Posted 13 сентября 2018,, 08:23

Published 13 сентября 2018,, 08:23

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Торг уместен

13 сентября 2018, 08:23
Эксперты не ожидают многого от переговоров министров энергетики России и США, но замечают, что встреча будет «полезной»

Информация о предстоящих переговорах министров энергетики России и США Александра Новака и Ричарда Перри вызвала много вопросов. Очевидно, что отношения двух стран находятся на самом низком уровне за все последние годы. Соединенные Штаты принципиально и открыто мешают продвижению российских энергетических проектов. Санкции, которые они ввели в отношении России еще в 2014 г., в первую очередь коснулись разработки российских шельфовых месторождений, в которой участвовали американские компании, а также экспорта технологий нефтегазодобычи. Тем не менее консультации в энергетической сфере потребовались, так как проблемы мирового нефтяного рынка уже невозможно решать без Москвы – и это хорошо понимают в Вашингтоне.

Любопытно, что за несколько дней до объявления планируемого визита американского министра в информационном поле в очередной раз возникла новость о закате к 2025 г. российской нефтедобычи из-за истощения месторождений Западной Сибири. Стоит отметить, что различные финансовые аналитики давно и регулярно «хоронят» нефтяную отрасль России, на этот раз о приближающемся апокалипсисе предупредили эксперты из Vygon Consulting. Вслед за этим в СМИ был опубликован прогноз Жана Лахерере, который считает, что к 2025 г. не миновать обвала 75% сланцевой добычи в США. Подобный обмен любезностями красноречиво свидетельствует, что власти США продолжают оказывать активное давление на российский энергетический сектор, правда, и Россия уже научилась парировать подобные выпады.

Не исключено, что министр энергетики США, помимо вопросов стоимости черного золота, привез обсудить и определенные предложения американских бизнес-кругов. Напомним, что санкционные ограничения в отношении России были очень болезненны для американских нефтегазовых компаний, работавших в РФ.

Тогда им пришлось покинуть перспективные российские проекты, но они не прочь в них вернуться, особенно в арктические. Поэтому, возможно, Перри привез ряд предложений по взаимодействию американского бизнеса с российскими нефтяными компаниями. По крайней мере, в официальной информации российского Минэнерго о предстоящих переговорах значилось, что «стороны обсудят широкий круг вопросов энергетического взаимодействия как в двустороннем, так и в многосторонних форматах. В ходе встречи, в частности, речь пойдет о ситуации на мировых нефтяных и газовых рынках, деятельности американских компаний на территории России и российских – на территории США, а также о возможностях по обмену опытом между нефтегазовыми компаниями двух стран».

Напомним, что президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко, мнение которого опубликовано в «НиК», говорил, что прозвучавшая недавно идея пригласить российские компании в нефтегазовые проекты на Аляске – важный сигнал, свидетельствующий о том, что интерес американских деловых кругов к сотрудничеству сохраняется и в условиях санкций. Он отметил, что для международных нефтяных компаний Россия – важный рынок, присутствие на котором имеет стратегическое значение. Данное заявление свидетельствует, что американские бизнесмены далеко не всегда разделяют точку зрения Конгресса по поводу санкций в отношении РФ.

Отраслевые эксперты также отмечают, что американские компании очень много потеряли, выйдя из российских проектов. Они заинтересованы в возвращении, однако политика этому не способствует. Есть мнение, что контакты двух стран в энергетической сфере могут быть обусловлены необходимостью обсуждения вопросов нефтяного рынка, а именно желания США сдерживать мировые цены на нефть после наложения санкций на иранское черное золото.

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев считает, что никаких серьезных подвижек в энергетическом сотрудничестве двух стран по итогам данных переговоров не будет.

«Судя по тому, что отношения между Россией и США только ухудшаются, маловероятно, что будет достигнуто какое-то новое соглашение или прогресс в переговорах. Хотя, конечно, американские компании очень сильно заинтересованы в возвращении на российскую территорию. Они пытаются каким-то образом донести эту мысль до президента и его окружения. Но мы все видели, как получилось с первым госсекретарем нефтяником Рексом Тиллерсоном, который моментально был «задвинут», после того как начал настаивать на решении ряда вопросов в пользу РФ», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

Танкаев считает, что есть и положительные итоги американских санкций.

«Положительным является то, что наши нефтяные компании полностью преодолели проблему санкционных ограничений, кроме создания нефтедобывающих платформ. Но судоверфи «Звезда» и «Росляково» развиваются быстро, поэтому уже в ближайшие годы Россия приступит к производству данной техники. Все остальные проблемы, связанные с санкциями, закрыты. Больше давить не на что»,

– указал директор компании «ИнфоТЭК-Терминал».

Он рассказал, что на территории России находятся порядка 70% перспективных ресурсов нефти и газа всей планеты, из них самыми интересными являются шельф Карского моря, побережье Гыданского полуострова, Ямала и Таймыра.

«Первая пробуренная скважина в Карском море дала открытие нового месторождения «Победа». Мало кто знает, что на этом куске нашей территории сосредоточено 56% перспективных нефтегазовых ресурсов России. Это огромная величина, потому что все перспективные ресурсы России – это 64% текущих геологических нефтегазовых запасов всего мира. Это официальные цифры по запасам Министерства природных ресурсов РФ», – пояснил Танкаев.

Эксперт отметил, что фактически американские компании, когда потеряли возможность работать на российской территории, вынуждены были очень сильно сократить финансирование геологоразведочных программ, поскольку работать стало негде. По его мнению, публикация прогноза о возможном резком снижении российской нефтяной добычи к 2025 г. – это информационная атака, направленная на то, чтобы снизить претензии американских нефтяных компаний к собственным политикам из-за отсутствия положительных результатов переговоров с Россией, проще говоря «виноград зелен».

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов считает, что отношения США и РФ в энергетической сфере развиваются по принципу «война войной, а обед по расписанию».

«Несмотря на введение санкций, американские компании спокойно покупают российские ракетные двигатели. Продолжается импорт в США российского титана, который используется в гражданском и военном самолетостроении. В атомной промышленности, поскольку США не могут обеспечить свои АЭС собственным урановым ресурсом, продолжается сотрудничество с «Росатомом», то есть США пока не прекращают покупать российскую работу обогащения»,

– напомнил эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что у США есть проблема Ирана.

«Соединенные Штаты хотят вывести иранскую нефть с рынка – это четкая политическая задача, которую поставила администрация Трампа. Как следствие, должен возникнуть дефицит черного золота, который, по разным оценкам, может составить от 2 до 3 млн баррелей. Это существенная величина, которую американцы не хотели бы превращать в рост стоимости нефти, а это значит, что кому-то стоит увеличивать добычу без резкого увеличения стоимости нефти. Поэтому визит американского министра энергетики как раз и будет иметь скрытый смысл – насколько ОПЕК и РФ смогут заместить иранскую нефть и насколько можно будет выйти на какое-то компромиссное решение в интересах США», – пояснил Анпилогов.

По его мнению, Россия на переговорах с США будет занимать достаточно взвешенную позицию, поскольку быстрых возможностей нарастить добычу у нашей страны нет, за исключением уменьшения продаж на внутренний рынок, а политические последствия могут быть негативными, в первую очередь из-за взаимоотношений с Ираном.

«Скорее всего, будет идти торговля за присутствие России на американском рынке ядерного топлива, возобновление участия американских компаний в российских проектах, а также попытки убедить США не столь активно лоббировать свои интересы на европейском рынке газа», – считает эксперт.

Анпилогов заметил, что сейчас технологии у России есть.

«Несмотря на ограничение импорта в РФ высокотехнологичных западных технологий, оказалось, что большая часть российских компаний очень эффективно развивает собственные проекты по созданию нефтегазового оборудования. Растет сотрудничество с КНР, где уже многие детали производятся не хуже западных аналогов», – отметил эксперт.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, напротив, считает, что тема Ирана и замещения нефти этой страны должна обсуждаться на более высоком уровне.

«Единственная разумная точка пересечения России и США в энергетической сфере, о которой стоит говорить, – возвращение американских компаний в российские проекты, даже не обязательно шельфовые. Компании готовы вернуться в Россию, так как для них главное – найти точку приложения капитала. А вот насколько на такой шаг готовы пойти в правительстве США – это вопрос»,

– заявил эксперт в интервью «НиК».

Он считает, что, если на переговорах будет обсуждаться тема реализации газопровода «Северный поток – 2», США постараются внушить России, что ей не стоит забывать про Украину.

«Но есть вопрос: а что они предложат взамен? Поскольку после истории с международным судом, который присудил «Газпрому» штраф за то, что он мало прокачивал газа через украинскую ГТС, в России, мягко говоря, против того, чтобы поставлять энергоносители через эту страну», – указал Журавлев. Он резюмировал, что у Москвы и Вашингтона есть много тем для обсуждения и есть возможности «обмена», но не в условиях санкций.

Вместе с тем, как заявил в ходе выступления на Восточном экономическом форуме Новак, Россия и США должны сотрудничать в сфере энергетики для обеспечения глобальной энергобезопасности: «Россия и США являются крупнейшими энергетическими державами, и, безусловно, сегодня для обеспечения энергетической безопасности необходимо сотрудничать, чтобы энергетика – основа экономики и драйвер ее роста – развивалась».

После этих слов министра можно с уверенностью сказать, что переговоры двух стран будут полезны. Однако на сегодняшний день экономике вряд ли удастся одержать видимые победы над политикой.

Екатерина Вадимова

"