Posted 13 октября 2017,, 16:05

Published 13 октября 2017,, 16:05

Modified 15 сентября 2022,, 20:20

Updated 15 сентября 2022,, 20:20

Итоги недели: хрупкий баланс нефтяного рынка

13 октября 2017, 16:05
Прошедшая рабочая неделя для российской энергетики прошла в позитивном ключе

Стоимость нефти уверенно держалась выше $55 за баррель и после небольшого снижения 12 октября, в пятницу 13 октября уже продолжила рост. Газовый сектор из-за необходимости реализации проекта «Северный поток-2» в основном беспокоила тема встречи президента РФ Владимира Путина с представителями немецкого бизнеса. И судя по заявлению пресс-секретаря главы России Дмитрия Пескова, эти переговоры еще раз подтвердили заинтересованность Германии в данной газотранспортной артерии.

Нефть растет – доллар снижается

Любопытно, что после визита в РФ короля Саудовской Аравии поддержать «черное золото» решило и Международное энергетическое агентство, сообщившее, что рынок нефти и нефтепродуктов в 2018 году будет в целом сбалансирован: «Что касается следующего года, рынок нефти и нефтепродуктов видится нам в целом сбалансированным, предполагая, что ОПЕК сохранит свою добычу нефти примерно на текущем уровне (32,7 миллиона баррелей в день)», – сообщило агентство в своем октябрьском докладе. Увеличение же предложения со стороны стран, не входящих в ОПЕК, будет компенсировано ростом спроса на нефть в мире. Пространство для роста цен на нефть при реализации данного сценария видится МЭА ограниченным.

При этом международное энергетическое агентство отметило, что Россия в сентябре, по предварительным данным, снизила добычу жидких углеводородов к октябрю прошлого года на 318 тысяч баррелей в сутки, до 11,279 миллиона, выполнив соглашение по сокращению добычи нефти на 106%. В августе этот показатель был слегка ниже – 104%.

На этом фоне достаточно интересно выглядит заявление главы «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова о том, что соглашение стран ОПЕК и ряда других нефтедобывающих стран (ОПЕК+) о сокращении нефтедобычи при цене нефти в $60 за баррель продлевать нецелесообразно. «Если цена достигнет 60 долларов, то, я думаю, мы можем плавно выйти из соглашения, – сказал он в интервью Bloomberg. – Если мы достигнем цели в 55-60 долларов за баррель, то дальнейшее сокращение нефтедобычи будет нецелесообразным», – добавил глава компании.

Ранее в ходе выступления на «Российской энергетической недели» он объяснял свою позицию тем, что важно вовремя выйти из соглашения по сокращению нефтедобычи ОПЕК+, чтобы не возникло дефицита нефти на рынке и большого роста цен на нефть.

Вместе с тем, отраслевые эксперты не склонны разделять оптимизм главы «ЛУКОЙЛа» относительно скорейшего роста нефтяных цен. Ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский в интервью «НиК» отметил, что сейчас нефть снижается на двух факторах – снижение доллара и сезон ураганов, который серьезно испортил американскую статистику. При этом он уверен, что оба этих фактора приходящие и способны развернуться в другую сторону. В частности, по словам эксперта, к важным причинам снижения доллара можно отнести обещание председателя Федеральной резервной системы (ФРС) Джаннет Йеллен распродавать активы баланса ФРС: «Это очень негативный фактор для американской валюты, поскольку речь идет о триллионах долларов, на которых де-факто нет покупателя. Американские аналитики видят негативный сценарий «расчистки» этого баланса и распродают доллар. Если федрезерв США откажется от идеи распродавать свой баланс, то доллар начнет укрепляться, а нефть соответственно падать», – заметил Вадим Рожанковский.

По его мнению, сейчас на нефтяном рынке спрос и предложения более и менее сбалансированы: «Есть определенный элемент продажи запасов, но не очень существенный. Хотелось бы верить, что нефть находится в цикле роста, но это, прежде всего, статистика, а она показывает, что спрос на нефть действительно немного растет, но только в той мере, в которой растет мировая экономика и население земли». Однако он уверен, что данный показатель недостаточен для утверждения положительного прогноза по динамике цен на нефть: «Дело в том, что согласно данным МВФ, а также других аналитических структур, мировая экономика еще не вышла из рецессии после кризиса 2008 года. Я бы поостерегся говорить о том, что России надо менять стратегию на нефтяном рынке пока не будет четкого сигнала, о том, что мировая экономика выходит из рецессии. Зачем России сейчас выходить из договора ОПЕК+?! Если бы они были совершенно бесполезными, тогда это можно было бы сделать. У России с ОПЕК сейчас общие интересы, зачем хлопать дверьми там, где ты можешь и так выйти», – заявил аналитик.

«Северный поток-2» продолжает готовиться к старту

Не менее важной для российской энергетики стала встреча 12 октября в Сочи президента России Владимира Путина с деловыми кругами ФРГ. «Компании, которые так или иначе задействованы в «Северном потоке» – да, они выражали свое намерение продолжать. И выражали надежду на то, что ничто не помешает: ни внешние факторы, искусственно и неконкурентно навязанные, ни какие-либо другие», – сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков по итогам встречи.

Стоит отметить, что данная встреча проходила на фоне заявления зампреда Еврокомиссии (ЕК) по вопросам Энергосоюза Мароша Шефчовича, в котором он сообщил о желании Евросоюза получения гарантий на продления транзита российского газа через Украину 2019 года, когда заканчивается контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины»: «Мы считаем, что после 2019 года самый крупный транзитный маршрут на текущий момент – через Украину – должен функционировать, так как он очень важен для энергетической безопасности Европы. В этом случае у нас будет три маршрута: «Ямал», «Северный поток» и украинский транзит. Три лучше, чем два», – заявил Шефчович.

Высказалась и еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер, которая в очередной раз признала, что, хотя «Северный поток – 2» не является проектом европейских интересов, … у нас нет правовых возможностей преградить ему путь». Добавив, что «есть правовые основания для обеспечения непопадания «Северного потока» в правовой вакуум». В данном случае речь идет о пересмотре Третьего энергетического пакета в той его части, где речь идет об участках газопроводов, которые проходят в международных водах. Однако внесение этих изменений в действующий документ потребует согласия всех членов ЕС. При этом очевидно, что, например, Германия и другие заинтересованные в «Северном потоке-2» страны будут против. Напомним, что пока европейские регуляторы не могут контролировать иностранные морские газопроводы.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что все документы по «Северному потоку-2» уже одобрены, в следующем году должно начаться его строительство. Он также рассказал, что Еврокомиссия давно и безуспешно хочет помешать этому проекту: «Они уже больше 10 лет пытаются добиться расширения своих полномочий, чтобы международные контракты на поставку газа и транзитные газопроводы все было под их контролем», – заявил эксперт в интервью «НиК». По его словам, вполне естественно, что страны, которые непосредственно участвуют в этих контрактах, не хотят идти на поводу у ЕК, они понимают, что все закончится элементарным вымогательством: «В случае передачи полномочий ЕК, она будет согласовывать все вопросы со всеми странами Евросоюза, а не только с теми, которые имею отношения к контрактам на поставки газа. Таким образом, например, Германии, что бы добиться положительного решения, например, от Польши, скорее всего, придется предоставить последней определенные преференции или инвестиции», – пояснил эксперт.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов, напротив, считает, что перспективы реализации «Северного потока-2» пока сохраняют интригу, так как позиция еврокомиссии по этому проекту сильно отрицательная: «Конкретных претензий пока не предъявляется, но ведется работа по распространению норм Третьего энергопакета в том числе и на «Северный поток-2». Удастся или это сделать ЕК остается большим вопросом. Тем не менее, такого рода противодействие способно очень надолго затормозить рассмотрение «Северного потока-2», – заметил эксперт в интервью «НиК». По его мнению, главная интрига заключается в том, что в 2019 году истекает соглашение о поставках газа через ГТС Украины, которая до сих пор является основным маршрутом для поставок российского газа.

"