намерениями. Один из недавних скандалов, связанных с субсидиями для производителей экологичного топлива, напоминает о том, что на эти деньги претендует и немало аферистов экстра-класса. Многоженцы из американского штата Юта, турецкий бизнесмен, отмывавший деньги через люксембургский офшор, азербайджанский судовладелец, гитарист ирландской рок-группы 1990-х годов, полицейские-взяточники и даже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган — все эти люди фигурировали в деле владельца сети АЗС в Калифорнии Льва Аслана Дермена (Левона Терменджяна), провернувшего глобальную аферу с поставками биотоплива. К судебному процессу, который увенчался пожизненным приговором для организатора схемы, несколько месяцев было приковано внимание ведущих американских СМИ.
Преступный сговор, мошенничество и отмывание денег — так звучали основные пункты обвинения, выдвинутого против эмигранта из Армении Левона Дермена, партнера компании Washakie Renewable Energy — крупнейшего в Юте производителя биодизеля из использованных кулинарных масел и других пищевых отходов. Компания смогла успешно вписаться в программу субсидий федерального правительства США, которое компенсировало производителям биотоплива до $1 за галлон (3,8 литра) горючего.
Однако оказалось, что вместо самостоятельного производства биодизеля на своих мощностях в Юте Washakie покупала и продавала продукцию других заводов, а властям представляла поддельные документы для получения налоговых льгот.
По утверждению прокуратуры, американским налогоплательщикам это обошлось в $511 млн — и это, возможно, минимальная оценка, поскольку в ряде публикаций американской прессы говорилось об ущербе более чем в миллиард долларов.
Сюжет, лежавший в основе дела Дермена, был настолько закручен, что его рассмотрение затянулось на много месяцев. Тем более, что команду адвокатов Дермена возглавил Марк Герагос из Лос-Анджелеса, который в свое время представлял интересы таких знаменитостей, как певец Майкл Джексон и актриса Вайнона Райдер. Сторону обвинения представляли не менее опытные прокуроры Министерства юстиции США из столичного округа Колумбия, специализировавшиеся на налоговых преступлениях.
Первоначально подозрения в организации аферы пали на владельцев компании Washakie — братьев Джейкоба и Исайю Кингстонов, которые стали фигурантами уголовных дел в 2018 году. Пикантности расследованию их деятельности добавляло то, что братья были участниками Кооперативного общества округа Дэвис — одной из организаций, объединяющих сторонников полигамных браков в Юте (как известно, этот американский штат является главным центром поддерживающих и практикующих многоженство мормонов). Первым, кому были предъявлены обвинения в налоговом мошенничестве, стал Джейкоб Кингстон, исполнительный директор Washakie, а затем список подозреваемых пополнили его мать Рэчел Кингстон и первая жена Салли Кингстон. Как выяснилось в ходе судебных разбирательств, всего у Джейкоба Кингстона имеется то ли три, то ли четыре жены.
Но затем обвинение пришло к выводу, что главную роль в схеме играл Лев Дермен — владелец сети заправок в районе Лос-Анджелеса, натурализованный гражданин США. Прежде ему уже предъявлялись обвинения в обмане потребителей: Дермен нарушал правила, согласно которым доля биотоплива в бензиновой смеси не должна превышать 20% — вместо этого он продавал горючее, наполовину состоявшее из биотоплива. Однако привлечь заправщика к ответственности не удалось, он был оправдан в судебном процессе в Калифорнии. Кроме того, в 2003 году Дермену было предъявлено обвинение в нападении на полицейского, но он был оправдан после двух судебных процессов.
Четверо представителей семейства Кингстонов признали себя виновными довольно быстро, после чего версия прокуратуры изменилась: теперь утверждалось, что, начиная еще с 2010 года, главным инициатором мошенничества и отмывания денег с участием Washakie был именно Дермен. В частности, прокурор Артур Дж. Эвенчик настаивал, что Дермен помогал Джейкобу Кингстону искать «левое» биотопливо и рассказывал ему, где отмывать доходы от его продажи.
Кроме того, Дермен и Джейкоб Кингстон, познакомившиеся в 2012 году, пытались скрыть свои махинации, покупая друг у друга различные активы. В ходе судебного процесса стало известно, что Дермен приобрел партнеру и его семье особняк за $4 млн, а Кингстон перевел Дермену $8,5 млн на покупку дома в Хантингтон-Бич (Калифорния). Джейкоб Кингстон также признал, что купил Дермену спорткар Bugatti Veyron 2010 года выпуска по специальной цене более $1,7 млн.
Но сюжет оказался еще более закрученным, когда следствие установило, что деятельность аферистов выходила далеко за пределы Юты и Калифорнии.
Чтобы выводить средства из США, Дермен познакомил Джейкоба Кингстона с турецким бизнесменом по имени Сезгин Баран Коркмаз, который через свой SBK Holding инвестировал миллионы долларов Washakie в авиацию, фармацевтику и энергетические проекты в Турции.
О масштабах этих вложений свидетельствует приложенная к материалам дела фотография, сделанная в сентябре 2017 года — на ней Джейкоб Кингстон и Коркмаз запечатлены в компании президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. По сообщению турецкого информационного агентства Ihlas Haber Ajansı, в этот момент они обсуждали планируемые инвестиции Washakie и SBK в Турцию.
Именно турецкий бизнесмен Коркмаз стал главной причиной того, почему решение суда по делу Дермена затянулось. Лишь через полтора года после начала расследования в Солт-Лейк-Сити были доставлены четыре коробки с финансовыми отчетами из Люксембурга, через который, по утверждению прокуратуры, отмывались доходы от мошенничества. К тому же адвокат Герагос утверждал, что у Коркмаза найдутся оправдательные показания в пользу Дермена, который ожидал приговора в окружной тюрьме Солт-Лейк-Сити в Юте и не признавал вину.
Обвинение Коркмазу предъявлено не было, зато обнаружились новые эпизоды преступной деятельности Дермена. Оказалось, что он регулярно требовал от Кингстонов миллионы долларов на «решение вопросов» с властями. Согласно версии обвинения, Дермен заявлял своим партнерам-многоженцам, что у него есть собственная сеть сотрудников правоохранительных органов, готовых информировать его о действиях контролирующих органов, и что он способен воспрепятствовать расследованию махинаций.
Контакты Дермена с коррумпированными чиновниками и правоохранителями действительно подтвердились. Еще в апреле 2018 года федеральным судом Лос-Анджелеса был приговорен к тюремному заключению представитель Иммиграционно-таможенной полиции США Феликс Сиснерос, который по указанию Дермена тайно ввез в страну некоего человека (не исключено, что это был Коркмаз).
В судебных протоколах упоминался и бывший сотрудник полиции из Глендейла (Калифорния) Джон Саро Балян, который получил 21 месяц лишения свободы за взяточничество, воспрепятствование осуществлению правосудия и ложные заявления относительно его связей с организованной преступностью Армении и Мексики. В ходе суда было сказано, что Дермен и Балян водили дружбу на протяжении десяти лет, пока не поссорились — возможно, это и повлияло на неуязвимость Дермена для правоохранителей. Кроме того, еще в 2017 году по обвинению в препятствовании расследованию ФБР был приговорен к трем годам тюрьмы шериф округа Лос-Анджелес Ли Бака — ему, как сообщил Джейкоб Кингстон, Дермен также давал взятки, якобы за защиту от правоохранительного преследования.
Однако со стороны Дермена, утверждала прокуратура, заявления о влиятельных связях во многом были блефом. Одним из свидетелей обвинения выступил бывший сотрудник Washakie Сантьяго Гарсиа, который под псевдонимом «Комиссар Гордон» отправлял Джейкобу Кингстону текстовые сообщения, утверждая, что может подкупить или запугать высокопоставленных лиц в Министерстве юстиции. Но Кингстон продолжал верить своему партнеру. В 2018 году, незадолго до ареста, он распродавал активы, включая даже грузовик своего сына, чтобы изыскать $6 млн, которые требовал Дермен для сокрытия следов махинаций.
Впрочем, Кингстоны не забывали и о себе. Министерство юстиции США приняло меры для конфискации домов, офисных зданий и сельскохозяйственных активов, приобретенных семейством на деньги их компании Washakie. Кроме того, выяснилось, что Джейкоб Кингстон инвестировал в проект по производству биотоплива, основанный Бренданом Моррисси, гитаристом ирландской некогда ирландской рок-группы My Little Funhouse. Моррисси уже дал показания в Дублине, но был далеко не единственным в списке других людей, которые занимались бизнесом с Дерменом и Washakie. Например, среди партнеров армянина Дермена назывался азербайджанско-турецкий бизнесмен Мубариз Мансимов, владелец крупной судоходной компании Palmali, в прошлом году арестованный в Стамбуле по подозрению в связях с религиозным деятелем Фетхюллахом Гюленом, злейшим врагом Реджепа Эрдогана.
Развязка наступила 16 марта прошлого года, когда 12 присяжных федерального суда в Солт-Лейк-Сити признали Дермена виновным по всем десяти пунктам обвинения. Выйти из тюрьмы до конца жизни 53-летнему Дермену не удастся — в сумме ему назначено 130 лет заключения. Братья Кингстон, можно сказать, отделались легким испугом: они заключили сделку со следствием, предполагающую, что им придется отсидеть не больше 30 лет.
Перевод: Николай Проценко