Posted 13 августа 2020,, 09:13

Published 13 августа 2020,, 09:13

Modified 15 сентября 2022,, 21:29

Updated 15 сентября 2022,, 21:29

Дайджест сообщений мирового нефтегазового рынка 11–13 августа

13 августа 2020, 09:13
Обзор нефтегазовых новостей из разных стран по материалам зарубежных СМИ и официальных источников
Сюжет
Иран

Иран: санкции экспорту не помеха

Иран может экспортировать гораздо больше нефти, чем об этом свидетельствуют данные мониторинга США. Об этом сообщает американский канал NBC News со ссылкой на информацию портала TankerTrackers.com.

Речь идет об объемах порядка 600 тыс. б/с, которые перегружаются с танкера на танкер при отключенных радиолокационных маяках во избежание подозрений в нарушении санкций, введенных США против Исламской республики. Это более чем вдвое превосходит данные, которые фигурируют в отчете Конгресса США о соблюдении санкционных режимов — 227 тыс. б/с.

Портал TankerTrackers.com сообщал о том, что иранские танкеры отключают радиолокацию, чтобы их пункты назначения было невозможно отследить, еще в 2018 году, когда Дональд Трамп утвердил новый санкционный пакет. На тот момент информация о перемещении танкеров исходила главным образом с их радиолокационных маяков и от администраций портов, в связи с чем данные о маршрутах большинства иранских танкеров признавались ненадежными. В прошлом году представитель Госдепартамента США заявил для СМИ, что теперь отслеживаются и перегрузки с одного танкера на другой, идет работа с различными правительствами, чтобы они также проводили мониторинг таких операций, которые остаются одним из немногих способов доставки иранской нефти на внешние рынки.

Большинство иранской нефти тем или иным способом поступает на китайский рынок.

Как отмечает аналитик портала Oilprice.com Саймон Уоткинс, Китай продолжает запасаться дешевым иранским сырьем. Цитируя один из источников, близких к иранскому министерству нефти, Уоткинс утверждает, что в промежутке 1 июня — 21 июля Китай получил примерно 8,1 млн баррелей нефти из Ирана, хотя официальные лица в Китае заявляют, что в июне импорта иранской нефти вообще не производилось.

Однако, уточнял ранее сооснователь сервиса TankerTrackers.com Самир Мадани, не вся иранская нефть попадает в Китай напрямую. Большая часть поставок, предположительно, идет через Малайзию, а также Индонезию. Этот маневр в обход санкций предполагает составление регистрационных документов для танкера таким образом, что местом происхождения и отправки нефти оказываются эти две страны.

Ливия: Сирт может стать новым Бейрутом

Глава Национальной нефтяной корпорации Ливии (ННКЛ, NOC) Мустафа Саналла заявил, что непрекращающийся кризис в нефтедобыче в стране может обернуться катастрофическими последствиями. Очередное закрытие нефтеэкспортных портов в заливе Сирта уже привело к перебоям с электричеством на востоке Ливии.

«Милитаризация нефтяной инфраструктуры, присутствие наемников и военная эскалация увеличивают риски, которые углеводороды и химикаты, хранящиеся в нефтепортах, представляют для рабочих и населения. Все это может привести к катастрофе, еще более страшной, чем та, что произошла в порту Бейрута, и масштабным разрушениям, из-за которых Ливия уйдет с нефтяного рынка на очень много лет», — предупредил Саналла.

Из-за того, что экспорт нефти из Ливии вновь остановлен, резервуары с газовым конденсатом в портах будут заполнены уже через несколько дней.

В результате прекратится производство газа, который поставляется на электростанцию «Суэйтина» и в северную часть города Бенгази, второго по величине в Ливии, цитирует главу ННКЛ издание The Libya Observer.

На данный момент добыча нефти в Ливии составляет всего примерно 100 тыс. б/с. Еще в начале этого года она находилась на уровне 1,2 млн б/с, однако затем месторождения и экспортные терминалы были оккупированы отрядами Ливийской национальной армии генерала Халифы Хафтара. Дальнейшая эскалация конфликта ведет к тому, что экспорт ливийской нефти падает.

По оценке агентства Bloomberg, основанной на документах плановых поставок, в августе он составит лишь 1,2 млн баррелей — на 40% меньше, чем в июле. Блокада нефтяных портов Ливии приведет к тому, что нефть из этой страны не будет поступать на рынок по меньшей мере до четвертого квартала, что, согласно недавней оценке Rystad Energy, поможет сократить ожидаемый избыток в мировой добыче на 65%.

США: нефтяной госрезерв худеет

Нефтяные компании США начали забирать свою нефть и государственных хранилищ, допуская, что избыток нефти на рынке, из-за которого они направляли свое сырье в резервы, сокращается. По данным Reuters со ссылкой на правительственную статистику, с начала августа компании изъяли из государственных хранилищ примерно 2,2 млн баррелей, или около 10% из общего объема в 23 млн баррелей.

Среди тех, кто начал отбирать свою нефть из госнефтехранилищ, оказались мейджоры Exxon и Chevron, а также еще шесть компаний.

Хранилища были предоставлены производителям в апреле после того, как цены на американскую нефть WTI впервые в истории продемонстрировали отрицательные значения, поскольку трейдеры стремились закрыть свои позиции до истечения контрактов. Компаниям в тот момент пришлось начать сокращение добычи, поскольку у них было слишком много нефти, которую было невозможно продать и негде хранить.

Пытаясь спасти ситуацию, президент США Дональд Трамп поручил министерству энергетики выкупить примерно 77 млн баррелей нефти, однако это так и не было сделано, и единственной реальной альтернативой оказалось предоставление хранилищ. Первоначально возникали опасения, что дополнительная нагрузка на стратегический нефтяной резерв США приведет к его переполнению, после чего мощностей для хранения не останется, и цены на нефть снова станут падать, но этого не произошло из-за сокращения добычи.

Индия: коронавирус снова ослабляет спрос на нефтепродукты

По данным индийских властей, в июле продажи бензина в стране сократились на 10,3% к показателям того же месяца год назад, а спрос на дизельное топливо снизился на 19,3% год к году. Давление на рынок по-прежнему оказывает коронавирус — на данный момент в Индии выявлено уже более 2 млн инфицированных.

По данным Министерства нефти и газа Индии, которые приводит Reuters, потребление дизельного топлива в июле составило 5,52 млн тонн против 6,31 млн тонн в июне. На этот вид горючего приходится примерно две пятых всего топливного рынка Индии — дизель широко используется на транспорте и в ирригации. Продажи бензина в июле были почти сопоставимы с июнем — 2,26 млн тонн против 2,28 млн тонн. Июльские продажи нафты упали на 12,4% год к году (до 1,28 млн тонн), продажи битума сократились на 4,4%. В целом потребление очищенных нефтепродуктов в стране в июле составило 15,68 млн тонн — на 3,5% ниже, чем в июне, и на 11,7% ниже июля прошлого года.

На данный момент Индия вышла на третье место в мире по количеству выявленных случаев коронавируса после США и Бразилии.

Снижению спроса на нефтепродукты способствуют и другие факторы. Сильные дожди и наводнения в некоторых индийских штатах стали бедствием для миллионов людей, приостановив промышленные и строительные работы, а цены на горючее в стране держатся на высоком уровне. В прошлом месяце крупнейший переработчик нефти в стране Indian Oil Corp. сообщил, что в 2020/21 году загрузка его НПЗ будет сниженной, а восстановления спроса до предкризисного уровня в ближайшем будущем ожидать не приходится.

Норвегия: Equinor уходит от нефти

Будущий глава крупнейшего нефтедобытчика Норвегии Андерс Опедаль, который в ноябре сменит уходящего с поста Эльдара Сэтре, сообщил, что получил от совета директоров Equinor мандат на ее превращение из нефтяной компании в энергетическую компанию широкого профиля.

«Мы можем сделать Equinor лидирующей компанией в энергетическом переходе. Мы будем использовать любую возможность в построении новых цепочек ценности в водородной энергетике, технологиях улавливания и удержания углерода, а также в любых низкоуглеродных решениях», — заявил Опедаль, ранее занимавший пост исполнительного вице-президента Equinor по технологиям, проектам и бурению.

Equinor вступает в этап значительных изменений, поскольку в мире требуется предпринимать более решительные меры по сопротивлению климатическим изменениям, добавил глава совета директоров компании Йон Эрик Рейнхардсен. Ожидается, что компания будет заниматься усовершенствованием своего портфеля нефтегазовых проектов и развитием возобновляемой энергетики.

Equinor была одной из первых крупных нефтяных компаний Европы, заявивших об амбициях по превращению в энергокомпанию широкого профиля, еще в 2018 году отказавшись от своего прежнего названия Statoil.

Еще до начала пандемии коронавируса компания раскрыла планы по сокращению присутствия углерода в производимой ею энергии во всем цикле от исходной генерации до конечного потребления по меньшей мере на 50% к 2050 году. Кроме того, Equinor рассчитывает на рост прибыли в сегменте возобновляемой энергетике за счет развития ветряной генерации. К 2026 году планируется нарастить потенциал возобновляемых источников в десять раз, увеличив производственную мощность соответствующих проектов до 4-6 ГВт, а к 2035 году их установленная мощность должна вырасти до 12-16 ГВт.

Подготовил Николай Проценко

"