Posted 13 октября 2018,, 09:58

Published 13 октября 2018,, 09:58

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Тема недели: Нефть не верит в мировой кризис

13 октября 2018, 09:58
Давление Вашингтона растет, и биржи пока не сильно верят в усилия администрации Трампа по сглаживанию последствий новых санкций

С неминуемым приближением 4 ноября, дня ввода американских санкций в отношении иранской нефти, мировой рынок черного золота продолжает испытывать сильные эмоциональные перегрузки. Давление Вашингтона на страны ОПЕК растет. Тем не менее биржи пока не сильно верят в усилия администрации Трампа по сглаживанию последствий новых санкций.

Напомним, что Международное энергетическое агентство (МЭА) понизило прогноз роста спроса на нефть в мире в 2018–2019 гг. на 110 тыс. баррелей в сутки (б/с) – до 1,3 и 1,4 млн б/с соответственно.

Днем ранее об этом сообщили и в ОПЕК. Организация стран – экспортеров нефти также посчитала, что рост спроса на нефть в 2019 г. понизится из-за торговых войн и других факторов, сдерживающих мировую экономику. Согласно этому прогнозу, в следующем году мировой спрос на нефть вырастет на 1,36 млн б/с – до 100,15 млн б/с. Предыдущая оценка роста спроса была на 50 тыс. б/с выше.

Масла в огонь подлил и генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо, который высказал мнение, что коммерческие запасы нефти в 2019 г. могут возобновить рост. В тот же день прогноз Баркиндо косвенно подтвердила и глава Международного валютного фонда Кристин Лагард.

«Рост мировой экономики остается высоким, но становится менее равномерным. Динамика умеренно снижается в условиях напряженности в сфере торговли, более высоких цен на нефть», – заявила она.

Любопытно, что на этом фоне страны Персидского залива не захотели пересмотреть свои планы на добычу в сторону уменьшения. Наоборот, 11 октября стало известно, что Объединенные Арабские Эмираты вслед за Саудовской Аравией решили задействовать свободные мощности. До конца года ОАЭ планирует нарастить производство на 600 тыс. б/с. Саудовская Аравия, в свою очередь, к ноябрю обещала добавить на рынок 550 тыс. б/с.

Тенденцию на увеличение добычи подтверждают и статистические данные МЭА о росте добычи странами ОПЕК в сентябре до 32,78 млн б/с. По данным аналитиков, совокупный рост позволил компенсировать и перекрыть продолжающееся падение добычи в Венесуэле и Иране, которые снизили производительность на 42 тыс. и 150 тыс. б/с соответственно.

Несмотря на старания ближневосточных стран заменить иранский экспорт и негативные прогнозы мирового потребления углеводородов, рынок не спешит менять курс. После некоторого падения нефтяных цен в середине недели, уже в пятницу, 12 октября, они продолжили рост.

На этом фоне эпически прозвучали слова главы ВР Роберта Дадли о том, что санкции в отношении российского энергетического сектора со стороны США могут привести к критическим последствиям.

«Я не думаю, что это случится. Если на «Роснефть», «Газпром» или ЛУКОЙЛ наложить санкции вроде тех, что были применены к «Русалу», вы фактически отключите энергетические системы Европы, а это уже слегка чересчур», – заявил он на конференции Oil & Money 2018 в Лондоне.

Предостережения главы ВР были произнесены неслучайно.

Несколько месяцев назад в Конгресс США были внесены новые «санкционные» законопроекты.

В документе DETER «Защита выборов от угроз путем обозначения красных линий» отмечается, что в случае выявления попыток России повлиять на ход выборов в США администрация Белого дома может заблокировать средства российских банков, включая Сбербанк, ВТБ, «Внешэкономбанк», а также энергетических компаний, таких как «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и другие. «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKAA) также предусматривает ряд ограничений в отношении банков и энергокомпаний РФ.

Эти документы могут быть рассмотрены после того, как пройдут промежуточные выборы в Конгресс в ноябре 2018 г. Нельзя исключить, что администрация Трампа с ее бесхитростной политикой торгового протекционизма посчитает, что США необходимо получить компенсацию за потерю китайского энергорынка, перенаправив свои энергоресурсы союзникам в ЕС. Не зря же американский сенат предложил выделить $1 млрд на защиту ЕС от российских энергоресурсов.

Кроме того, неизвестно, насколько США нужно дешевое черное золото. Дональд Трамп, хотя и критикует ОПЕК за высокие цены, но своим президентством во многом обязан нефтяным компаниям.

Американской сланцевой добыче требуется срочно поправить финансовое состояние; требуют инвестиций проекты транспортировки и сжижения природного газа, которые стали неперспективными после отказа Пекина покупать американский СПГ.

Отраслевые эксперты отмечают, что в ближайшие полгода стоимость нефти действительно может несколько сократиться, но это объясняется не замедлением мировой экономики, а фундаментальным фактором снижения спроса на нефть в зимнее время. Что же касается санкций в отношении российских энергокомпаний, то они действительно выгодны США, но могут подорвать отношения Вашингтона с европейскими партнерами.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов напомнил, что объективно люди потребляют меньше ГСМ в зимнее время, добавив, что небольшое перепроизводство нефти уже случилось и, скорее всего, оно будет сохраняться в первом и во втором квартале 2019 г.

«А вот дальше ситуация на рынке будет интереснее. По прогнозам американского Министерства энергетики, в 2019 г. сланцевики США прибавят порядка 1 млн б/с. При этом Соединенные Штаты уже в 2019 г. уверенно перешагнут отметку потребления нефти в 20 млн б/с, а добывать будут порядка 11,5 млн баррелей. «Бег черной королевы» из «Алисы в Зазеркалье» преследует американскую нефтяную энергетику – у них растет добыча нефти, но из-за роста населения потребление моторных топлив увеличивается еще сильнее», – указал эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что, согласно последним исследованиям, в мире есть только 9 стран, в которых можно постараться найти новые запасы и нарастить производство нефти: США, Россия, Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак, ОАЭ, Кувейт и Бразилия.

«Во всех остальных странах добыча стабильно падает. Это падение и будет компенсировать рост производства нефти в девяти нефтедобывающих странах. Такая перспектива нефтяного рынка гораздо более существенный фактор, чем все остальные прогнозы развития мировой экономики», – считает Анпилогов.

Он уточнил, что мировые резервы нефти существенно иссякли.

«Даже у Саудовской Аравии, согласно независимым оценкам, уже нет того запаса в 2–2,5 млн б/с, которые она могла бы быстро поставить на рынок. Хотя еще в начале 2000-х гг. у Эр-Рияда была такая возможность», – рассказал эксперт.

По его мнению, под конец 2018 г. цена нефти может упасть даже до $60 за баррель.

«А в середине 2019 г. я бы ожидал повышения стоимости нефти, возможно, и до $100 за баррель», – заявил Анпилогов.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в интервью «НиК» отметил, что ближневосточные страны могут снизить стоимость нефти, но они этого не хотят.

«Им нужно занять больший сегмент рынка. Но странам-экспортерам нужна высокая цена», – заявил эксперт. Он подчеркнул, что демпинг, на который может пойти Эр-Рияд, хорош в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – неэффективен.

Журавлев указал и на то, что у Саудовской Аравии непростые отношения с США.

«Трамп признал Иерусалим столицей Израиля, до него на такой шаг не решался ни один американский лидер. Поэтому, даже чисто политически, дешевая нефть Саудовской Аравии не нужна»,

– пояснил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, могут ли США ввести жесткие санкции в отношении российских энергокомпаний, директор Института региональных проблем заметил, что, хотя Трамп и является человеком простых решений, это встретит крайнее неодобрение у стран ЕС.

«Если они будут угрожать европейским компаниям, покупающим российские углеводороды, начнется германо-американская война. Без российского газа и нефти можно будет закрывать всю немецкую промышленность», – считает Журавлев.

Анпилогов, в свою очередь, напомнил, что, хотя США и не зависят от российской нефти, от нее зависят Европа и Китай, то есть те страны, которые по большому счету администрации Трампа не жалко.

«США будут продвигать какие-либо ограничения для российских энергоресурсов, но это будет очень неуспешный проект. Европа уже и так жутко зла на США по поводу выхода Вашингтона из иранской ядерной сделки. Если же администрация Трампа захочет ввести санкции и в отношении российских энергоресурсов, США никто не поддержит», – уверен эксперт.

Екатерина Вадимова

"